Построенная британцами на исходе ПМВ узкоколейка Яффа - Лод имела небольшое ответвление на север, к линии фронта; оно покидало основную линию в 2.5-3 км к северо-востоку от
яффской станции, в точке известной как "перекрёсток Сарона". Когда в 1920-м военную 600-мм сменила гражданская 1435-мм линия, она включала новую станцию
Тель Авив на месте бывшей развилки. Отсюда 7 августа 1949-го в Иерусалим проследовал первый поезд израильской линии, с премьером Давидом Бен-Гурионом и минтранспорта Давидом Ремезом на борту; регулярное пассажирское сообщение возобновилось в марте 1950-го. Между первым и вторым объект успели переименовать в Тель Авив Юг, ввиду появления парной станции на севере.
В 1970-м конечную, ветшавшую и создававшую помехи автомобильному движению в городе, передвинули на пару километров на юго-восток, на окраину города - к нынешней развязке Кибуц Галуйот. О первоначальном расположении напоминает название улицы (а-ракевет, т.е. "поезд") и
серое здание бывшей таможни, чуть изогнутое сообразно бывшим путям. Так, вероятно, было лучше для города в целом, но хуже для пассажиров. По этой и возможно другим причинам последние проголосовали ногами; к концу 1970-х с новенькой станции ежедневно отправлялся один-единственный поезд, как в 19-м веке. Ещё полтора десятка лет спустя воплотилось в жизнь давно обсуждавшееся предложение по улучшению дорожной и железнодорожной сетей в районе Тель-Авива: пересекавшую ТА с юга на север сезонную речку Аялон загнали в узкий коридор между бетонными стенами, а по освободившейся части русла проложили шоссе и железную дорогу с новыми станциями. Таким образом, с 1993-го участок Лод - ТА перестал быть тупиком, вместо этого плавно переходя в хайфскую линию; неудобную южную станцию за ненадобностью закрыли; это место до сих пор используется как стоянка поездов и для других внутренних железнодорожных нужд, но не более того.
Израильская железнодоржная сеть и конкретно Тель Авив (врезка слева внизу) в конце 1970-х / начале 1980-х:
(Коттерелл)
Экс-таможня:
Она же со стороны бывших путей:
Тельавивская станция в 1921-26:
(Библиотека Хайфского Университета)
1944:
(Золтан Клугер, Национальная фотоколлекция)
Первый поезд из ТА в Иерусалим, 1949:
(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)
(Тедди Браунер, Национальная фотоколлекция)
(Тедди Браунер, Национальная фотоколлекция)
Поезд пересекает переезд неподалёку от тельавивской станции, 1954:
(Давид Эльдан, Национальная фотоколлекция)
Открытие новой станции, 1970:
(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)
(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)
Только что открытая станция:
(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)
В 1986-м объект ненадолго "переименовали" в "Москву" в знак солидарности с советскими евреями:
(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)
Без даты:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Railways of Palestine and Israel By Paul Cotterell
אלי אלון - סיפורה של תחנת הרכבת תל אביב