Иерусалим - Гиват а-Матос.

Sep 22, 2019 00:02



На второй день Шестидневной войны израильская авиация атаковала иорданские позиции в районе монастыря Мар Элиас. Один самолёт Fouga Magister был сбит и врезался в 813-метровый холм, что к северу от монастыря и к югу от арабской деревни Бейт Сафафа; пилот, лейтенант Дан Гив'он, погиб. После войны в память о Гив'оне прежнее арабское название Табалия сменили на Гиват а-Матос, то есть "самолётный холм"; вместе с Мар Элиас и Бейт Сафафа он оказался внутри далеко шагнувших на юг (да и в другие стороны тоже) муниципальных границ Иерусалима. В 1991-м на холме поставили четыре сотни переносных домов (ака "караваны"); по слухам, на первом этапе в них поселили репатриантов из СССР; потом уже точно из Эфиопии. "Эфиопский караванный городок" ещё существовал в 2002-м. Несколько десятков (?) "караванов" есть там по сей день; все полдюжины попавшихся мне на глаза обитателей явно не были "эфиопами"; кое-где из окон звучала восточная музыка или слышалась речь с восточным же выговором.

Последние лет пятнадцать периодически заходила речь о строительстве на Гиват а-Матос "нормального" жилья. Одобренный в 2014-м план предусматривал условно еврейский квартал на 2610 квартир на холме и условно арабские 600-900 квартир в качестве расширения Бейт Сафафы. Но есть политические тонкости - во-первых, сам факт строительства нового квартала за "зелёной чертой"; во-вторых, проблема связности районов "Восточного Иерусалима". Арабские Бейт Сафафа и Шарафат и сейчас почти полностью окружены еврейскими районами - с севера "Западный Иерусалим" (Малха, Катамоним, Тальпиёт, Арнона), с востока кибуц Рамат Рахель, с юго-запада Гило. Еврейский квартал на Гиват а-Матос замкнёт "кольцо окружения" и сделает практически неосуществимым присоединение Бейт Сафафы и Шарафата к подконтрольным ПА территориям в рамках гипотетического соглашения. Отсюда недовольство ПА, международное давление и решение правительства отложить план в пресловутый долгий ящик.

Но перейдём от политики к краеведению. "Наш" холм удобно располагался в считанных метрах от популярного маршрута христианских паломников Иерусалим - Вифлеем и со временем обзавёлся своей собственной традицией. Согласно последней, отсюда пророк Хавакук / Аввакум был перенесён ангелом в Вавилон; вот соответствующий эпизод в христианской версии книги Даниила, глава 14:

Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали их, чтобы они съели Даниила. Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место. В седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле и, подойдя ко рву, взглянул в него, и вот, Даниил сидел. И воскликнул царь громким голосом, и сказал: велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного кроме Тебя! И приказал вынуть Даниила, а виновников его погубления бросить в ров, - и они тотчас были съедены в присутствии его.

Некий объект, расположенный на холме к западу или северо-западу от монастыря Мар Элиас и подписанный "церковь пророка Аввакума", можно увидеть на двух рисунках Жана Зуаллара (1586). Вот дорога из Иерусалима (A) в Вифлеем. Согласно подписи, Мар Элиас обозначен F, а церковь Аввакума G; но видимо буквы (и не только эти) перепутаны.



(wiki)

А вот крупный план, здесь всё правильно:



(wiki)

Руины, связанные с этой традицией, отмечают в 19-м веке русские паломники; возможно, они имели в виду что-то из нижесфотографированного, например "круглое сооружение" на восточном склоне; впрочем, не берусь гадать.

Поднявшись на высоту, открывается уже недалеко монастырь Св. Илии. Вправо, на скате горы, показывают развалины, называемые жилищем Пророка Аввакума, где после существовала церковь; арабы называют это место Пабелие. Отсюда Ангел Господень перенес Аввакума в Вавилон, в ров Даниилов, с пищею для заключенного.
(Авраам Сергеевич Норов - Путешествие по Святой Земле в 1835 году)

Несколько далее на той же самой стороне {правой стороне дороги из Иерусалима в Вифлеем}, на покатости скалистой горы, видны развалины; это - место, на котором, по преданию, Ангел восхитил пророка Аввакума, несшего обед жнецам, и перенес его в ров львиный, куда был ввержен Даниил.
(Леонид Кавелин - Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. (1859))

Теперь от слова печатного - к объективной реальности, данной нам в ощущениях. Начнём с полуразрушенных домов с заглавного фото; они находятся у северо-восточного подножия холма и знакомы, вероятно, каждому, кто проезжал мимо по Хевронской дороге. Интерес вызывает навесная бойница с изображениями крестов над входом в дальнее (западное) строение. Увы, какую-либо информацию мне найти не удалось; экскурсовод Арье Кляйн подсказывает, что в начале 20-го века здесь был загородный дом семьи Хуссейни, в частности тут отдыхал Муса Казим аль-Хусейни, мэр Иерусалима в 1918-20; но бойницу с крестами это никак не объясняет... Объект с севера:



Обход восточного строения:





Вершки:







Корешки:



Западное строение - с арочным дверным проёмом и бойницей, украшенной крестами:













Дальше на юг и запад - другие полуразрушенные здания, теперь встроенные в чей-то забор:



На восточном склоне холма, у самой Хевронской дороги - памятник Дану Гив'ону:





Южнее и выше - османская печь для обжига извести:









Печь сверху:



Вид на монастырь Мар Элиас и холм Гиват а-Арбаа:



Рядом маленькая винодавильня... или не винодавильня:



И заваленный мусором иорданский окоп:



Тропинка, ведущая от печи на север...



...приводит к круглому сооружению диаметром 9.4 м. В начале (6-8 века) здесь, видимо, было подземное отшельническое жилище; археологи выкопали тело жильца, носившего на себе железные цепи. Потом сверху построили башню, возможно в качестве памятника отшельнику. Ещё позже башню увеличили, возможно уже для какой-то другой цели ?







Интерьер:









"Караваны" на вершине холма:





К западу от караванов - выстроившиеся полумесяцем иорданские укрепления, вроде бы "филиал" ротного укреплённого пункта на Гиват а-Арбаа:



По крышам укреплений, по часовой стрелке:









И вдоль фасадов в обратном направлении:







По соседству - руины византийского строения. Возможно, предполагает копавшая в этих местах Елена Коган-Заави, оно было частью монастыря, посвящённого пророку Аввакуму. Но вряд ли паломники писали об этом объекте, поскольку с дороги он не виден.











Просто вид:



А ещё возле холма проходил так называемый "верхний акведук", доставлявший в западную часть римского Иерусалима воду из Соломоновых прудов. Если я правильно понимаю, удели я больше времени обходу холма, то мог бы найти небольшие фрагменты на западном и северном склонах последнего. В августе 2023-го пресса сообщила, что Офер Сион и Ротем Коэн из Управления древностей раскопали где-то здесь целых 300 метров означенного акведука.

Фотографии: в wikimedia commmons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Antiquities.org.il
Il devotissimo viaggio di Gervsalemme By Jean Zuallart
BibleWalks
Jcpa.org
Jewishstandard.timesofisrael.com

фотоотчёты, доты, мемориалы

Previous post Next post
Up