Хайфа - Тель Шикмона.

Jun 10, 2018 21:46



Недавний пост про Хурват Кастра, что на южной окраине Хайфы, начинался с цитаты из безымянного паломника 6-го века из Пьяченцы: "Напротив Птолемаиды {Акко}, в шести милях, есть город Сикамин под горой Кармель; и в миле от Сикамина Кастра Самаритянская". Этот же Сикамин можно найти у других паломников, а также в вавилонском талмуде. Наиболее же ранним упоминанием мы обязаны Флавию; в Иудейских древностях 13:12:3 он описал конфликт между Птолемеем Лафуром, на тот момент правителем Кипра, и нашим хасмонейским монархом Александром Янаем в 103-м году до н.э., и среди прочего: "Птолемей, узнав в пути об изменившемся решении жителей Птолемаиды {Акко}, тем не менее поплыл к ним и, прибыв в Сикамин, высадил там свое войско". Война складывалась для Александра неудачно, но тут вмешалась птолемеева мать (естественно, Клеопатра, с номером 3), опасавшаяся чрезмерного усиления опального сына; её армия, под началом иудеев Хелкии и Анании, заставила Птолемея отступить. Завершает эту историю Флавий абзацем о двойной лояльности египетского еврейского лобби:

Не имея другой защиты, кроме Клеопатры, и сильно пострадав от ее сына, Птолемея, Александр Яннай прибыл к царице с дарами и оказал ей те знаки уважения, которых она была достойна. Тогда некоторые из приближенных царицы посоветовали ей принять дары, но в то же самое время напасть на Иудею, овладеть ею и не забывать того, что от этого одного человека находится в зависимости такое значительное количество храбрых воинов. Однако Анания воспротивился их убеждениям, указывая на то, что царица поступит несправедливо, если лишит власти союзника своего, который вдобавок является единоплеменником. "Знай,- сказал он ей при этом,- что если ты обидишь его, то возбудишь против себя ненависть со стороны всех нас, иудеев". Благодаря такому совету Анании Клеопатра решила не трогать Александра и даже заключила с ним дружественный союз в Келесирии, в городе Скифополисе.

Возвращаясь к городу Сикамина, своим названием он скорее всего обязан растению Ficus sycomorus, оно же греческая сикамина или ивритская шикма. Ещё британцы из PEF предложили идентифицировать город из античных источников с известным каждому хайфчанину холмом Тель Шикмона (Тель ас-Самах, т.е. "холм рыбы"), расположенным на берегу возле Института Океанографии. В 1939-м мандатное Управление Древностей копнуло около холма и обнаружило часовню 6-го века с мозаичным полом. В 1951-м аналогичная израильская организация занималась византийским монастырём в южной части сайта, под началом Моше Дотана. Систематические раскопки провёл в 1963-78 Йосеф Эльгавиш под эгидой хайфского Музея древнего искусства. Потом было что-то в 1994-м. Последние на данный момент раскопки холма и окрестностей проводили археологи из Хайфского Университета под началом Михаэля Айзенберга в 2010-13. В 2008-м маленький (73 дунама) участок в районе Тель Шикмона был объявлен национальным парком, в свою очередь входящим в значительно больший заповедник.

По итогам раскопок вырисовывается следующая картина. Первое поселение на холме появилось в позднюю бронзу, в 15-м веке до н.э.; возможно, первоначально оно было египетской военной базой. Найдены остатки жилых и общественных зданий, а также украшения, египетские скарабеи, микенские и кипрские сосуды. Железный век (12-6 века до н.э.) представлен восемью слоями; городу, похоже, часто доставалось от супостатов. Имеем 60-метровый отрезок казематной городской стены минус 10-го века в южной части холма; жилища, в том числе "четырёхпространственный дом" минус 9-го века; склады и маслодавильни; плюс статуэтки и керамику. В персидский период город находился под крылом Тира; найден жилой квартал, оружие, каменные и керамичeские сосуды; в минус 4-м веке появились укрепления. При греках построили очередную крепость со складами, в которые натаскали амфор с греческими надписями и печатями; одна печать упоминает смотрителя рынка ака агоранома и 132-й год до н.э.. Ещё одну крепость была построена римлянами во второй половине первого века, вероятно в связи с иудейским восстанием. Наконец, имеем византийский город; к югу от холма раскопали большой жилой квартал с четырьмя десятками мозаичных полов и сетью жалобов, отводивших дождевую воду в общественные резервуары; там же располагалась большая промышленная постройка; к северо-востоку от холма были лавки и мастерские. Город прекратил своё существование в 7-м веке. Поверх византийской виллы на холме есть остатки здания раннего исламского периода, но не более того.

Впервые я побывал в тех краях в уже довольно далёком 2011-м году; раскопки теля были в самом разгаре:









"Четырёхпространственный дом":







Сейчас там уже подзаросло:



Казематная стена ?





Зато на этот раз я гораздо тщательнее обошёл "нижний город" к югу от холма:



Вот, например:











Вид на вышеупомянутое промышленное здание неизвестного назначения (24 на 13 м). Вроде бы есть мнение, что где-то здесь перерабатывали моллюсков на пурпур; мол, нашли сотни подходящих раковин и остатки краски. Теорию о производстве пурпура где-то на Тель Шикмона подтверждает недавний анализ местной керамики железного века. В шестом веке здание переоборудовали под жильё.





Не знаю, относится ли к промзоне эта мозаика:





Много резервуаров:









Забытые кем-то очки:







Ещё ракурс:



На крайнем юге - монастырь; он вроде продолжал существовать после разрушения города, но сколько - непонятно.













Что-то мраморное:



И опять же, мозаики в ассортименте:











Здесь была церковь:











Греческим, увы, не владею:



Апсида:







И за ней, вроде, снова что-то производственное ?





А этот мозаичный пол часовни - вероятно тот самый, который раскопали в 1939-м; насколько я понимаю, он оказался на пути у строителей дороги и был перемещён на восточную сторону оной:



Там же некрополь; но он в этот пост уже не помещался от слова никак, равно как и находки из Шикмоны, выставленные в Морском музее...

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land, volume 4
The survey of western Palestine (volume 1) By C.R. Conder et al p 289,p 352
National Maritime Museum
BibleWalks

церкви и монастыри, фотоотчёты, мозаики

Previous post Next post
Up