(по следам
похода с Крылатым Верблюдом)
Благополучно преодолев
горный участок Нахаль Ткоа, мы направились в гости к бедуинам, разбившим свой зимний лагерь около продолжения русла; а оттуда к "руинам матери колонны", т.е. Хирбет Умм эль-Амед. К слову, у этих руин есть
тёзка в лице нижнегалилейской синагоги, но для того объекта в Израиле чаще используют ивритское название Хурват Амудим. На сегодняшнюю "мать" впервые из исследователей набрели Кондер энд ко и определили как вероятный монастырь. В 1970-е объект исследовал Хиршфельд и осторожно предложил идентифицировать с монастырём аввы Дионисия и аввы Феодосия, упомянутым
Эпифанием Кипрским в четвёртом веке. Ещё одна идея излагается
в статье на сайте sobory.ru; по мнению автора статьи, именно наш объект с большой вероятностью отметился
у Даниила в начале двенадцатого века:
Есть к югу от Вифлеема
монастырь святого Харитона... И мы поклонились там, на месте том святом, и пошли на гору, к югу от монастыря того, верста одна расстояние. И там есть место ровное в поле, на котором восхищен был пророк Аввакум, когда он шел на поле к жнецам с едой и водой. И принес его ангел в Вавилон к Даниилу-пророку в ров, и оттуда, накормив Даниила и напоив, он вновь был восхищен ангелом и в тот же час, в тот же день вновь, опять был на том же месте у жнецов и дал им обед. И ныне стоит на месте том как бы теремок, построенный в честь знамения. До Вавилона же оттуда расстояние сорок дней. И от того места близко церковь большая, построенная клетью, во имя святых пророков. И там внизу, под церковью той, есть пещера большая, в которой лежат двенадцать пророков в трех раках: Аввакум, Наум, Михей, Иезекий, Авдий, Захария, Иезекииль, Измаил, Савеил, Варух, Амос и Осий. И близко там на горе есть село большое весьма; и живет в нем сарацин много; и христиан тут же, в селе том, много. А село это - родина святых пророков: там рождались святые пророки, и это отчина их - то село. И там мы спали одну ночь, в селе том, Божьею благодатию хранимые. И приняли нас христиане в том селе хорошо. И оттуда, хорошо опочив ту ночь и наутро рано встав, пошли мы к Вифлеему.
Список имён у Даниила немного странный; большинство в нём составляют библейские "малые пророки"; но тут же и Йехезкель; неканонический
Барух; какой-то Иезекий (может царь Хизкиягу ?); а также Измаил и Савеил, вроде посторонние святые.
В общем, первым делом немного дальше вдоль Нахаль Ткоа:
Бедуинский лагерь:
Овцехозяйство:
Няшный ягнёнок нескольких минут от роду:
После перекуса (вегетарианского) идём дальше:
Длинный подъём:
Здесь был монастырь:
Объект был окружён стеной толщиной 0.7 м, следы которой должны быть видны с северной и западной стороны. В соответствующем углу находилась квадратная башня со стороной 5.6 м. Линии, уходящие на северо-запад - насколько я понимаю, акведуки, собиравшие паводковые воды одного из притоков Нахаль Ткоа. Церковь представляла собой трёхнафную одноапсидную базилику размером 25 на 18 м. В какой-то момент бедуины выдолбили колонны церкви и соорудили из них систему поилок где-то ниже по склону; но к настоящему времени и эта система вроде тоже сгинула.
(JSP 14)
Апсида церкви:
Ещё какая-то кладка:
Около церкви - резервуар для воды:
Подземелье, возможно тоже резервуар:
На стенах вроде видны следы краски:
И ещё подземелье, в которое - ура - можно залезть; тоже возможный резервуар, но автор вышеуказанной статьи считает его криптой церкви, в которой и могли находиться останки пророков.
Внутри:
По другую сторону колонн то же самое:
Пора наружу:
А там ничего нет:
Отшельникам туда:
Обратный путь:
Уфффф, дошли... Ткоа Далет:
Фотографии: в
wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Judea and Samaria Publications 14 - Corpus of Christian sites in Judea
The survey of western Palestine (volume 3) By C R Conder et al