Ястреб из слоновой кости.

Sep 14, 2017 19:18




Зенитная ракета MIM-23 Hawk была прибретена израильской военщиной в 1962-м, фактически поступила на вооружение АОИ в марте 1965-го и продержалась почти сорок лет, до 2014-го. АОИ присвоила девайсу названием "Шинhав" ("слоновая кость"); по другим данным, его носил только "Хок" модернизированный до уровня PIP/Phase 3. К первоначальным пяти батареям примерно в 1968-м докупили ещё шесть, поставки пришлись на 1969-71. В октябре-декабре 1973-го были получены ещё три батареи, и ещё не менее двух в конце 70-х. После ВСД имевшиеся батареи были модернизированы в вариант Improved Hawk; дальше были модернизации по программам PIP (Product Improvement Program)/Phase 1, PIP/Phase 2 и PIP/Phase 3. Подробнее см статью oleggranovsky.

Первое боевое применение имело место в январе 1967-го - пальнули по сирийскому МиГ-21, но не попали. 5 июня 1967-го впервые попали - по самолёту, направлявшемуся в сторону секретного объекта в Димоне; аппарат оказался повреждённым в бою (?) своим Ураганом, пилот Йорам Арпаз погиб. В мае 1969-го наконец-то был сбит египетский МиГ-21. В общей сложности на счету девайса 36 самолётов и вертолётов.

Самая известная добыча израильских Хоков - сирийский разведывательный МиГ-25, сбитый в 1982-м над Ливаном, на высоте порядка 21 км. На такой высоте и 2.5-звуковой скорости нахальный шпион был недосягаем для Хока, да и вообще труднодосягаем. Согласно описаниям (см. напр. 1,2,3), в ходе так называемой операции Гозаль ("птенец") пусковую затащили на гору Барук (максимальная высота 1943 м), плюс находчивый техник-резервист Пини Шефтер сымпровизировал некий девайс, позволивший захватить цель. В итоге 31 августа состоялся пуск, цель была повреждена и затем добита Ф-15. После этого случая и до конца первой ливанской МиГ-25 над Ливаном вроде больше не наблюдались.

Рунет, впрочем, отрицает:

В израильских источниках встречается информация о уничтожении сирийского разведчика МиГ-25 31-го августа 1982, что не соответствует действительности. Даже к концу года в составе ВВС Сирии не числилось боеготовых самолетов этого типа, а первые МиГ-25РБС начали эксплуатироваться в начале 1983, появляясь в т.ч. и над Ливаном. Есть информация о потере сирийцами в этот день "спарки", возможно это был двухместный МиГ-25У.
(http://www.skywar.ru/Lebanon.html)




Разгрузка в Хайфе, 1965:







Парад в Тель Авиве, 1965; в роли буксира - Ford G398:



(Моше Придан, Национальная фотоколлекция)



(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)



(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)

1965:



(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)

Парад в Хайфе, 1966; кроме пусковой и ракет, в кадр попали две РЛС подсветки целей (с двумя "тарелками"), одна РЛС целеуказания на малых высотах (CWAR - Continuous Wave Acquisition Radar, с прямоугольной антенной) и радиолокационный дальномер (ROR - Range Only Radar, с одной "тарелкой"):



(Моше Придан, Национальная фотоколлекция)

1967:



(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)

Установка ракет с транспортёра на пусковую:



(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)

Парад в Иерусалиме, 1968:



(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)



(Давид Эльдан, Национальная фотоколлекция)



(Архив ККЛ)



(Архив ККЛ)



(Эфраим Орни, Архив ККЛ)

1973, южный фронт:



(Рон Илан)

1978, на заднем плане видна РЛС целеуказания на больших и средних высотах:



(Яаков Саар, Национальная фотоколлекция)

Джабель Барук, первая ливанская:




1990:




1991:



(Натан Альперт, Национальная фотоколлекция)



(Натан Альперт, Национальная фотоколлекция)

1992:



(Зив Корен, Национальная фотоколлекция)

В музее ВВС:



Пусковая установка:



Транспортёр:



РЛС целеуказания на больших и средних высотах (Pulse Acquisition Radar):



РЛС подсветки целей (High Power Illuminator Radar):



Самоходный вариант пусковой, M727, на базе транспортёра M548. Как подсказывает oleggranovsky, в АОИ была одна батарея с такими ПУ.





Он же в естественной среде обитания, 1988:



(Шикма Гилад, Архив АОИ)

1997:



(Ариэль Шалит, Архив АОИ)

Хоки в Египте:









сша, зур, израиль, египет

Previous post Next post
Up