Джуб Юсуф.

May 04, 2017 00:18



Начнём со всем знакомой истории, приключившейся с библейским Иосифом:

И сказал Исраэйль Йосэйфу: ведь братья твои пасут в Шехэме; пойди же, я пошлю тебя к ним. И он сказал ему: вот я. И он сказал ему: пойди же, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хэвронской; и он пришел в Шехэм. И нашел его некто, когда он блуждал по полю, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: братьев моих ищу я; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они двинулись отсюда, ибо я слышал, как они говорили: "пойдемте в Дотан". И пошел Йосэйф за братьями своими, и нашел их в Дотане. И увидали они его издали, и прежде чем он приблизился к ним, они замыслили убить его. И сказали друг другу: вот сновидец тот подходит. Теперь же пойдем и убьем его, и бросим его в одну из ям, и скажем: хищный зверь съел его; и увидим, чем станут сны его. И услышал Рыувэйн, и избавил его от рук их, и сказал: не лишим его жизни! И сказал им Рыувэйн: не проливайте крови; бросьте его в эту яму, которая в пустыне, а руки не налагайте на него; чтобы избавить его от рук их, чтобы возвратить его к отцу его. И было, когда пришел Йосэйф к братьям своим, они сняли с Йосэйфа рубашку его, рубашку его разноцветную, что на нем. И взяли его, и бросили его в яму; а яма эта пустая, не было в ней воды.
(Бытие 37:13-24)

Дотан, сообщает нам Евсевий, "существует в пределах Севасты, отстоя от нее на 12 милиариев к С". В 1851-м Ван де Вельде набрёл километрах в 16 севернее Себастии на холм с идеально подходящим названием Тель Дотан; так что, кажется, с географией этой истории сейчас всё ясно. Но за тысячу с гаком лет до Ван де Вельде яма Иосифа перекочевала в Коран, причём без каких-либо географических ориентиров:

Один из них (братьев) воскликнул: «Если вы [все же] решили что-то сделать, то не убивайте его, а бросьте на дно колодца, он будет подобран путниками... Когда ушли они с ним и сообща решили, что поместят его на дно колодца, Мы внушили ему (Юсуфу) [Божественным Откровением]: «Ты им еще напомнишь об этом поступке, а они и не почувствуют [они, увидев твою власть и величие, даже представить себе не смогут, что ты - это тот самый беззащитный Юсуф]».
(12:10-15)

Мусульманские комментаторы, таким образом, были вольны искать место злоключений Юсуфа где угодно, и находили в разных местах - от Иерусалима до "где-то в Сирии". В 13-м веке Якут аль-Хамауи приводит две версии - самарийскую и галилейскую:

Джуб Юсеф, дыра, в которую его бросили братья, чём упоминает Аллах в его драгоценной книге, находится в Урдане, между Баниасом и Тверией, 12 миль от Тверии по дороге в Дамаск. Так сказал Истахри, а другие говорят, что Яков жил в Шхеме в Палестине, и что колодец... находится между Кфар Махпария, называемой Санджил, и Шхемом...

Упомянутый в цитате аль-Истахри - географ десятого века; в том же десятом Кудама помещает яму Иосифа (Джуб Юсуф) в окрестностях Тверии, а аль-Мукадаси - в одном переходе от Баниаса. При крестоносцах традицию переняли христианские авторы (так, Робинсон упоминает Бурхарда); а поскольку в отличие от мусульман твёрдо знали, что яма должна быть в Дотане, то и последний перенесли в Галилею.

Во второй четверти 14-го века марокканский путешественник Ибн Батута обнаружил яму Иосифа между Тверией и Бейрутом, во дворе небольшой мечети, и рядом с завией. В 1470-м бельгиец Ансельм Адорно отметил по пути от Кинерета на север, в месте под названием Jebehosep, "красивый каравансарай недавней постройки" и колодец, который мавры считают священным и не позволяют христианам из него пить; правда, почему-то (ассоциация с Иосифом виновата ?) он решил, что находится в библейском Шхеме, а колодец - тот самый, из которого самаритянка поила Иисуса. Согласно Робинсону, хан и яма Иосифа упоминаются в 16-м веке Фюрером и Радзивилом, и в семнадцатом Кварезми. Аквиланте Рочетта (1599) отмечает каравансарай ("древний клуатр"); внутри (?) колодец Иосифа, над которым установлен деревянный купол на четырёх мраморных колоннах; и на холме к востоку руины домов сыновей Иакова; и добавляет, что колодец почитался армянами и другими восточными христианами. François-Savinien d'Alquié (1667) пишет про хан и колодец в его углу, под куполом на четырёх колоннах, рядом с мечетью. Наполеоновский географ Пьер Жакотен на своей карте пометил один из перекрёстков дорог "Puits de Joseph", но о хане почему-то умолчал; хотя соседние каравансараи у него отмечены. Зато находившийся по другую сторону баррикад британский морской офицер Фрэнсис Спилсбери оставил рисунок с сопроводительным текстом:




Происхождение этого колодца народ связывает с Иосифом, слугой Потифара. Турки испытывают глубокое почтение ко всему наследию праотцев, и потому возвели над ним мечеть. В здании есть каравансарай для путешественников. Маленькая дверь справа ведёт к колодцу. Этот реликт древности находится в скалистой стране: далёкая гора - Ормели, или Пистратен {кхм ?}; слева видна фигура, закрывающая яму, в которой якобы Иосиф был заточён братьями; и справа находится маленькая кирпичная могила с четырьмя арками и куполом. Её называют "могилой волка", и турки рассказывают о ней такую легенду. Когда братья Иосифа принесли его одежду отцу Иакову, они рассказали что волк убил и разорвал его сына, и что они уничтожили того волка. "Тогда идите" - сказал праотец - "и похороните волка, и вы заодно похороните моего сына."
...
Вопреки народной традиции о происхождении колодца, антиквары относят его ко временам халифов, одним их которых, по имени Иосиф, он и мог быть сооружён. Яма имеет форму конуса, узкая вверху, но расширяющаяся ко дну. Её стороны выложены гладким цементом, и глубина всего около десяти футов. В октябре 1799-го, когда был сделан этот набросок, она была отвратительна, из-за тел, которые бросили в неё проходившие французские войска.

Доминго Бадия-и-Леблих - рисковый парень, специализировавшийся на посещении закрытых для европейцев частей Ближнего Востока под видом мусульманина Али Бея аль-Аббаси - побывал здесь в 1807-м, застал хан под названием Наби Юсуф, в нём солдат из Акко, и в 40 шагах к западу {кхм...} руины цистерны, считавшейся ямой Иосифа. В 1812-м за ним последовал ещё один рисковый псевдомусульманин Иоганн Буркхардт, пользовавшийся псевдонимом "шейх Ибрагим ибн Абдалла", и записал следующее:

Мы покинули город ( Цфат) рано утром, и спустились по склону горы к озеру; земля здесь большей частью необработанная и без деревьев. Через два с четвертью часа (пути) находится хан Джоб Юсеф, или хан "Колодец Иосифа", расположенный на узкой равнине. Хан быстро разрушается; возле него есть большой резервуар. Здесь показывают колодец, в который Иосифа бросили братья; он находится в маленьком дворе рядом с ханом, примерно три фута в диаметре и по меньшей мере тридцать глубиной. Мне сказали, что его дно высечено в скале; стены, на всю глубину что мне было видно, выложены камнем; и он никогда не пересыхает, поэтому трудно поверить что это колодец, в который был брошен Иосиф. Вся гора в окрестностях покрыта чёрными камнями; но в основном скала из известняка. Местные жители говорят, что слёзы Иакова, капавшие на землю пока он искал сына, превратили белые камни в чёрные, и называют эти камни слезами Иакова. Колодец Иосифа почитаем и турками, и христианами; у первых есть маленькая часовня рядом с ним, и люди из караванов редко проезжают здесь без того, чтобы произнести несколько молитв в честь Юсуфа. Хан находится на большой дороге из Акко в Дамаск. Его населяет дюжина магрибских солдат с семьями, и они обрабатывают поля рядом с ним.

Ниже ещё одна картинка, Адриена Дозе, из книги Исидора Тейлора; насколько я понимаю, он был сделан примерно в 1829-м. В 1838-м Робинсон пишет о здании как о разваливащемся (что логично ввиду землетрясения 1837 года), но частично поддерживающемся в порядке для отдыха караванов; в остальном же более-менее следует описанию Иоганна Буркхардта, на которое и ссылается.



(wiki)

Как видим, многие из вышеупомянутых/вышепроцитированных авторов помещают "яму Иосифа" внутри каравансарая или в примыкающем к нему дворике; тогда как Спилсбери - на холме левее (восточнее) хана. В 1863-м, Герен описывает хан как разрушающийся, и тоже размещает резервуар, считающийся ямой Иосифа, на холме к северо-востоку. В 1867-м Марк Твен возвращает яму обратно:

Часов в десять утра мы остановились у рва Иоси­фа. Это разрушенный средневековый караван-сарай, в одном из боковых дворов которого мы увидели глубокий, обнесенный стенами и крытый сводом ров, наполненный водой; предание гласит, что в этот самый ров бросили Иосифа его братья. Более достоверное предание, опирающееся на географию страны, утверж­дает, что знаменитый ров находится в Дофане, при­мерно в двух днях пути отсюда. Как бы там ни было, раз многие верят, что это и есть настоящий ров, на него любопытно поглядеть.
(Простаки за границей, глава 20)

В 1875-м исследователи из PEF отметили, что здание "всё ещё в очень хорошем состоянии, и используется торговцами для отдыха" - вполне возможно, что "хорошим" оно было по сравнению с другими руинами - и, подобно Герену, "передвинули" яму на холм. Даллес застал в полуразрушенном здании караван из Дамаска. В конце девятнадцатого века хан попадает на фотографию (1867-1895, via); к сожалению, снимок сделан очень издали и доступен мне только в таком разрешении:




До 1948-го рядом то существовала, то не существовала небольшая деревушка, тоже называвшаяся Джуб Юсуф. Согласно документу от 1596 года, она насчитывала 13 домов. К девятнадцатому веку деревня была заброшена. В начале двадцатого на её месте поселились бедуины из племени Араб аль-Суяд; в 1945-м британцы насчитали 170 жителей. 4 мая 1948-го деревня была занята Пальмахом в ходе операции Ифтах. Возле деревни и каравансарая была могила шейха Абдаллы; в 1689-м её упомянул Абд аль-Гани аль-Набулси (на обочине дороги, под куполом). По амуданану, могила находилась немного к западу от каравансарая и там давным-давно только груда камней. Не она ли, случайно, изображённая Спилсбери "могила волка" ? А вот Тейлор в середине 19-го века поместил могилу шейха в мечети возле ямы Иосифа...

Итак, первым делом заезжаю в кибуц Амиад, и вдоль южной его ограды добираюсь до приметного пилбокса. Табличка говорит, что объект использовался защитниками кибуца в войну за независимость. Я не понял, подвергался ли когда-либо кибуц нападениям, но весной 1948-го были обстрелы транспорта поблизости. Аналогичные пилбоксы можно увидеть в кибуцах Гешер, Рамат а-Ковеш и вроде бы Шамир.











Рядом с пилбоксом обнаруживаю запертые ворота, отпертую калитку, а по другую сторону последней - ржавый трактор...



...и грунтовую дорогу, ведущую на юг:



По ней минут через пять добираюсь до каравансарая:



Вид с северо-востока:



С северо-запада:



И с юго-запада; такая кладка из чередующихся рядов светлых и тёмных камней называется аблак:



План, позаимствованный из википедии; очевидно, результат разведки, проведённой Британской Археологической Школой в 1980-е. Размер здания 47 на 34 м, внутренний двор 22 на 16 м, толщина стен от 1.5 до 2.8 м. Цитрин-Сильверман затрудняется датировать каравансарай. В его архитектуре она находит некоторые общие черты с айюбидскими и ранними мамлюкскими постройками, и считает возможным, что упомянутая Ибн Батутой в 14-м веке завия и есть "наш" объект. С другой стороны, мол, есть и определённые аргументы в пользу 15-го века. В любом случае, северный ряд комнат (2-5) она считает относительно поздней пристройкой.



В северо-западном углу (1) двор с колодцем; рядом (6) помещение с михрабом; многие источники выше явно имеют в виду именно эти колодец и мечеть...



Под двором, видимо, резервуар:



Этот же двор на рисунке Леона де Лаборде (прим. 1837):




Мечеть:





За дверью - помещение номер 7:



Ворота:



Справа вход в комнату номер 2:





И в комнату номер 8:





Слева номер 4:



С проходом в номер 5:



А также номер 10 и лестница на второй этаж:









Вид сверху на внутренний двор, в направлении на юго запад:



И на северо-восток:



Западная галерея (номер 12):



На востоке - вероятный загон для скота, дальше холм и колодец:



На юге - пруд:



Спускаюсь и захожу во двор; вот ворота изнутри:



Восточная сторона двора:



Восточная галерея (номер 14):





В юго-западном углу дверь в короткую галерею (16), соединённую с западной (12):





Номер 17, мечеть:



Это, наверно, номер 18:





Тропинка от ворот каравансарая приводит к колодцу на холме:





С 1912 года мало что изменилось:




Табличка на урду: Во имя Аллаха, колодец Иосифа, да покоится он с миром, 1318 (т.е. 1900):



Внутренняя сторона купола:



Собственно яма:





Вид с холма на уже хорошо знакомый каравансарай:



Под этим деревом, сообщает амуданан, когда-то находилась могила шейха Абдаллы:





Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Road Inns (Khans) in Bilad al-Sham By Katia Cytryn-Silverman
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
Palestine under the Moslems. A description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 By Guy Le Strange p 418, p 465
Travels Through Cyprus, Syria, and Palestine; with a General History of the Levant By Giovanni Mariti
Picturesque scenery in the Holy Land and Syria: delineated during the campaigns of 1799 and 1800 By Francis Spilsbury
Travels in Syria and the Holy Land By Johann Ludwig Burckhardt
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: a journal of travels in the year 1838 By Edward Robinson, Eli Smith
La Syrie, la Palestine et la Judée By Isidore Justin Séverin Taylor
Description géographique, historique et archéologique de la Palestine (Galilée, pt. 1) By Victor Guérin
The survey of western Palestine (volume 1) By C R Conder et al
The ride through Palestine By the Rev. John W. Dulles
Palestine and Syria: Handbook for Travellers By Karl Baedeker
Borisfenus.blogspot.co.il
Michaelarch.wordpress.com
Отчёт ЖЖ-юзера levakov
Отчёт ЖЖ-юзера m-k
Отчёт ЖЖ-юзера borisfen100

каравансараи, фотоотчёты, доты

Previous post Next post
Up