О британском вкладе в разработку Меркавы.

Apr 14, 2016 13:08




Если я правильно понимаю, ещё в начале 60-х, когда Израиль покупал в Великобритании очередную партию Центурионов, стороны проявляли заинтересованность в сделке по будущему танку Chieftain, тогда ещё в разработке. К середине десятилетия британцы новую машину практически допилили; а в Израиле как раз всерьёз решили наладить лицензионное производство танков, и после рассмотрения кандидатуры AMX-30 остановились на Чифтене. В начале 1967-го два экземпляра были отправлены в наши края на обкатку (операция Hotshot 2), проходившую в районе Нахаль Цин в Негеве. Вскоре случилась Шестидневная война; Дунстан приводит историю о том, что британский МИД прислал требование срочно отодвинуть их танки от границы, а то как бы кто-нибудь чего не подумал; на что израильтяне якобы ответили в духе "не волнуйтесь, мы отодвинули границы" (звучит как байка, но автор, вроде, вполне серьёзен). Так или иначе, сотрудничество продолжилось; в декабре 1967-го и феврале 1968-го прибыли ещё две пары танков, усовершенствованных для использования в условиях пустыни (операции Rissole 1 и 2 соответственно). Но в 1969-м давление со стороны арабских стран привело к отмене сделки и отзыву танков. Таль пишет, что поворот на 180 градусов был поначалу встречен в Израиле с пониманием, но потом всплыла информация, что принципиальное решение не продавать Чифтены Израилю было принято гораздо раньше, и островитяне просто не спешили информировать партнёра (тем временем продолжая скармливать ему подержанные Центурионы). В порядке догадки - возможно, одной из причин скрытности было желание "позволить" АОИ помочь в вылизывании продукта, тем более что планировалась его поставка кое-каким клиентам со сходным климатом. Так или иначе, после срыва сделки сионисты пораскинули мозгами и решили делать свой танк...

НГШ Рабин и главный танкист Таль позируют на фоне Чифтена, 1967:




Вроде тоже у нас:




Самым массовым покупателем Чифтена стал Иран (около 900 штук, плюс 41 БРЭМ и 14 мостоукладчиков):













Кроме того, в Иране наладили производство мало чем отличающейся машины, поименованной Мобарез (воин):




2016:




На ремонте, 2017:













Ещё одним клиентом стал Кувейт (175 штук); Чифтены 35-й бригады принимали участие в короткой войне с Ираком и большей частью были выведены из строя...




...а меньшей пересекли границу Саудовской Аравии:







То ли экс-иранские, то ли экс-кувейстские машины на иракских танкокладбищах, обильно украшенные американскими граффити:













Видимо, часть трофеев Саддам выдал иранской оппозиции:






(АФП, 2003)

Вроде около 2015-го в Ираке приступили к восстановлению Чифтенов (см. 1, 2):










И ещё об Иране. Для такого важного клиента был специально сделан вариант с более мощным двигателем, другой трансмиссией и прочими изменениями, названный Шир (лев) 1; шли работы над следующим вариантом, Шир 2. Однако поставки первого были сорваны исламской революцией, и в итоге машины отправились в Иорданию, где получили обозначение Халид (274 штуки); кроме того, Иордания получила порядка 90 экс-иранских машин из Ирака. Наработки же по Шир 2 британцы использовали в Челленджере.







И (чисто для полноты картины) 27 Чифтенов купил Оман:



(wiki, 1981)

Ссылки:
Chieftain Main Battle Tank 1965-2003 By Simon Dunstan
Military-quotes.com

великобритания, оман, кувейт, иран, танки, иордания, израиль

Previous post Next post
Up