К северу от дороги номер 5533, а точнее от того её отрезка, что соединяет новое коммунальное поселение
Цур Ицхак с мошавом
Цур Натан, стоит мусульманский макам (мавзолей шейха), каких в наших краях не перечесть. Народная молва гласит, что когда до объекта добрался первый европеец и поинтересовался у попавшегося феллаха, чья это могила, тот якобы ответил "так я тебе и раскрыл, морда буржуинская, нашу самую главную военную тайну" - понятия, мол, не имею, что на местном диалекте звучало примерно как "муш араф". Невежественный колонизатор достал записную книжку, и с тех пор макам считается могилой шейха Мушарафа. Впрочем, согласно более правдоподобной версии, Мушараф переводится как "уважаемый". По другим данным, шейха звали Манцур. В любом случае, больше мы не знаем о нём ничего.
Макам стоит на холме высотой 170 метров над уровнем моря. В 1989-1994 холм копала совместная делегация
Музея Эрец Исраэль и
The Texas Foundation for Archaeological & Historical Research. Если верить археологам, с железного века в центральной части холма находилась деревня; ныне её остатки известны как Хурват Мигдаль. Другая деревня, Хурват Дардар, располагалась на восточной окраине Цур Натан; до неё я
добрался намного позже. Возможно, при римлянах местные жители приняли участие в одном из еврейских восстаний, за что и поплатились. Исследователи докопались до остатков зданий этого периода и до системы подземных помещений, которая могла служить убежищем восставшим; впрочем, пока это только спекуляция.
Освободившееся место в центре холма заняло самаритянское поселение. Пишут, что самаритяне жили здесь с 2-го века нашей эры до рубежа 5-6 веков. Деревня занимала площадь 80-100 дунамов, население насчитывало ориентировочно 300-400 семей или 1500-2000 человек. Остатки стен вокруг макама (зона раскопок B) принадлежат синагоге 4-5 веков, ориентированной, как положено у самаритян, на
гору Гризим. Среди окружающих развалин различимы миквы и колодцы/резервуары. В восточной части деревни (зона раскопок A) находились баня и каменоломня, по какой-то причине заброшенные в 4-м веке, и более поздние жилые дома, оставленные в 5-6 веках. Похоже, что к шестому веку самаритяне вообще покинули деревню, а вместо них вселилось какое-то количество христиан. Во всяком случае в западной части зоны B (т.н. B2) построили нечто подозрительно напоминающее монастырь. Порогом вероятному монастырю служил 2.5-метровый блок с геометрическим орнаментом, возможно бывший карниз синагоги. Саму синагогу, похоже, переоборудовали в церковь; впрочем, точно пока сказать трудно. В 8-м веке поселение было заброшено по неизвестной пока причине.
Главным занятием жителей было выращивание винограда и маслин с последующей их переработкой. Вокруг обнаружено 120 винных прессов (правда, не все византийского периода) и 25 небольших маслодавилен. Многие девайсы расположены группами, равномерно раскиданными по окрестностям - винный пресс, иногда маслодавильня и/или колодец, иногда там же захоронения. Похоже, окрестные сельхозугодья были разделены на "семейные" участки по 20-50 дунамов. В 2019-м рядом с одним из винных прессов Управление древностей
обнаружило греческую надпись "Only God help the beautiful property of Master Adios, amen", предположительно начала 6-го века. К западу проходила римская дорога (часть торгового пути Виа Марис), а у южной окраины деревни - другая, соединявшая
Себастию с
Аполлонией; так что с вывозом вина/масла проблем не должно было быть. В западной части деревни имелась большая маслодавильня, функционировавшая до 8-го века (зона C). К северу (зона D) нашлась ещё одна, совсем большая (10.5 на 7 м), тоже дожившая до мусульманского периода; впоследствии (когда ?) на её месте построили печь для обжига извести. Там же печь для изготовления керамики. Там же небольшой (3.5 м) цилиндрический колодец с нишами в стенах - не то голубятня, не то колумбарий, не то нечто третье. Что до водоснабжения, некоторое количество H2O давал источник Эйн Дардар, плюс имелись резервуары для сбора дождевой воды.
Из более мелких находок - базальтовый жернов с изображением меноры; капитель колонны; многочисленные светильники 3-4 веков, какие-то характерные для самаритян; осколки стеклянной посуды и стеклянные "слитки", служившие полуфабрикатами; в окрестностях - саркофаги 2-3 веков, опять же какого-то характерного для самаритян типа. И, разумеется, монеты в ассортименте.
Было мнение, что в эпоху крестовых походов здесь же располагалась деревня Касаль Мойен, переданнaя корлём Балдуином IV госпитальерам в 1176-м; но археологам не удалось найти какие-либо артефакты того периода. Похоже, что только в 13-м веке на холме появилось маленькое селение. В 16-17 веках прямо на полу бывшей синагоги пострoили мавзолей шейха; вокруг оборудовали небольшое кладбище. При турках где-то рядом располагась арабская деревня с распространённым названием Мадждаль (башня). По сведениям подчёрпнутым в сети, некогда она процветала, и даже якобы превосходила по размеру близлежащий ныне-город
Тайбе; но вокруг Тайбе было больше пригодной для с/х земли, и (видимо, в конце османского периода) жители деревни все перебрались к соседям.
(TFAHR)
Мавзолей шейха:
Вход обрамлён фрагментами колонн:
Внутри:
Самаритянская синагога. У синагоги имелся квадратный 15-метровый атрий с колодцем в центре и крытой галереей по периметру. Далее шёл притвор размером 5.5 на 13 метров. Три двери из притвора вели в главный зал (7.5 на 13.5 м) и в два узких помещения к северу и югу от последнего. Вдоль стен зала было два ряда каменных скамей. Пол был украшен мозаикой, от которой сохранилась только небольшая часть в западном конце зала, да и ту засыпали от греха подальше. Мозаика, по словам Аялона, по стилю похожа на таковые в самаритянских синагогах в
Хирбат Самара и
Эль-Хирбе. Уцелевший фрагмент содержит надпись на греческом "да запомнятся жители деревни Антесион, Теотикис, Иолос и...". Посему археологи считают Антесион вероятным названием деревни.
Среди прочих камней затесался один с "рамкой" (к тому же, вроде, с царапкой для моей
коллекции). Может, строители позаимствовали его на каком-то римском объекте:
Дальше:
Колодец:
Миква к северу от синагоги:
Мозаичный пол:
Водопровод:
Просто колонна:
Кусок какой-то стены:
Опять колодец и опять миква, к югу от синагоги; ещё две миквы должны быть где-то западнее:
Яма:
Предполагаемый монастырь:
Фрагменты маслодавильных агрегатов:
Возможно, ещё одна миква ?
Вид на Цур Ицхак:
Фотографии: в
wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
איתן איילון - חורבת מגדל (צור נתן) - כפר שומרוני קדום (מתוך "ספר השומרונים")Preliminary Report on the Excavations at Zur Natan (1989 and 1990 seasons) (PDF)
Introduction to the Excavations at Zur Natan By Etan Ayalon, Eulah Matthews, and William Neidinger (PDF)
Samaritan Synagogues and Jewish Synagogues Similarities and Differences By Reinhard PummerThe survey of Western Palestine By E.H. PalmerMichaelarch.wordpress.comBorisfenus.blogspot.co.il