Коразим.

May 11, 2011 22:21




Участок северного берега озера Кинерет, с населёнными пунктами Кфар Нахум, Коразим и Бейт Цайда, иногда называют "the evangelical triangle", поскольку именно в этих краях жил и проповедовал своё учение Иисус. Жестоковыйные обитатели вершин треугольника, однако, не спешили принимать учение, за что и получили выволочку (Мф 11:20):

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

В четвёртом веке Евсевий подтвердил, что Коразим получил по заслугам: "Деревня в Галилее. Христос оплакивал её, согласно Евангелию. Сейчас она покинута. Две мили от Капернаума." Ещё восемьсот лет спустя Пётр Дьякон, монах из Монтекассино, написал труд о святых местах; он сообщил о безуспешных попытках евреев восстановить местную синагогу - мол, всё, что успевали построить за день, разваливалось ночью. Где Пётр об этом прочитал - неясно; непонятно даже, к какому веку относится его инфорация; по некоторым предположениям, источником могла послужить Эгерия, кельтская паломница, посетившая Палестину в 381-384... но это лишь спекуляция.

Заслужил Коразим и несколько упоминаний в еврейских источниках. В частности, Вавилонский Талмуд сообщает, что не будь объект так далеко от Иерусалима, оттуда вполне можно было бы привозить омер пшеницы.

В середине 19 века учёные мужи наткнулись на базальтовые руины, именуемые Хирбат Караза, и идентифицировали их с проклятым городом. Зеев Йейвин приписывает идентификацию голландцу Карлу ван де Вельде; Михаэль Ави Йона пишет, что "factors relating to the identification of Chorazin were first dealt with by Robinson following his trip to the Holy Land in 1852". Первые раскопки провели в 1905 Карл Вацингер и Хайнрих Коль. В 1926 за дело взялись сотрудники мандатного Управления Древностей Наим Махули и Яаков Ори. Зеев Йейвин работал над объектом в 1962-64 и в начале 80-х. И наконец, в 1967 без разрешения заскочил Годфри Клоцли.

На данный момент наиболее ранние находки датируются концом первого или началом второго века - поздновато для Иисуса; однако исследована только небольшая часть деревни, возможно самое интересное ещё впереди. Вероятно, приток беженцев в Галилею после "иудейских войн" способствовал росту поселения. На пике - примерно в четвёртом веке - оно занимало 80-100 акров и могло похвастаться роскошной синагогой. Стоп, но ведь по Евсевию как раз в это время Коразим должен лежать в руинах ? Не то автор Ономастикона воспользовался устаревшей/неточной (но зато соответствующей Писанию) информацией, не то в начале 4 века дела таки были плохи, и лишь потом пошли в гору. Негев с Гибсоном, пишут, что некоторые здания ещё использовались в 13 веке, причём ведут речь о "непрерывном использовании". Управление же Парков хоть и согласно с 13-м веком, однако настаивает, что перед тем деревня несколько сот лет простояла заброшенной; зато добавляет, что согласно неназванному путешественнику, в 16 веке здесь жили еврейские рыбаки. В начале 20 века на древних развалинах обитали бедуины из клана Зангария; палестайнремемберед насчитал 15 домов.



(Yeivin, Z. The Synagogue at Korazim)

Главная фича национального парка - вышеупомянутая синагога. Йейвин полагает, что здание было построено в конце третьего или начале четвёртого века, и использовалось до конца шестого. Магнес, основываясь на монетах (Йейвин и Клоцли накопали в общей сложности более двух тысяч таковых) и керамике, датирует синагогу концом пятого века или позже. Такая датировка, кроме всего прочего, лучше согласуется с вышепроцитированным Ономастиконом. Размеры синагоги - 21 на 15 метров. Три входа, все с юга. С запада примыкал двор, с севера - небольшое помещение с лестницей на второй этаж.

Ори оставил потомкам замечание, согласно которому в 200 метрах к западу от известной нам синагоги была ещё одна, которую он описал как небольшое здание с квадратными колоннами, входом с востока и рядами скамеек вдоль трёх стен. Потомки упомянутое здание так до сих пор и не нашли. Рунессон и соавторы датируют находку Ори "возможно первым или вторым веком".



(Yeivin, Z. The Synagogue at Korazim)

Синагога, вид с востока:







Частично восстановленный фасад:
















Внутри:




Базальтовое кресло ака "кафедра Моисея". Надпись арамейская, что-то про Юдана, сына Ишмаэля, пожертвовавшего деньги на синагогу:




Предполагаемые элементы арон кодеш:







Элементы карнизов, колонн и прочая резная всячина. Учитывая твёрдость и одновременно хрупкость базальта, впечатляет.










Портрет Медузы. А может Гелиоса. Магнес, во всяком случае, колеблется.




Улица:




Посторйки к востоку от синагоги. Веорятно, те самые "общественные здания" что, по Негеву, использовались до 13 века:







К западу - жилые дома:







Потолок - базальтовые плиты, лежащие на на арках:




Плиты довольно короткие; не такой уж широкий дом потребовалось перегородить тремя рядами арок:




За домами - маслодавильня:










К северу - миква:




И ещё что-то:




Могила шейха Рамадана у самого входа в парк. По описаниям, когда-то над ней было здание, да обветшало и рухнуло.




Просто пейзаж:




И из коллекции Мэтсона:













Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Did Galilee Decline in the Fifth Century By Jodi Magness (from Religion, ethnicity and identity in ancient Galilee: a region in transition)
Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the fourth century By Günter Stemberger
The ancient synagogue from its origins to 200 C.E.: a source book By Anders Runesson, Donald D. Binder, Birger Olsson
Parks.org.il
Ancient Chorazin Comes Back to Life By Ze’ev Yeivin
Chorazin (Korazim) By Stephen Langfur
Biblewalks.com
Отчёт ЖЖ-юзера yozhik_
Отчёт ЖЖ-юзера alla_hobbit: 1, 2
Отчёт ЖЖ-юзера raduga-nk
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Отчёт ЖЖ-юзера father-ingwar

фотоотчёты, синагоги

Previous post Next post
Up