Участок северного берега озера Кинерет, с населёнными пунктами
Кфар Нахум, Коразим и
Бейт Цайда, иногда называют "the evangelical triangle", поскольку именно в этих краях жил и проповедовал своё учение Иисус. Жестоковыйные обитатели вершин треугольника, однако, не спешили принимать учение, за что и получили выволочку (
Мф 11:20):
Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
В четвёртом веке
Евсевий подтвердил, что Коразим получил по заслугам: "Деревня в Галилее. Христос оплакивал её, согласно Евангелию. Сейчас она покинута. Две мили от Капернаума." Ещё восемьсот лет спустя
Пётр Дьякон, монах из Монтекассино, написал труд о святых местах; он сообщил о безуспешных попытках евреев восстановить местную синагогу - мол, всё, что успевали построить за день, разваливалось ночью. Где Пётр об этом прочитал - неясно; непонятно даже, к какому веку относится его инфорация; по некоторым предположениям, источником могла послужить
Эгерия, кельтская паломница, посетившая Палестину в 381-384... но это лишь спекуляция.
Заслужил Коразим и несколько упоминаний в еврейских источниках. В частности, Вавилонский Талмуд
сообщает, что не будь объект так далеко от Иерусалима, оттуда вполне можно было бы привозить
омер пшеницы.
В середине 19 века учёные мужи наткнулись на базальтовые руины, именуемые Хирбат Караза, и идентифицировали их с проклятым городом. Зеев Йейвин приписывает идентификацию голландцу
Карлу ван де Вельде; Михаэль Ави Йона
пишет, что "factors relating to the identification of Chorazin were first dealt with by Robinson following his trip to the Holy Land in 1852". Первые раскопки провели в 1905
Карл Вацингер и
Хайнрих Коль. В 1926 за дело взялись сотрудники мандатного Управления Древностей
Наим Махули и Яаков Ори. Зеев Йейвин работал над объектом в 1962-64 и в начале 80-х. И наконец, в 1967 без разрешения заскочил Годфри Клоцли.
На данный момент наиболее ранние находки датируются концом первого или началом второго века - поздновато для Иисуса; однако исследована только небольшая часть деревни, возможно самое интересное ещё впереди. Вероятно, приток беженцев в Галилею после "иудейских войн" способствовал росту поселения. На пике - примерно в четвёртом веке - оно занимало 80-100 акров и могло похвастаться роскошной синагогой. Стоп, но ведь по Евсевию как раз в это время Коразим должен лежать в руинах ? Не то автор Ономастикона воспользовался устаревшей/неточной (но зато соответствующей Писанию) информацией, не то в начале 4 века дела таки были плохи, и лишь потом пошли в гору. Негев с Гибсоном, пишут, что некоторые здания ещё использовались в 13 веке, причём ведут речь о "непрерывном использовании". Управление же Парков хоть и согласно с 13-м веком, однако настаивает, что перед тем деревня несколько сот лет простояла заброшенной; зато добавляет, что согласно неназванному путешественнику, в 16 веке здесь жили еврейские рыбаки. В начале 20 века на древних развалинах
обитали бедуины из клана Зангария; палестайнремемберед насчитал 15 домов.
(Yeivin, Z. The Synagogue at Korazim)
Главная фича национального парка - вышеупомянутая синагога. Йейвин полагает, что здание было построено в конце третьего или начале четвёртого века, и использовалось до конца шестого. Магнес, основываясь на монетах (Йейвин и Клоцли накопали в общей сложности более двух тысяч таковых) и керамике, датирует синагогу концом пятого века или позже. Такая датировка, кроме всего прочего, лучше согласуется с вышепроцитированным Ономастиконом. Размеры синагоги - 21 на 15 метров. Три входа, все с юга. С запада примыкал двор, с севера - небольшое помещение с лестницей на второй этаж.
Ори оставил потомкам замечание, согласно которому в 200 метрах к западу от известной нам синагоги была ещё одна, которую он описал как небольшое здание с квадратными колоннами, входом с востока и рядами скамеек вдоль трёх стен. Потомки упомянутое здание так до сих пор и не нашли. Рунессон и соавторы датируют находку Ори "возможно первым или вторым веком".
(Yeivin, Z. The Synagogue at Korazim)
Синагога, вид с востока:
Частично восстановленный фасад:
Внутри:
Базальтовое кресло ака "кафедра Моисея". Надпись арамейская, что-то про Юдана, сына Ишмаэля, пожертвовавшего деньги на синагогу:
Предполагаемые элементы арон кодеш:
Элементы карнизов, колонн и прочая резная всячина. Учитывая твёрдость и одновременно хрупкость базальта, впечатляет.
Портрет Медузы. А может Гелиоса. Магнес, во всяком случае, колеблется.
Улица:
Посторйки к востоку от синагоги. Веорятно, те самые "общественные здания" что, по Негеву, использовались до 13 века:
К западу - жилые дома:
Потолок - базальтовые плиты, лежащие на на арках:
Плиты довольно короткие; не такой уж широкий дом потребовалось перегородить тремя рядами арок:
За домами - маслодавильня:
К северу - миква:
И ещё что-то:
Могила шейха Рамадана у самого входа в парк. По описаниям, когда-то над ней было здание, да обветшало и рухнуло.
Просто пейзаж:
И из
коллекции Мэтсона:
Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon GibsonDid Galilee Decline in the Fifth Century By Jodi Magness (from Religion, ethnicity and identity in ancient Galilee: a region in transition)Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the fourth century By Günter StembergerThe ancient synagogue from its origins to 200 C.E.: a source book By Anders Runesson, Donald D. Binder, Birger OlssonParks.org.ilAncient Chorazin Comes Back to Life By Ze’ev YeivinChorazin (Korazim) By Stephen LangfurBiblewalks.comОтчёт ЖЖ-юзера
yozhik_Отчёт ЖЖ-юзера
alla_hobbit:
1,
2 Отчёт ЖЖ-юзера
raduga-nk Отчёт ЖЖ-юзера
lorien22 Отчёт ЖЖ-юзера
father-ingwar