Пару лет назад в Риге тихо и незамеченно прошла выставка работ Гунара Глудиньша, которая заставила вспомнить о Великой Мечте детства - о Мопеде. Благодаря тому, что рижский завод "Саркана Звайгзне" ("Красная Звезда", позднее "Рыжский моторный завод" - "Rīgas Motorrūpnīca") в большом мере специализировался на производство мопедов, в Балтезерсе, где прошло мое детство (в 60ые годы дам давали участки под застройку преподавателям вузов, деятелям культуры и спорта, так что дед построил свой особнячок), у каждого пацана был мопед - без мопеда бегали только малыши (и ваш покорный слуга).
А всеобщая мопедизация детворы неразрывно связана с именами конструктора Валдиса Клейнберга (Valdis Kleinbergs) и дизайнеров Гунара Глудиньша (Gunārs Glūdiņš) и Яниса Карклиньша (Jānis Kārkliņš).
Первый "Мини"
Как "молодые и злые" они вопали в дизайнерское бюро завода в конце 60ых - когда мир зашатал победоностное шествие мини во всех сферах, под мелодией The Beatles "Yellow Submarine" и оглоскам фестиваля Woodstock. В 1971 году Глудишьш и конструктор Погайнис (Valdis Pogainis) создали прототип "Рига Мини" "Rīga Mini" - "космический дизайн" (космос опять был в моде - американци как раз проехались по Луне со своим багги "Lockheed"), складной руль, педаль какстартера, 3,5-5 дюймовые колеса, вес 40 кг.
Как абсолютная новизна, "Рига Мини" брал призы во многиз выставках дизайна, в том числе и в Брюсселе (1973) и в Штутгарте (1976). Но на производство не пустили. Здеси , по моему, встречаем извечную пятку Ахилла советской индустрии: почему создать и производить что то новое, если расхватают и старое? А что то новое пустить на конвейер можно тоько когда свпос на такое не в одном регионе, а всем Союзе - к сожалению плановая и централизованная экономика обеспечивает необходимим минимумом, но весьма инертна вопросах инноваций.
Но руководству завода нравились дипломы и медали международных выставок, и если конвейер продолжал штанцевать старье, тщ дизайнерскому бюро всегда был зеленый свет (еще 1964 году в Риге создали экспериментальную серию с 50 cm3 моторамы Серпуховского института "Рига 6" с трехступенчатовой коробкой скоростей, кикстартером, переключателем для ноги, передней гидравликой - шоссейный, гоночный и эндуро, - все Ancillotti и Derbi того времени могли идти спать; особенно, когда разработали тоже экспериментальную серию "Рига 8").
1973 году Глудиньш саздал минибайк "Рига 14" ("Rīga 14"). Надо заметить, что оно очень похоже на "Honda Dax" 1969 года - штанцеванная рама из 2 частей, 10дюймовые колеса, длинное прямоугольное сидение и руль из 2 частей, - но думаю, это скорее следование мде, а не плагиат. Мотор был литовский 2скоростной 50 cm3, из Шауляй - вечная проблема рижских мопедов, - говно абсолютное (Ленинградские моторы серии "Д" не были лучше).
Еще в 1978 году мопед рекламировали в журналах для подростков, но производить в массовом порядке так и не стали. Но уже до того планировали на производить жту модель а просто сменить надоевшеую и технически устаревшую модель "Рига 16" ("Rīga 16" - тюниног старого "Рига 12") на современный 50 cm3 мопед - т.н. мокик.
Дизайнеры Глудиньш и Васильев (Anatolijs Vasiļjevs) и конструктор Нитишь (Edmunds Nitišs) уже в середине 70ых создали серию прототипов разного дизайна с общем названием "Рига 18" ("Rīga 18") и модификациями Шауляйских моторов Ш58 и Ш62М. 1977 году на 5-ой выставке дизайна в Риге "Среда, дизайн, качество" ("Vide, dizains, kvalitāte") группа Глудиньша выставила модель с особенно выгнутым рулем, ремой чентральной трубы, ящиком инструментов под рамой и длиенным сидением. В следующей модификации рама с ящиком для инструментов и бензобаком было уже в одном монокорпусе, что соответствовало моде дизайна того времени. 1981 году на 6-ой выставке дизайна в Риге выставили модель "Рига 18л" ("Rīga 18I") или "СЗ18" ("SZ18") - по дизайно уже как настоящий мотоцикл с экспериментальным литовским мотором и переключателем скорости от ноги, монолитным силуетом, панелем датчиков и звукосигналом. Любой из "Рига 18" был достоен массового производства, но руководство завода не хотела (или не могла) перестроить производство и "Саркана Звайгзне" продолжало выпускать надоевшие старые "Рига 16" и их тюнинги "Рига 22". Шли годы и Рига теряло свое место в элите отрасли, неизбежно отставая от Европейских заводов, хотя у тех производственные мощностьи были гораздо слабее.
Второй "Мини"
Первая попытка отыграть потерянное была блоха с мотором "Рига 26 Мини" (сперва с 1 скоростью, потом с 2) - воплощение увлечения Глудиньша функциональным минимализмом, - складная рама как у Брянскского велосипеда "Десна", а бензобак на багажнике с зади.
Была и разработка прототипа детского электроскутера - не для улицы, а во дворе и т.п., - батереи в раме а электромотор в заднем колесе, но признали не перспективным (в отличии от всяких японцев, которые развили тему и производят и по сей день). Были и прототипы квадрациклом и трехкалесников с 50 cm3 моторами, но умные руководители из тоже признали не перспективными.
Ситуацию не спасло и мопеды "Дельта" (и "Delta Enduro" концепт на базе подросткового кроссника и "Delta" пнедорожник с 80 cm3 Simson мотором). Инерция мышления была слишком велика.
Куда податся?
Наконец то решились снять с производства драндулет "Рига 13" (который принципиально не особенно отличался от архаического "Рига 7") и перейти на новую концепцию "Рига 15". Прототип с индексом РМЗ-1.415 был создан еще 18=984 году. Выгнутая рама центральной трубы, косой бензобак, Ленинградский мотор Д (49 cm3), автоматическое сцепление, - но опять старт производства затормозили до начала 90-ых, но тогда уже не до мопедов...
За то модель служило хорошей базой для экспериментов студентов академии художеств. Созданное студентом Копейкиным (Mihails Kopeikins) "Вега" ("Rīga 15 Vega") было весьма современным мопедом, хотя с явным веянием итальянскогой моды дизайна. Но на том история "Риги 15" и кончается - проект почему то отдали Ленинградскому Северному заводу, который с 1994 года пустил в производство последнюю модификацию этого мопеда под названием "Пегас ЛСЗ - 1.415" (c мотором Д 14) - "Пегасы" и сейчас производят, но с Ригой они уже никакого отношения не имеют.
Почти мотоцикл
То, что литовские 2-скоростные моторы годится только на металолом, знали все, и 1983 году пришлось купить лиценцию на германский мотор "Simson M531/541 KG-40" - рижские дизайнеры наконец смогли 1984 году создать что то более серьезное с 80 cm3 "Simson" мотором - прототип "Рига СЗ80" ("Rīga SZ80"). 1988 году на выставке "Автодизайн '88" в Москве был экспонирован с такими улучшениями, какие на мопедах и во сне не снились: двухместное сидение, литые колеса, дискообразные тормоза, гидравлические амортизаторы, центральный моноамортизатор, предполагаемая скорость выше 100 км/ч и т.д. В принципе этот минибайк был на уровне лучших образцов морового дизайна и лучшый в классе легкиз мотоциклов в Союзе. Скоро появился и "SZ80" с улучшенной формой бензобака и полудуплексной рамой и прототипы 125 cm3 гоночного (уже мотоцыкла) и эндуро вариантов, амфибия, минигрузовик, но все остались тоько как прототипы. Но для рижских дизайнеров этл был золотой век.
Группа Глудиньша - конструкторы Озолиньш (Ivars Ozoliņš), Бараненковс (Leonīds Baraņenkovs) и Кисилс (Sergejs Kisils), - создали 50 cm3 мокик "RMR-2.155 Fora Sprint", который сам Гунарс признал лучшей своей работой:
Но пока думали о настройки производства, дизайн поздних 80-ых "Fora Sprint" уже успел устареть. В Европе началась волна моды на малогабаритных скутеров, о полугоночные мокики осталиь в сфере интересов малочисленной группы энтузиастов. Только 1997 году подписали договор с Ленинградским заводом "Красный Октябрь" и производстве моделей "Фора-спринт", "Фора-классик", "Фора-мини" на базе в Риге производимых деталей, но "Рыжский моторный завод" уже приближался своему концу в процессе приватизации.
Около 1996 года "Рыжский моторный завод" начал сомнительное сотрудничество с британской компанией "Offroad Leisure UK" - по их заказу создали несколько новых прототипов мокиков с 50 cm3 моторамы, но бриты рижан просто кинули. Это вместе с приватизацией поставило точку мотопроизводству в Риге: новые владельцы распродали оборудование и смылись, а в зданиях завода - в центре Риги, - можно снимать продолжение "Сталкера" или Дрезден 1945 года.
Но идеи рижских дизайнеров еще живет. Еще 1999 году в Словакии Карловском заводе "Mopedy Slovakia SRO" (бывшый филиал "Jawa") производили клон рижского мокика "Stella" под названием
"Babetta Stella"ю
А в Моравии некто Ярослав Холик (бывшый представитель "Рыжского моторного завода" в Чехословакии) в своем заводике до сих пор производит клон рижского мокика "Stella" с мотором "Franco Morini" под названием "JH Pento".
А единственный клуб фанатов рижских мопедов действует в Венгрии:
http://riga.hu/ --------------------------------------------------------
Рижские мопеды:
"Rīga" (1957-1958)
"Sprīdītis" (1958)
"Gauja" (1961-1963)
"Rīga 1" (1961-1965)
"Rīga 3" (1965-1969)
"Rīga 4" (1970-1974)
"Rīga 5" (1966-1975)
"Rīga 6" (1970)
"Rīga 7" (1973-1979)
"Rīga 11" (1979-1983)
"Rīga 12" (1974-1979)
"Rīga 13" (1983-1996)
"Rīga 14" (1979-1984)
"Rīga 16" (1978-1984)
"Rīga 18" (1984)
"Rīga 22" (1982-1986)
"Rīga 24 Delta" (1986-1996)
"Rīga Stella"
"Rīga SZ80" (1984)
"Rīga 26 Mini" (1984-1996)
Спортивные модели, малых тиражах:
"Rīga SZ50" (1964)
С 1966 года паралелно начали выпускать серию С (спорт) с Серпуховскими моторами: "Rīga 6S", "Rīga 7S", "Rīga 9S", "Rīga 11S", "Rīga 12S" ("Rīga 13S" оказался неудачным), "Rīga 15S"; и дальше уже с водоохладительной системой: "Rīga 17S", "Rīga 19S", "Rīga 21S" (1983.) модификации:
"Rīga 7S"
"Rīga 9S"
"Rīga 11S"
"Rīga 12S"
"Rīga 15S" (1972-1976)
"Rīga 17S"
"Rīga 19S"
"Rīga 23S"
И еще немного:
http://www.elsberg-tuning.dk/riga.htmlhttp://www.autosoviet.altervista.org/ENGLISH-automotorusse-ciclomotori.htmhttp://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=645http://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=256http://www.kolyaska.pl/sarkana_zvaigzne.htmlhttp://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=6543