Лонгфандинг - теория и механика

Feb 06, 2016 03:05

1. Status quo

Я думаю, сейчас нет человека, который бы не знал, что такое краудфандинг. Это такой способ собрать онлайн необходимую сумму денег для какого-нибудь социокультурного подвига. Произошёл он у нас от буржуйского Кикстартера, который, правда, больше заточен на бизнес-идеи. Сейчас у нас есть две главные краудфандинговые платформы - Планета и Бумстартер. Плюсы и минусы краудфандинга в России более-менее известны, но я сейчас не буду в них углубляться. Отмечу только два главных минуса.
1. Одному человеку очень трудно сделать успешный краудфандинговый проект. Это задача для команды.
2. Все существующие системы краудфандинга ориентированы на единоразовый сбор средств.

Вот эти два момента - ключ к будущему.
Что делать, если ты в одиночку ковыряешься с каким-то своим проектом, цель которого - не покорить один раз Эверест и убиться, а просто существовать и приносить постоянную пользу?
И даже если не в одиночку, всё равно - откуда брать средства? Я думаю, существует огромное число таких энтузиастов, которые попытались что-то начать делать общественно значимое, ткнулись сюда,туда - и поняли, что бесполезно. Либо ты кладёшь зубы на полку сразу же, либо забываешь о всех мечтаниях и топаешь на фултайм в офис. Жить-то надо на что-то.
Некоторые проекты пытаются для своего существования постоянно придумывать какие-то единоразовые краудфандинговые сборы - но это тупиковый путь, связанный с "усталостью донатора".
Особенно неприятно, если пытаться получать финансирование через государственные структуры. Во-первых, для этого надо быть юридическим гением, а во-вторых, возникает ощущение, что ты сидишь во главе стола, а вокруг стучат пустыми мисками толпа голодных ребятишек. Столько народу надо сразу кормить - и каши, как правило, не остаётся. В общем, лучше про это вообще не говорить.
Самое грустное - что в попытках как-то эту ситуацию осмыслить очень трудно удержать уверенность, что твоё дело кому-то может быть нужно. Нет никакой возможности это понять ни на каком этапе.

2. Следующий уровень

Нужен другой механизм.
И это будет естественное развитие краудфандинга в нечто новое.
На западе пока эту идею только-только начинают пробовать. Есть там такой сайт - https://www.patreon.com/, который ориентирован на постоянную поддержку отдельных творческих людей/групп. Принцип там такой: ты постоянно поставляешь интересный контент (тексты, рисунки, аудиозаписи, фильмы etc) - а люди, которым это нравится, подписываются на постоянную финансовую поддержку тебя. Это работает.
У нас, вроде, тоже какие-то волгоградские ребята пробовали создать нечто подобное - но проект по неизвестным причинам был заморожен на стадии беты.
Это то, что на русском языке называется меценатством, а на английском, возможно, назовут лонгфандингом (термин придуман на рабочей встрече по теме неделю назад). Калька patronage у нас вряд ли приживётся, не самые удачные коннотации.
И первый, кто додумается сделать в России единый портал лонгфандинга хотя бы для социокультурных проектов - сделает весьма значимый рывок в будущее.

Это будет непросто. Мне в своё время было очень трудно избавиться от штампа "попрошайничество" и от вбитой в подсознание в лихие 90-е аксиомы: "Если ты не можешь сделать самоокупаемый бизнес - ты лох, иди убейся апстену". Но твоё дело может и не быть бизнесом - и это первый стереотип, который надо сломать. И если оно действительно кому-то нужно - ты можешь его делать и при этом нормально жить.
Ломка системы пойдёт и дальше - вплоть до новых принципов экономики. Если представить себе постоянную прямую связь "создатель/производитель - потребитель", то страшно представить, сколько из этой схемы вывалится за ненадобностью посреднических элементов. А в общем, всё идёт к этому, и общество потихоньку готовится к этой идее.

Да, но как сделать такой механизм? Как эта система будет функционировать?
Тут может помочь опыт нашего Гипериона. Мы используем этот самый лонгфандинг с февраля 2012 года - только он у нас называется Меценатский совет или Клуб Друзей Гипериона.
Это обычные люди, которые по разным причинам как-то связаны с Гиперионом - например, часто бывают в нём, что-то придумывают для него, проводят в нём свои проекты или просто хотят, чтобы Гиперион существовал в природе.
Все они помогают нашему клубу материально - примерно раз в месяц небольшой денежной суммой. Взамен Гиперион предоставляет участникам этого совета разные постоянные "плюшки" - участие в закрытой новостной рассылке, бесплатный вход на некоторые концерты, чай-кофе в баре, скидку на книги, возможность проведения своих мероприятий и прочее. Цель Меценатского совета - ежемесячный сбор аренды для Гипериона. Полностью аренду (после переезда клуба осенью 2012 года) совет ещё никогда не собирал, его участие - от 1/5 до 1/3 в лучшие времена. Но тут важно отметить, что без этой поддержки мы бы давно прекратили своё существование.
Естественно, состав совета непостоянный. Кто-то может помогать одно время, а потом не может, ситуации бывают разные. Поэтому помощь актуальна всегда. Если хотите подключиться - напишите мне: igor@beliy.ru

3. Веб-система лонгфандинга. Функционал

Я попробую представить, как функционально может работать программная система лонгфандинга, например, на сайте Гипериона.

Допустим, мы нажали на странице КДГ большую зелёную кнопку: "Я готов постоянно помогать Гипериону"...



Модуль 1. Регистрация

Имя*
Фамилия*
Отчество
Ник
e-mail*
телефон
другая система связи (текстовое поле)
----
логин
пароль
пароль
----
Размер участия (в месяц) - [...]

Тут в нашем случае будет стоять свободное текстовое поле с указанием "не меньше 2000 р." Эту сумму мы придумали в 2012 году, и она с тех пор не менялась. Хотя сейчас это немного другие деньги.

Дальше идёт набор собственных виджетов разных денежных онлайн-систем:

Яндекс.Деньги
Сбербанк
PayPal
Почтовый перевод
...

В идеальном случае они прямо тут же и настраиваются на автоматический ежемесячный платёж. Но я не уверен, возможно ли такое вообще, не хватает технических знаний.
Далее - дополнительными пунктами, в отдельном поле:

"Предпочитаю самостоятельно отправлять меценатский взнос"
"Предпочитаю лично передавать взнос в Гиперионе"

И связанная с этими пунктами включённая галка: "Прошу присылать напоминание на e-mail"

Напоминания по умолчанию будут приходить два раза - 10 и 20 числа каждого месяца. Но можно в этот модуль встроить и выпадающую календарную сетку - чтобы пользователь сам запрограммировал себе напоминалки, когда надо.

Понятное дело, что автоматический учёт наполнения лонгфандинга при наличии этих двух пунктов невозможен. Но это задача куратора, который следит за всеми приходами и вручную вносит их в систему.

----

Отмеченная по умолчанию галка: "Получать новости"
В эту рассылку входит следующее:
- информация о будущих мероприятиях, которые ещё не включены в открытую Афишу;
- внутренние новости Гипериона;
- информация о специальных скидках и акциях для меценатов;
- информация о количестве действующих меценатов и размере текущего сбора.
В Гиперионе рассылка ходит раз в месяц, например.

И под всем этим - большая зелёная кнопка "Всё верно. Подписываюсь"

Модуль 2. Личный кабинет

Первая группа полей:

Здравствуйте, [Имя] [Фамилия]
Ваш Статус - [...]
Ваш Размер участия в месяц - [...]
На настоящий момент собрано [...] из [...] Всего Действующих Меценатов - [...]

История Вашего участия:
.Тут идёт таблица "месяц год - взнос". С каждым месяцем добавляются строки. Шесть пустых строк подряд отмечаются цветом.

Второе поле - список постоянных профитов для меценатов.
Для Гипериона они следующие:
- новостная рассылка;
- бесплатный вход на некоторые концерты;
- чай-кофе в баре;
- одно мероприятие в месяц;
- скидка на книги 15% (на книги издательства "Вита Нова" - 5%).
Некоторые пункты этого списка могут быть отключены в зависимости от статуса.

Третья группа полей - все поля и галки из предыдущего модуля, с возможностью редактирования всех параметров.

Чуть подробнее о статусах. Статусов может быть 4:
1. Действующий Меценат
2. Спящий Меценат (если больше 6 месяцев человек не участвует в лонгфандинге) - перестаёт приходить новостная рассылка и отменяются некоторые профиты.
3. Старейший Меценат (наиболее долгое участие без перерывов) - возможен только один участник в системе.
4. Набольший Меценат (максимальный размер участия в текущем месяце) - тоже только один участник в системе.

Дополнительная кнопка: "Выпустить карту Клуба Друзей Гипериона". Появляется, если в таблице Истории Участия больше, чем 6 строк.
Такие карты мы делали несколько лет назад. Они нужны для того, чтобы человеку было проще пользоваться своими меценатскими "плюшками". И по уму карта должна быть именная.

В общем, на этом описание функционала веб-системы лонгфандинга заканчивается. Можно добавить разве что кураторский вход, где видно большую таблицу со всеми участниками-взносами, необходимыми пометками и возможностью ручной редакции.

4. Дополнительные общие моменты

Как и в обычном краудфандинге, в лонгфандинге ценны прозрачность и ясность. Как минимум всем участникам проекта должны быть открыто видны: заявленная сумма сбора в месяц, количество участников и уровень сбора. Должны ли эти данные быть видны вообще всем - это надо решать самостоятельно в каждом отдельном случае.

Что разумно делать, если вдруг случится перехлёст - собранные средства окажутся больше, чем заявленная сумма?
Самое логичное - переносить собранное на следующий месяц. Но возможны варианты. Например, пустить излишек средств на какие-то нужды проекта (интернет, офисная техника etc) и объявить об этом всем участникам.

Пока такой автоматизированной системы ни у Гипериона, ни вообще в природе - не существует. Я курирую Меценатский совет в Гиперионе и выполняю все эти функции вручную. Пока работает.

Буду рад, если мои соображения кому-то помогут запустить свой собственный лонгфандинг - хоть ручной, хоть автоматический. Не надо бросать своё дело на полпути из-за тупой нехватки средств на жизнь. Надежда есть.

гиперион, придумал

Previous post Next post
Up