Нынче исполняется 110 лет с начала англо-бурской войны. Если быть точным - 110 лет и два дня, я хотел успеть написать этот текст чуть раньше, да не успел. Поэтому сейчас уже сигнальные рожки оттрубили, и бурские части бодро маршируют, чтобы через пару дней с налёту занять английские города Ньюкасл, Мафекинг и Кимберли.
Если быть совсем точным, это уже вторая война из этой серии. Первая была раньше - в 1880-1881 гг., и её войной-то мало кто называет. Так, взаимные наезды. Англия тогда сглупила, не просто объявив весь Трансвааль своим, но и попытавшись стрясти с буров налоги за все предыдущие годы жизни там. Те, естественно, возмутились и крепко дали Англии по носу. В результате буров оставили в покое на 18 лет. Но алмазные и золотые копи никуда не делись и довели всех до жуткой войны в 1899-1902 гг, которая обычно и называется англо-бурской.
Но с чего всё началось. В 17 веке на южную оконечность Африки приехала целая куча колонистов из Голландии. Очень уж пакостно было в это время в Европе. Испания не столь давно распухла от американского золота, все в округе просто осатанели. А колонисты эти вписались в Южной Африке как-то и вполне удобно и тихо себе там зажили. На краю света. Распахали поля, разогнали местных кафров, коровок завели. И стали себя называть бурами, сиречь, просто крестьянами. Народ европейский к ним потихоньку подтягивался - из Дании, Германии, Бельгии. В итоге заняли они огромную территорию - весь африканский юг - и назвали это дело Капской колонией.
Но время шло. В Европе потихоньку разобрались с Испанией, произошло перераспределение всего награбленного добра, и у руля встала Англия. Которая старая и добрая. И все вместе дружно и плотно взялись за Индию (собственно, которую и искали изначально, да отвлеклись на Америку). Но чтобы добраться до Индии, нужно конкретно плыть вокруг всей Африки - Суэцкого канала ещё не было - и всё африканское побережье начало бурно расцветать колониями и перевалочными базами. Самое козырное место, конешно, и было на крайнем юге - ну, то есть эта самая Капская колония. Вот англичане туда припёрлись и давай свои порядки насаждать.
И вот в 1795 году Капская колония была объявлена территорией британской короны. Заставили весь народ там учить английский, ввели налоги, понаехало понаехалитутов... Буры всё это, однако, терпели. Они, вообще, спокойные очень были, такие кальвинисты деревенские. Терпели аж до 1834 года - пока англичане не отменили им рабство. Вот тут-то буры взвыли, у них вся экономика было на этом простроена. Какой же бур без кафра!
Но всё же они очень кроткие были. Нет, чтобы по английским сусалам вдарить - собрали печальные буры свои манатки и пошли на север. Огромной-преогромной толпой. Подальше от этих жлобов. И топали они так четыре года - медленно и спокойно. Перешли Оранжевую реку - и те, кто устал топать, основали там за рекой Оранжевую Свободную республику. А остальные, покрепче духом, пошли дальше, перешли реку Вааль и там тоже основали своё государство - Трансвааль (в смысле "за Ваалем"). Обосновались на новых землях и снова зажили в относительной тишине. Тем более, что в 1869 году и Суэцкий канал появился - и всех понаехалитутов как ветром сдуло из Капской колонии.
И только буры вздохнули себе спокойно -
как фигак! На границе Оранжевой республики (в Кимберли) обнаружились алмазы. А в Трансваале под Йоханнесбургом - золото. И то, и другое - богатейшие месторождения в мире.
К бурам, казалось, рванулся весь мир, а впереди всех на белом коне - опять Англия. Которая старая и добрая. И поняли тут буры, что прежние понаехалитуты - просто кроткие голубки по сравнению с нынешними. Но рыпаться уже было поздно.
Ну и пошёл натуральный грабёж, который в политике называется красивым словом аннексия. Кимберли моментально улетел к Англии, не успев даже толком раскопаться, а в 1880 году англичане и весь Трансвааль объявили своей личной собственностью. Тогда-то и произошли первые военные действия, о них я выше уже рассказывал. Ничем хорошим это дело не кончилось, англичане неспешно подтянули войска, и к самому концу 19 века война таки разразилась.
И весь мир запасся попкорном и уселся поудобнее. Во многом это была не просто война, но натуральный полигон - новых типов оружия, принципов стратегии и экономических наездов. Почти все государства наприсылали в Капскую колонию своих военных атташе - те не воевали, но совали повсюду свой нос и мотали на ус: как работают новые пулемёты Максим, как действует окопная тактика, чем уязвимы свежеизобретённые бронепоезда и какова эффективность первых концлагерей. Потом всё это было бодро задействовано в Первой Мировой, и англичане уже и сами были не рады таким раскладам.
И все в мире при этом активно сочувствовали бурам. Масса народу со всех стран приезжало к ним добровольцами, из России тоже немало заявилось. В европейских газетах ругали Англию и подробно описывали театр военных действий. Во Франции - которая Англию вообще исторически терпеть не могла - появился знаменитый роман Луи Буссенара "Капитан Сорви-голова", прошедший со свистом по всему материку (самое смешное, что в Англии и до сих пор не знают про него). И много разных других явлений культуры от этой войны произошло - словно круги по воде.
Россия же Англию тоже, мягко скажем, не жаловала в то время. Особенно после подстав Турецкой войны и бузы в Афганистане. Как где какой казус происходил - сразу отмечали: "Англичанка гадит", посылая луч кровавой любви королеве, которая в общем-то была не совсем при делах. И писали в России про эту войну тоже немало.
Почти сразу же после её окончания - увы, бесславного для буров - начали выходить в одном петербургском издательстве тонкие брошюры под названием "Роза Бургер, бурская героиня, или Золотоискатели в Трансваале". По жанру это был авантюрный роман с продолжением, совершенно бесконечным, про эту самую войну. А по сути это был прообраз современного мыльного сериала, со всеми его характерными причиндалами: навороченным сюжетом, гадкими гадами, которые мешают прекрасным влюблённым, потерянными детьми и миллионными наследствами.
Мальчишки-газетчики бегали по утрами на площадях, крича: "Читайте новый выпуск Розы Бургер! Побег на воздушном шаре! Наши бьют англичан! Всего за пять копеек!.." Брошюрки улетали, как пирожки. Всего в 1902-1903 гг. вышло 75 выпусков этого романа, в 190 главах - о южноафриканских страстях на фоне подробных военных действий.
Это довольно своеобразный литературный памятник. Тогдашняя высоколобая интеллигенция воротила от него нос, называя "низкопробным чтивом" и "пинкертоновщиной". И несмотря на то, что это "чтиво" расходилось сотнями тысяч экземпляров по всей России, у него почти не было шанса дожить до наших дней. Где-то все эти тонкие брошюрки растворились, в каких-то забытых архивах и библиотеках, превратились в мёд и плесень времени, тонкий пепел будущих пожаров. Но один шанс из ста всё-таки сработал.
Каким-то чудом военный историк Геннадий Шубин вместе со своими помощниками извлёк этот текст из небытия. В течении семи лет шли поиски в пыльных запасниках музеев и на антресолях у библиофилов - в Москве, Питере и непредсказуемой глубинке. Долгое время затем шла литературная обработка и починка текста - авторы этого романа так и остались неизвестными, но, судя по всему, это были некие литературные студенты, кропавшие на заказ в ритме конвейера. Утром похмелялись, выдумывали новую главу, лихорадочно записывали, затем везли в издательство, получали полтинник и тут же его весело пропивали до самой ночи. Назавтра алгоритм повторялся. Издатель же на редакторов-корректоров не тратился, а сразу пускал написанное в тираж, что, конешно же, текст не красило. Потому-то, чтобы свести его сейчас в единую книгу необходимо было это учесть.
И вот долго ли, коротко ли - а книга сложилась. Аж в трёх томах. (Чорт его знает, может, лет через двести так же будут и Донцову какую-нибудь восстанавливать, с похожими придыханиями). И это мощная штука!
Высокая концентрация экшена и страстей на минимум знаков. Стиль - журнально-телеграфный: короткие предложения, короткие абзацы. Куртуазность запредельная. "Ах! - воскликнула она, падая в обморок. - Они погибли! погибли! - Вы не смеете обижать даму, воскликнул он, выхватывая носовой платок. - Дым заволок арену военных действий, но его бледное лицо стояло у неё перед глазами. - Я умираю! - прошептала она, - Передайте нашим, что буры не сдаются!.. - Несметные сокровища испепелили его разум..." Эх, если б кто взялся это сейчас снять, готовый же сериал!
И на каждой главе хочется изготовлять буквы "ы!" или просто "обнять и плакать". Потому что это одновременно и трэш, и литпамятник, и военная история с современными комментариями, и ржака, и чорт, а что же там будет дальше.
Единственно, что там не хватает, это, разумеется, карт. Ну, это легко поправимо. Тусовка туда, тусовка сюда вот по этим маршрутам:
А какие там персонажи -
Высокопоставленный богатый английский гад, стремящийся поработить Трансвааль и всю Африку заодно;
Его прекрасная жена, не помнящая своего прошлого, вокруг которой вьются враги;
Девушка, которая выросла на ферме добрых буров, она не помнит своих родителей;
Сумасшедший пещерный человек из алмазных копей;
Падшая женщина из гавани с соответствующим "клеймом" на лице...
И ещё масса новых и новых лиц, героев и злодеев, кружащихся вокруг этой войны, словно листья на ветру.
В 1899 году поэтесса Глафира Галина опубликовала стихотворение "Бур и его сыновья". Текст его ушёл "в народ", самостоятельно оброс музыкой и дополнительными строфами - и так появилась русская народная песня "Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне..." Многие современники (Паустовский, Кассиль) упоминали в своих воспоминаниях об этой песне как о культурном символе начала века, её пели повсюду вплоть до Второй Мировой.
Трансвааль, Трансвааль... (Исполняет Александр Ткач, mp3, 4.2M)
«Роза Бургер, бурская героиня, или Золотоискатели в Трансваале»
Роман из англо-бурской войны, в трёх томах