Моя бабуля…. Евгения Харлампиевна Столярова (Харламбо), рожденная в 1924 году, после потери родителей в конце 30-х годов, встретила начало Отечественной войны, будучи студенткой техникума легкой промышленности в Москве.
г.Москва. Общежитие техникума КИП. (надпись на обратной стороне фотографии)
Учебные заведения эвакуировались далеко в тыл, и таким образом студенты этого заведения оказались в г.Казани, где жили в общежитии, изучали профессию и шили парашюты для Красной Армии.
1 декабря 1943г. Казань. 3 курс мех. техн. (надпись на обратной стороне фотографии)
И именно там ,по моим данным, она познакомилась с моих будущим дедом Иваном, что подтверждает ее фото с подписью на «На память Ване! Лучше вспомнить и посмотреть, чем посмотреть и вспомнить.»
19 декабря 1945г. Казань (надпись на обратной стороне фотографии)
После войны распределена на работу в г.Слободской Кировской области, где конструировала и шила модную одежду. И сама-же выступала в роли модели при показах продукции своей фабрики.
19 ноября 1946г. г.Киров (надпись на обратной стороне фотографии)
г.Слободской 16 сентября 1946г. (надпись на обратной стороне фотографии)
Уже и не помню рассказ, как юная Евгения попала именно в Воронеж. Скорее всего, здесь проживали какие-то очень дальние родственники. Здесь у нее родилась дочь Татьяна (моя мать). И мой дед, действующий офицер и фронтовик, был откомандирован с женой служить Родине на Дальний Восток в г.Советская Гавань.
Бухта Бяудэ г.Сов. Гавань (надпись на обратной стороне фотографии)
Позже что-то произошло в семье, и обратно в Воронеж бабушка вернулась с дочерью, но уже без мужа.
Надо было работать, и надо сказать, женщина без высшего образования смогла сделать карьеру, долгое время проработав главным инженером на фабрике.
Помню рассказ матери, где повествуется о том, что за главным инженером в нерабочее время велось наблюдение - куда ходит, что покупает и т.п. Лично я вспоминаю бабушкины рассказы мне на ночь о подвиге Маресьева, о девушках из «А зори здесь тихие», о Зое Космодемьянской и героях-краснодонцах во главе с Олегом Кошевым. Я мог их слушать бесконечно. Жаль, что это единственное фото, где мы рядом.
Не смотря на то, что ее семья пострадала от сталинских репрессий, я ни разу не слышал о Вожде Народов плохого слова. И как мне казалось, говорилось это очень искренне. Были и бесконечные партсобрания, после которых бабушка возвращалась домой без сил и в состоянии стресса.
Выйдя на пенсию, целиком посвятила себя внуку, т.е мне. Я не имел дефицита во внимании. Покупалось практически все, что просил, хотя я и не наглел. Ходили в парк «Динамо» гулять, а также на выставки цветов и собак. Именно с бабушкой я положил начало своим коллекциям марок и значков. Они целы до сих пор и рассматривая их, я вспоминаю ее. Никогда не забуду, как свои первые хоккейные матчи посмотрел именно с ней в только построенном тогда ДС»Юбилейный», как вместе кричали, свистели в свисток и аплодировали. В марте 1991 года была сделана операция по удалению раковой опухоли. А умерла от инфаркта в больнице, немного не дожив до своего 67-летия. Пошла принять душ, где ее и нашли на кафельном полу. На похоронах присутствовали только мы с матерью. Это фото, где Евгения Харлампиевна фотографировалась для доски почета, я прикрепил на крест, который стоит у ее могилы на Лесном кладбище в п.Шилово.
Бабуля , я люблю тебя. Царство тебе небесное! 18.01.2014г.