Перед воцарением династии Романовых:
«В России вилка появилась в 1606 году, и привезла её Марина Мнишек. На своём свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Эта вилка стала чуть ли не поводом для народного восстания против Лжедмитрия. Аргумент был убийственно-прост: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола».
(
Нож, ложка, вилка - вехи истории.)
300 лет спустя, на закате династии:
«Чаще всего отец ел руками. К приборам, за исключением ложки, он не привык, а потому и не считал нужными. Говорил:
- Еду Бог даёт, что ж её тыкать.
Одёргивал меня, когда я пыталась есть по всем правилам хорошего тона:
- По крайности ложкой ешь».
(Матрёна Распутина, воспоминания дочери,
«Распутин. Почему?»)
Я не к тому, что в России за триста лет так и не научились есть вилкой, какой мрак, какой кошмар. Вон, китайцы до сих пор ей не пользуются, а поди ж ты.
О роли Распутина в жизни последней императорской семьи. Видимо, дело было далеко не в одной болезни цесаревича. Этот странный союз царей с мужиком был имитацией взыскуемого Николаем единства царя и народа, симулякром «народной монархии».
«Воспитанный в убеждении, что народ любит своего Царя, помазанника Божия, Николай II-ой искренне стремился преодолеть средостение между престолом и "простыми людьми", войти в более близкий контакт с подданными, в обход чиновников-бюрократов и придворного духовенства».
(История России. ХХ век: 1894-1939. Под ред. А.Б.Зубова., стр. 64)
Правда, выйти к народу 9 января 1905, чтобы искренне преодолеть это «средостение», оказалось страшнее, чем допустить кровавый разгон. И вот как раз в это время при дворе удачно появляется Распутин. Который ест руками, поэтому может считаться истинным воплощением народа русского. А значит, и привечающий его царь - истинно народный монарх.
«"Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа", - говорила царица, а царь считал, что Григорий - "хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно"».
(Олег Платонов,
«Жизнь за Царя»)
Да, умел Григорий успокоить царственных особ, рассказывая им о том, что народ любит «Божьяго по мазаннека», а смуту наводят токмо «люцинеры и жиды».
Обе стороны друг другом зело довольны.
Лукашенко в этом смысле легче - он сам себе Гришка Распутин. Народ и монарх в одном лице. И всегда может себя в народной любви убедить, всегда сказать себе, как говаривал Гришка императору: «Папа! Страна твоя, что хошь, то и делай».
ЗЫ: Воцарение династии Романовых началось с вооружённого свержения Лжедмитрия II и его жены, Марины Мнишек. Кстати, первой законно коронованной русской царицы (после смерти Лжедмитрия I). И убийства их пятилетнего сына, Ивана «Ворёнка». За которое Марина Мнишек, говорят, прокляла род Романовых, предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Такие дела.