Как я обещал в теме о Бобруйске, первый отчет будет о чем-нибудь поменьше и поближе. Выбор пал на не самый мелкий, но близкий и известный мне Борисов, в котором бывал неоднократно (не как турист) и неплохо ориентируюсь. Если бы не лень, этот пост появился бы еще прошлым летом, но материала достаточно не собралось. Некоторые фотографии будут без комментариев дублироваться прошлогодними. Прошу дорчитателей сильно не пинать, первый блин.
Это была предыстория, а суть вот:
Старый белорусский город, крупный промышленный центр Минской области, один из самых больших районных центров.
По общепринятой (хотя и не на 100% достоверной) версии город был основан князем
Борисом Всеславичем (сыном Всеслава Чародея) после успешного похода на
ятвягов и назван в его честь. Традиционно годом основания считается 1102, хотя в Лаврентьевской и в Ипатьевской летописях он упоминается как крепость Полоцкого княжества только в 1127 и 1128 годах соответственно.
Первое поселение располагалось на месте современного агрогородка Староборисов, где сейчас находятся остатки городища и селища-посада. Но после пожара, уничтожившего первую деревянную крепость, произошел переезд чуть южнее, где вокруг новой крепости, на левом берегу Березины и возник новый город. В XII веке город вошел в состав Великого княжества Литовского и стал известным торгово-ремесленным центром. С 1569 года, после подписания Люблинской унии, Борисов вплоть до XVIII века находился в пределах Речи Посполитой, а а 1793 году он оказался в составе Российской империи.
В 1871 году через город прошла железная дорога Москва - Брест и на правом берегу открылась станция, вокруг которой началось формирование новой части города. Собственно, современный Борисов состоит из двух частей - исторической (Староборисов) и молодой, послереволюционной (Новоборисов), где располагается административный центр, большая часть промышленных предприятий и спальные гетто.
Доехать до Борисова из Минска приятнее и дешевле всего посредством ж/д. Это весьма удобно, т.к. основные достопримечательности компактно расположены между вокзалом и историческим центром, вдоль проспекта Революции и улицы 3-го Интернационала. Рассказу об этом маршруте и посвящен мой первый борисовский пост.
(март-апрель 2013, июль 2012)
Путешествие начинается с вокзала, кирпичное модерновое здание которого было построено в 1914 году взамен первого, деревянного. Вид с пешеходного моста.
Центр Новоборисова во многом напоминает Минск, как видом, так и атмосферой. С поправкой на масштаб, конечно.
На Привокзальной площади, выполняющей заодно функцию разворотного кольца для автобусов и маршруток, есть мини-версия "ворот города". В середине буднего дня на площади транспорта предостаточно, поэтому чтобы рассмотреть их получше, немного отклонимся.
Движение по площади организовано вокруг расположенное в ее центре стеллы "Борисов - орденоносный город". Речь об Ордене Отечественной войны 1 степени, войны, которая оставила особый след в истории города.
К центру отсюда ведет проспект Революции.
(полный размер) За свою историю Борисов немало потерпел от войн, в ходе которых он традиционно то частично, то полностью разрушался. Старались местные князья, шведы, поляки, французы, русские, немцы, благодаря которым старых зданий осталось не так много, а старше 200 лет ничего не осталось вовсе. Застройка проспекта Революции:
Неподалеку от вокзала есть ухоженный, но маленький и грустный парк. Внутрь я зашел ради скульптуры в центре.
Говорят, что у каждого жителя города (кроме
heana_costre), есть фото его самого, детей или внуков на фоне этих медведей.
Мишки выглядят грустными. Наверно, парк их, как и меня, не вдохновляет.
Кроме мишек и пары качелей в парке для детей радости не много.
А этот памятник был установлен в честь дня письменности. Еще фасад главного универмага украсили портретами белорусских просветителей.
На развороте книги - портрет Скорины Питерского, на табличке снизу - список городов, где это мероприятие проводилось в предыдущие годы - Туров, Каменец, Поставы, Шклов.
После праздник перемещался в Сморгонь, Хойники, Ганцевичи, Глубокое, а в этом году остановится в Быхове, если кому интересно. Первое воскресенье сентября, не забудьте.
Кинотеатр "Родина", справа от парка.
На самом проспекте есть еще один памятник.
Люся (Людмила) Чаловская, участница молодежной подпольной организации Борисова, позже - связная и партизанка в знаменитой "бригаде Дяди Коли".
Девятнадцатилетняя Люся была расстреляна в борисовской тюрьме 1943 году. Ее именем названа одна из улиц города.
На примыкающих улицах, а так же на самом проспекте, но уже ближе к главной площади, сталинские дома сменяются кирпичными пятиэтажками.
Квартиры на первых этажах постепенно выкупаются и переоборудуются в магазинчики, салоны связи, банки и прочее. В зачаточном состоянии это выглядит так.
Центральная площадь, аккуратная, но пустая. Вокруг нее расположены исполком, центральный универмаг, дом быта, пара кафешек, Ленин.
(полный размер)
(полный размер)
От площади отходит улица Чапаева, из основных в новой части города. Где-то в далеке находится борисовская промзона.
Еще на проспекте Революции расположен большой дом культуры, но на нем я не буду останавливаться. Далее упираемся в улицу гагарина - основную магистраль города, о которой я расскажу позже.
Здесь, по пути в Староборисов, находится памятник экипажу Павла Рака, Героя Советского Союза, парторга танковой роты.
В ночь на 30 июня 1944 года танковому взводу Павла Рака была поставлена задача ворваться в город Борисов, занятый немецкими войсками, завязать бой и сражаться до подхода основных сил корпуса. Из четырех танков только экипаж Т-34 в составе командира танка Павла Рака, механика-водителя танка Александра Петряева и стрелка-радиста танка Алексея Данилова смог прорваться через реку Березину в город Борисов Минской области по заминированному мосту. Второй и третий танки старшего лейтенанта Кузнецова и лейтенанта Юнаева были сожжены еще до подхода к мосту, а четвертый танк капитана Селина проскочил по мосту на противоположный берег реки, но был подбит и загорелся, экипаж погиб. Затем немцы взорвали мост через Березину.
В течение 16 часов экипаж сражался на улицах города. Ими было уничтожено много живой силы и техники врага, что способствовало освобождению города 1 июля советскими войсками. Немецкие войска бросили против экипажа несколько танков и самоходные орудия. В неравном бою воины погибли.
Поскольку танк был подбит, вместо Т-34-85 был установлен ИС-2. К слову, встречал информацию, что из всех установленных памятников только 2 действительно "первый въехавших в город".
Единственный автомобильный мост соединяет две части города.
Панорама старого города. Снизу - замерзшая Березина, справа - пешеходный мост. В центре виднеются купола костела, православного собора и брамы-колокольни. Правее - завод агрегатов, занимающийся производством турбокомпрессоров, перед ним - стройка "Короны" - типового гипермаркета, первого в Борисове.
(полный размер) Подробнее:
Самое старое здание религиозной архитектуры, сохранившееся в городе - Костел Рождества Пресвятой Девы Марии. Строительство началось после того как первый, деревянный костел был уничтожен одним из частых городских пожаров. Длилось возведение 17 лет и было закончено в 1823 году. Спустя еще 13 лет к нему была пристроена пятиярусная башня-звонница.
В первые годы советской власти службы в костеле продолжались, но в 1937 году он был закрыт. После войны каскадную башню снесли, в здании открыли кинотеатр, потом спортивный зал, в итоге вовсе забросили.
Верующим храм вернули только во время перестройки, снесенную башню восстановили и в 1990 года он был повторно освящен.
Сейчас его реставрируют и внутрь мне попасть не удалось.
Центр старого города - бывшая Торговая, а ныне площадь 900-летия города. Здесь стоит главный православный храм Борисова - Собор Воскресения Христова.
История Воскресенского собора во многом напоминает историю его католического соседа. Первую деревянную церковь, уничтожил один из пяти пожаров 1865 года. Не особо удачный был год - кроме церкви сгорели три с половиной сотни домов. На весь город осталась только одна кладбищенская церквушка. Естественно, сразу возник вопрос о строительстве нового храма, каменного, да покруче чем у католиков.
Несколько лет ушло на поиски средств и разработку проекта, подготовительные работы. Первая, пяти-купольная версия была отвергнута в пользу более масштабного проекта питерского инженера Меркулова.
Строительство длилось три года и завершилось в 1874 году.
В советские времена, как и костел, православный собор был закрыт, внутри устроено зернохранилище, с куполов спилены кресты, а колокольня превратилась в парашютную вышку. Однако, во время оккупации немцы решили вернуть храм пастве, кресты вернулись, богослужения возобновились. Известно, что при переосвящении присутствовал генерал-фельдмаршал
Федор фон Бок, командующий группой армий "Центр".
После освобождения советские власти не стали снова закрывать собор, хотя и провели репрессии. Богослужения продолжались, хотя в период правления Хрущева был запрещен колокольный звон, якобы мешавший покою граждан. Запрет действовал до времен перестройки.
В 1907 году у главного входа была построена кирпичная звонница (проект Виктора Струева), ныне составляющая с собором единый ансамбль.
Последние несколько лет собор закрыт на реконструкцию, службы проходят в здании бывшего казначейства, самого старого сохранившееся здания города, которое находится рядом с колокольней.
В 2002 году, в честь 900-летия города, купола были покрашены в праздничный ярко-голубой цвет. До реконструкции они выглядели так (2010 год):
В том же году на площади был установлен памятник Борису. В одной руке он держит меч, второй показывает место, где будет основан город. Или, по слухам, держит щит, исчезнувший из окончательной версии.
Над князем парит ангел с ликом монахини Евпраксии, младшей двоюродной сестры Евфросинии Полоцкой.
А позади - кинотеатр "Победа" с дискотекой 80-х и вечеринками "кому за".
Вокруг площади неплохо сохранилась застройка XIX века. Говорят, что до войны она вся принадлежала евреям, которые составляли большую часть населения.
Из существовавших в городе 13 синагог сейчас осталось всего три.
Хоральную приспособили под Дом пионеров, в
еще одной устроили автомастерскую. Третья, "
Хеврей Телим", сохранилась лучше всех. Подгоняемый неумолимо приближающимся закатом (приехал в город далеко после обеда), иудейские храмы я пропустил.
Забыл заглянуть и в еще одно интересное место. Если перед пешеходным мостом свернуть направо, то в конце улицы, за городским вытрезвителем (местные подскажут ;)), можно увидеть руины борисовской тюрьмы. Тюремный замок построили к середине XIX на месте разрушившегося крепостного замка, который восстанавливать было нерентабельно. Сегодня от бывшей местной достопримечательности, которую даже изображали на открытках, осталось совсем немного. За 90 лет своего существования здание сильно обветшало, к концу 1951 его освободили и быстро разрушили. Оставили только подсобные помещения, которые сейчас занимает тот самый вытрезвитель.
В обратном направлении реку я пересек с помощью пешеходного моста. Построили его, вроде бы, перед реконструкцией основного, но позже закрыли для транспорта, перекрыв въезд бетонными блоками. Однако мотоциклисты все же иногда прорываются.
Популярное место для прогулок и встреч.
Меня, как минчанина, привыкшего к скромной Свислочи и относительно ровному рельефу, такие картины радуют весьма.
(полный размер)
(полный размер)
Городской пляж пока немноголюден.
Кроме гуляющих парочек и редких туристов мост бешено популярен у брачующихся, от которых постоянно страдает.
Замки "на щасте и долгую совместную жизнь" наличествуют самые разные - от амбарных, купленных в универмаге и криво подписанных "Петя + Маша = семья" до гламурных замочков, со стразикими или в виде сердечек.
Как-то утром, во время отдыха после ночной покатушки по оршанскому району, вместе с
alkobugi наблюдали постоянно прибывающие группы навешивающих. Постепенно желающих дополнительно укрепить свой союз стало столько, что возникли очереди. В кадре сразу две пары молодоженов. Интересно, они еще не развелись?
На противоположном берегу находится конечная точка моего маршрута - остатки укреплений, по-просту "батарей". Накануне Отечественной войны 1812 года на правом бергу Березины перед мостом, на пути в Борисов началось строительство земляных укреплений с целью обороны города от вероятного нашествия противника. Закончить строительство до наступления Наполеона не удалось. Безуспешной была и попытка французского гарнизона, однако земляные укрепления были использованы во время контрнаступления русских войск. В 1813-ом батареи были перестроены. Сегодня - это живописные холмы, поросшие соснами, в которых угадываются геометрические линии земляных валов и рвов. Часть их была срыта и застроена корпусами городской больницы.
В 1926 году совет народных комиссаров Белоруссии принял постановление о признании "батарей" памятником истории и об объявлении их государственной собственностью. Таким образом, это первый исторический памятник в Борисове. В 1985 году здесь установлен памятный знак, в 2002 территорию вокруг него облагородили. К сожалению, во время моей прогулки, здесь культурно отдыхала местная молодежь, которой я не стал мешать. Наверняка, это были местные патриотами и ценителями истории, вспоминавшие за бутылочкой "крыницы моцнай" времена славных сражений. Поэтому покажу вам фото, сделанные в прошлом году.
(полный размер) Но, одно дело нынешний холод и слякоть, и другое - летнее время, когда вокруг, отдыхающие-выпивающие присутствуют практически постоянно, причем это давняя традиция. В книге, датированной началом XX в., "Полное географическое описание нашего отечества" есть такая запись: "Город не имеет никаких достопримечательностей, кроме остатков батарей, построенных французами во время нашествия Наполеона. Эти остатки возвышаются на правом, гористом берегу р. Березины и служат местом гулянья для публики, так как в городе нет никаких садов; другим таким местом для гулянья служит мост через Березину".
Собственно, знак.
Пара бутафорских пушек.
Вид с холма на Староборисов.
На этом мой походик заканчивается.
Отсюда можно вернуться на улицу Гагарина, к памятнику экипажа Павла Рака и с одноименной остановки автобусом номер 1 доехать до вокзала. Такой маршрут в неспешном темпе займет менее половины для или вовсе 2-4 часа, если двигаться быстро и пользоваться общественным транспортом.