ЖЗЛ

Nov 09, 2014 19:50

Скажу сразу, что во всем виноват odynokiy. Благодаря ему я узнал, не только что такое хотон, но и стал превращаться в самого настоящего архивного червя. Но, обо всем по порядку...
Руал Амундсен - что я знал об этом человеке? Да наверное то же, что и средний советский пионер - где-то там дрейфовал на затертой во льдах шхуне, опередил Роберта Скотта в гонке к Южному Полюсу и пропал без вести, пытаясь найти разбившегося во льдах на своем дирижабле итальянца Умберто Нобиле. Когда мне было лет 12, я прочитал книгу "Красин во льдах", но мало что из нее помню. Надо бы перечитать на досуге, да времени свободного нет и не предвидится...
Теперь у меня в биографии Амундсена расставлено больше "точек над i" - дрейфовал он не просто так, а надеясь пройти Северо-Западным проходом вокруг Канады. Жил пару лет с эскимосами на острове Короля Уильяма, в деревушке, которая теперь называется Gjoa Haven, по названию его корабля. Там он научился многому - использовать собак не только как средство передвижения, но и как пищу, бороться с цингой, поедая непереваренные листья морской капусты найденные в кишечниках тюленей, и многому другому, что ему потом так пригодится в гонке к Южному Полюсу. Напомню, что английская экспедиция была одета не в мех, а в гигроскопичную шерсть, и использовала не собак, а пони. Они достили полюса более чем на месяц позже норвежцев, и все погибли на обратном пути.
Кстати, канадские эскимосы (ой, простите, инуиты) до сих пор рассказывают байки о том что они прямые потомки гостившего у них в начале прошлого века Амундсена. Норвеги даже проводили генетическое тестирование, но родство не подтвердилось.
После покорения Южного Полюса Амундсен также надеялся достигнуть Северного, намереваясь вмерзнуть в лед в Беринговом проливе и дрейфовать на север. К сожалению, не получилось. Шхуне "Мод" понадобилось три года, что бы пройти Северным Морским Путем от мыса Челюскин до Чукотки.
Амундсен прубыл в Сиэтл только в 1921 году, преодолев часть пути (1500 км) на собаках.
Вот что пишет об этом Википедия:
"During the third winter, Maud was frozen in the western Bering Strait. She finally became free and the expedition sailed south, reaching Seattle for repairs in 1921. Amundsen returned to Norway, needing to put his finances in order. He took with him two indigenous girls, the adopted four-year-old Kakonita and her companion Camilla. When Amundsen went bankrupt two years later, however, he sent the girls to be cared for by Camilla's father, who lived in eastern Russia."
И кто бы мог подумать, что за этими несколькими сухими строчками на самом деле скрывается вот это?
Да-да, у того самого ЖЖ-юзера odynokiy есть все - начиная от фотографии маленькой 4-х летней Кокониты, до ее могильной плиты.
Как оказалось, приемная дочь Амундсена закончила свой жизненный путь в Западной Канаде.
Совершенно случайно мой запрос в Гугле отыскал газету пятнацатилетней давности, в которой кто-то ищет родственников Кокониты. Ивон Моен, проживающая в славном городе Террэс, что в Британской Колумбии, рассказывает, что узнала от своей подруги Дороти Фрэнк об удивительной судьбе чукотской девочки. Дороти, дальняя родственница Амундсена (ее дедушка был его двоюродным братом) поддерживала переписку с Коконитой, которая через Норвегию, Россию и Америку осела в Канаде, стала профессором этнографии, вышла замуж за Леонарда Вейланкорта и обзвелась троими детьми.
Тут-то и начинается самое интересное - чисто для прикола я набрал номер телефона, указанный в газете. Вы же понимаете какова вероятность того, что через 15 лет этот номер все еще будет работать? Тем не менее мне ответила сама Ивон. Как оказалось, за день до моего звонка ей исполнилось 80 лет. Дороти Фрэнк умерла пару лет назад и ее дочь после ее смерти забрала с собой в Онтарио весь семейный архив. Поскольку семья Фрэнк является одними из первых поселенцев ныне города Террэс, Ивон уговаривала передать архив ей, для размещения в местной библиотеке. Дочка в конце концов согласилась, и отправила архив Ивон. Посылка с документами пришла В ДЕНь МОЕГО ЗВОНКА! Когда я позвонил, Ивон буквально шла на почту ее забирать.
Впечатлившись архивом г-на Одинокого, Ивон первым делом стала искать письма от Ниты...


Увы, разочарую - письмо написано мужем Ниты, который видимо был радиолюбителем - позывной VE7PE4H. 19 Января 1976 года, уже после смерти Ниты в 1974. Его еще предстоит разобрать, но уже понятно что Джек учится в 12 классе, Глория в 11.
Выкладываю пока "для друзей", пока не понятно, как отнесется к этому сама Глория.
Этично вообще чужие письма читать, если они уже все умерли?
Странно, но я нахожу какой-то особый кайф в рассматривании конверта и бумаги.
Почтовая марка за 8 центов, молодая королева, Buck Shot Gemini, CB FONE - блин всего 40 лет прошло, а уже "история" :)





amundsen, history

Previous post Next post
Up