Часть II.
На плече несу косу,
Лисе голову снесу.
«Зайкина избушка»
Ситуация с «духовной жизнью» в стране Советов мне очень напомнила по своему принципу советскую систему снабжения. Когда простой народ давился в очередях за хлебом, большевистские партайногеноссы свободно затоваривались икрой и сервелатом в спецраспределителях. То же самое было и с системой верований: «массам» навязывался атеизм, а верхушка тайно исповедовала собственные культы, доступные только ограниченному кругу посвящённых.
Для чего же нужен был коммунистам атеизм в массах? Да, как раз для того, чтобы затуманить взоры и рассудки, ведь, любому православному человеку был ясно виден сатанинский характер большевистской власти.
Общество, которое строили большевики, с точки зрения Православия, было просто дьявольской пародией на Церковь. Вместо Пресвятой Троицы предлагались Маркс, Энгельс, Ленин. Вместо Священного Писания - труды классиков марксизма. Вместо икон - портреты вождей. Церковные соборы заменялись партсъездами. Даже христианские святыни подменялись псевдонетленными мощами ленинской мумии. Разумеется, подлежали замене и символы разрушаемых большевиками страны и церкви: двуглавого орла и православный крест сменили серп, молот и красная звезда.
Герб СССР.
Государственный герб СССР представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба - пятиконечная звезда. (Статья 169 Конституции СССР в редакции 1977 года).
Значить это, по мнению официальной советской геральдики, должно было следующее. Скрещённые серп и молот символизируют нерушимый союз рабочего класса и трудового крестьянства. Пятиконечная звезда - единство трудящихся пяти континентов. Её красный цвет - кровь, пролитую борцами за свободу. Колосья пшеницы - жизненную силу и процветание нового общества. Как мы видим, всё объяснено и по полочкам разложено. Если бы не одно но…
В любой знак можно вложить сколько угодно смыслов. При этом, графическое изображение знака останется без изменений, а читаться он будет по-разному. Возьмём для примера ломаный зигзаг, символизирующий молнию. Согласитесь, что на трансформаторной будке он будет иметь одно прочтение - «не влезай - убьёт!» - а на петлицах эсэсовского мундира несколько другое. Возникает закономерный вопрос: какое прочтение более правильное? Ответ на него очевиден: то, которое ближе стоит к первородному смыслу данного знака, к руне «Зиг».
Так же и в советском гербе есть смыслы декларированные, из пальца высосанные всякими бонч-бруевичами, но при этом истинных, сакральных значений использованных в нём элементов никто не отменял. А они ни к союзу рабочих и крестьян, ни к единению пяти континентов никакого отношения не имеют. И мистический смысл советского герба воистину ужасен!
Серп никогда символом крестьянства не был. Тематика «жатвы» во всех верованиях является аллегорией смерти. Ангел смерти представляется жнецом, срезающим без разбора спелые и неспелые колосья, символизирующие старых и молодых людей, одинаково перед смертью равных и беззащитных. Отсюда сложились его самые узнаваемые атрибуты - серп или коса.
Карта «Смерть» из колоды Таро.
Образ ангела смерти, как жнеца пришёл в христианство и ислам из языческих верований, в которых символика серпа тоже ничего хорошего не имела. У славян им была вооружена богиня смерти и зимы Морена (она же Мара, Морана, Маруха, Мора, Змора).
Её имя восходит к общеарийскому корню mr, от которого происходят, разноязыкие обозначения смерти, например, санскритское mrtis, индийское mrtū, латинское mortis, русское смерть. В нашем языке имя этой богини, кроме того, дало начало словам мор, морока, заморыш, мразь, мрак, марево, изморось, умора, кошмар… а, кроме того, устаревшему мразъ (мороз) и новомодному заморочка.
Морена в неоязыческой иконографии.
Морена - типичный метаморф: она предстаёт то молодой девушкой в белом, то высокой красивой женщиной в чёрном, то страшной сгорбленной старухой в рванье с длинными распущенными волосами. Её планета - Чёрная Луна. Её предназначение - нести вред человечеству: там, где появляется Морена, начинаются эпидемии (мор) и несчастья (мóроки). Там, где по-крупному она нагадить не может, Морена тешится тем, что насылает на людей страшные сны (кошмары). Да, что там люди - каждое утро она с толпой приспешников пытается подкараулить само Солнце красное, но всякий раз отступает перед его мощью и красотой. Подручных Морены - злых духов, порождённых тьмой - зовут мары или моры; самая известная среди них домашняя пакостница кикимора (тот же корень «мор» ).
Атрибуты Морены - груды черепов и серп, которым она перерезает нити жизни. Их прядут три богини-пряхи Макошь, Доля и Недоля. В мировом фольклоре это очень расхожая мифологема: у греков их зовут Мойры, у римлян Парки, у скандинавов Норны.
Славянская Макошь - богиня судьбы, столь же значимая, как и сама Мать-Сыра Земля (Макошь её дочь от Вия). Она тоже в определённом смысле «Мать»: Б.А. Рыбаков расшифровывает её имя как «ма» - мать и «кош» - удел, судьба, то есть «Мать-судьба» или «Мать, дающая судьбу» . Её сёстры (или воплощения) Доля и Недоля лишь корректируют работу Макоши, вплетая в её нить добрые и злые события. При этом, у Доли и Недоли очень плохое зрение и кому-то они больше добавляют добра, а кому-то зла - оттого и судьба у каждого своя.
Макошь на вышивке-обереге.
Макошь была одной из самых почитаемых в простонародье богинь - её молили, чтобы ниспослала добрую долю да хранила малых детушек. Её изображение было одним из самых популярных в женских оберегах, уступая лишь Рожаницам. Фольклорный образ трёх сестёр-прях намного переживёт веру, его породившую, и дойдёт до нас в виде сказочного персонажа - Бабы-Яги.
О Бабе-Яге я подробно писал в
«Morituri». В той статье я приводил в качестве примера русскую народную сказку «Заморышек», главный герой которой с сорока братьями останавливается на постой у Бабы-Яги, имеющей как раз сорок одну дочь. Ночью, по сигналу Заморышка, братья дочерей несчастной старушки обезглавливают, а головы насаживают на колья тына вокруг дома. Утром, обнаружив дочерей зарубленными, Баба-Яга кидается в погоню за вероломными гостями, но тем, применяя различные ухищрения, удаётся уйти от возмездия.
Теперь эту сказку можно расшифровать в контексте противостояния Макоши и Морены. Баба-Яга - это, без вариантов, Макошь. Заморышек - судя по корню «мор» в его имени, один из приспешников Морены или даже один из её многочисленных отпрысков. Не вызывает сомнений, что именно Мореной он с братьями подослан, чтобы досадить Макоши. Уничтожить её саму у братьев силёнок не хватает (аллегория: Смерть не властна над Судьбой - кому быть повешену, тот не утонет) и они наносят удар там, где могут - убивают во сне безвинных девиц. Макошь-судьба бросается в погоню, но Морена-смерть оказывается сильнее и укрывает своих подручных от расправы.
Но это далеко не значит, что Смерти удаётся перехитрить Судьбу. Очень скоро Макошь отомстит по-другому: подскажет заезжему искателю приключений путь в царство Кощея Бессмертного. Имя Кощей тоже имеет корень «кош» и является с Макошью однокоренным; более того они родственники - брат и сестра по отцу. В силу родственных связей, Баба-Яга знает секрет Кощеевой смерти и подсказывает невольному мстителю способ его убийства.
Казалось бы, причём здесь Морена? А при том, что прототипом сказочного Кощея был языческий бог зла и безумия - Чернобог (о нём в
«Обратный билет»). А по божественной генеалогии древних славян Морена приходилась Чернобогу одновременно дочерью и женой.
Морену от Чернобога родила ещё одна «Мать» - матерь богов Лада, неверная супруга Сварога (про эту семейную пару в
«Причастие Солнцем»). Ей было предначертано стать матерью всего живого во Вселенной. Она народила от Сварога почти всех богов; без её участия появился на свет только Дажьбог - бог-податель всяческих благ. Он одновременно и бог согревающего нас Солнышка, и бог огня, и бог весны, и бог плодородия. Всё, что связано с благополучием человеческого существования, с молодостью, с производительными силами, с теплом и светом зависит от милости Дажьбога. Одним словом, Дажьбог символ абсолютного добра; в этой своей ипостаси он зовётся Белбогом. Белбог и Чернобог ведут непрекращающуюся схватку друг с другом. Наш мир существует, пока Белбог одолевает Чернобога.
А поскольку Лада уже нарожала массу добрых богов, логика потребовала их уравновесить богами злыми. К тому же описываемые события происходили в Золотом веке, когда люди были бессмертны и требовалось заодно подсократить и их весьма расплодившееся поголовье. Лада вступила в связь с Чернобогом и родила Смерть-Морену.
К выполнению своих обязанностей Морена приступила с фанатизмом и очень скоро человечество сократилось настолько, что боги испугались, как бы, истребив людей, она не взялась за них самих. И для того, чтобы как-то Морену обуздать её, во-первых, лишили на всякий случай бессмертия, а, во-вторых, выдали замуж за Дажьбога. Однако, супруги характерами не сошлись, Морена убила Дажьбога и ушла к отцу, с которым вступила в преступную связь и, в противовес детям Лады, наплодила собственное многочисленное отродье.
Ну, а Дажьбога воскресила сестра по отцу Жива - богиня жизненных сил природы. Тут-то и пригодилось отсутствие у Морены бессмертия - воскресший Дажьбог испепелил её…
Играл серп особую роль и в ритуалах кельтских друидов - только серебряным ритуальным серпом они могли срезать священную омелу. Омела белая (Viscum album) - вечнозелёный кустарник, паразитирующий на крупных деревьях, неожиданно станет роковым звеном в цепи событий предшествующих скандинавскому концу света Рагнареку.
Омела белая (Viscum album).
Любимцем скандинавских богов был Бальдр - тоже «податель благ», скандинавский аналог славянского Дажьбога. Однажды Бальдр увидел сон, пророчествующий ему о гибели. Свой сон он рассказал матери - богине плодородия Фригг. Перепуганная Фригг взяла со всего живого во всех мирах клятву, что ничто не причинит Бальдру зла. Не привела она к такой клятве лишь ничтожную омелу. Об этом выведал злокозненный Локи, страшно завидовавший популярности Бальдра.
Однажды, думая, что Бальдр неуязвим, боги стали развлекаться тем, что принялись метать в него копья, которые не причиняли ему вреда. А коварный Локи тут же сделал копьё из омелы и подговорил слепого бога Хёда метнуть его в Бальдра. Бальдр упал пронзённый, а его душа отправилась в Хель (скандинавский ад). Смерть Бальдра стала прелюдией к гибели богов, а ничтожная омела, вместе с его кровью впитала и божественную силу и приобрела магические свойства. Для того, чтобы сохранить их омелу и надлежало срезать только ночью на растущей Луне и только серебряным серпом.
Ни чем хорошим не зарекомендовал себя серп и в греческой мифологии. Серпом Кронос оскопил своего отца Урана, чтобы лишить его бесконечной плодовитости. Уран (Небо) и Гея (Земля) были согласно греческой мифологии первопарой богов. Гея постоянно рожала от неистощимого Урана многочисленных и уродливых отпрысков, которые были отцу ненавистны и он заталкивал их обратно в материнскую утробу. Понятно, что Гея от подобного с ней обращения тяжко страдала и однажды подговорила своего младшего сына Крона облегчить её судьбу. Крона она вооружила серпом и спрятала у себя во влагалище.
...Взвеселилась душой исполинская Гея.
В место укромное сына запрятав, дала ему в руки
Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.
Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась…
(Гесиод «Теогония»).
Орудие преступления Крон выбросил в море у мыса Дрепан. Однако, море отрыгнуло чудовищный предмет и он впоследствии хранился на Сицилии, в пещере Занкле.
Кронос и Рея, подающая ему вместо Зевса камень, завёрнутый в пелёнки.
Свергнув отца, Кронос стал верховным божеством. Однако, несмотря на принимаемые им меры предосторожности, он сам скоро оказался низвержен своим сыном Зевсом. Круг судьбы замкнулся - избежав заточения в Тартар отцом, он оказался заключён там сыном.
Ну, и, наконец, серп стал орудием убийства египетского бога Осириса. В 17-й день месяца атира (13 ноября) 27225 года до нашей эры (по хронологии Г. Хенкока) младший брат Осириса Сет и ещё 72 заговорщика убивают последнего на 28 году его земного правления.
Сет слева с головой монстра из загробного мира.
Тело Осириса заговорщики серпом расчленяют, а куски разбрасывают. Сестра и жена Осириса Изида, собирает разбросанные фрагменты, но не находит полового члена. Из-за этого Осирис может воскреснуть, но не может вернуться из Мира мёртвых в Мир живых. Ему приходится остаться навсегда в загробном мире. Другими словами, Осирис тоже представляет собой умирающее и воскресающее божество, однако, из-за невозможности вернуться в наш мир он оказывается ближе к образу Бальдра, чем к образу Дажьбога.
Итак, мы видим, что серп - это сакральное орудие убийства или, как минимум, лишения оплодотворяющей силы. Поэтому, олицетворять собой крестьянский труд, подразумевающий плодородие, он не мог по определению. Атрибутом крестьянства был предмет, не отнимающий жизнь, а её дающий - плуг. Плуг рассматривался как фаллический символ, а вспахивание плугом земли - как символический половой акт. Именно плуг был изображён на первоначальном варианте самой узнаваемой советской эмблемы.
Плуг и молот на кокарде РККА образца 1918 года.
Однако, красных оккультистов олицетворение производительных сил природы в гербе советского государства не устроило и его заменили на атрибут смерти - серп.
И, чтобы завершить «сельскохозяйственную» тему: не могут символизировать собой процветания и жизненной силы и колосья с советского герба. Не могут потому, что они изображены на нём уже срезанными - убитыми. Мало того, что эти мёртвые колосья, перевиты багровой лентой наподобие погребального венка, так ещё этот венок обрамляет собой Солнце и Землю!
Часть III