Якутск : Поездка в музей "Дружба". Часть 2 - "Музей на час"

Nov 29, 2013 07:13

Итак, преодолев две сотни километров, мы оказались у архитектурно-этнографического музея-заповедника "Дружба".

Как в своё время написал af1461 - это "один из самых малоизвестных и редкопосещаемых музеев такого рода в нашей стране". :-D

И немудрено! Всю зиму музей этот вообще закрыт, дорожки никто не чистит и пробраться там куда либо почти невозможно. Летом сюда тоже просто так не доберёшься, ибо общественный транспорт в эти края не ходит.

Изредка бывают здесь только организованные группы - приезжают туристы с борта одного из круизных теплоходов, или местные на гуляния в национальные праздники. Для них проводят полноценные экскурсии и открывают все здания на территории.

В остальное же время музей находится в каком-то странном анабиозе. Однако же попасть на территорию маньякам - краеведам и путешественникам типа нас - возможно в любое время. Для этого надо заранее выйти на связь с администрацией музея и договориться - тогда охраннику даётся "добро", и можно походить по территории и осмотреть постройки хотя бы снаружи. :) Так, собственно, поступил и мы. Максим заранее созвонился с директором музея, и договорился, что нас пустят туда.
Аналогичным образом в музей в 2009 году попал af1461, но ему посчастливилось там побывать вместе с кем-то из работников музея, и попасть внутрь всех построек (вот, кстати, его посты про Соттинцы: Часть 1, Часть 2) Нам же, увы, пришлось довольствоваться тем, что было доступно "по умолчанию".

И вот, наша "бешаная собака", которой семь верст не крюк, остановилась у изгороди музея. Навстречу из домика у ворот вышел пожилой якут - сторож. Он о наших планах ничего не знал, но повторный звонок в администрацию музея всё решил и мы побежали смотреть, что же тут этакое интересное есть.





Побежали - потому что по всем прикидкам, если мы хотели успеть вернуться обратно той же дорогой и успеть на последний рейс "речного такси" - у нас на осмотр музея было чуть больше часа! :-D Да, транспортные путешественники - редкостные маньяки!

А и верно, место красивое!
Вообще, этот музей-заповедник был создан в конце 1980-х годов на этом месте не случайно - именно тут в 1632 году был основан Ленский острог, который, будучи чуть позже перенесённым выше по течению на другой берег Лены, стал современным Якутском.



Первое, что видят посетители музея - две традиционных якутских постройки.
Вот это - балаган, зимнее жилище.
Кстати, таких строений мы видели по пути в посёлках очень много. Конечно, в наше время их используют не как основное жильё, а в качестве хозяйственных помещений. Конструктивно - это своеобразный бревенчатый "шатёр", обмазанный глиной и укрытый дёрном.



А это - летнее жилище, Ураса. Вобще-то она должна быть крыта берестой, но тут, "условно", использована какая-то фанера.



А вдалеке уже показался самый интересный объект музея - реконструированный острог XVII века с церковью. Но до него мы чуть позже доберёмся.



У тропинки стоит коновязь-сэрэгэ.
Позволю себе процитировать текст, найденный на просторах Сети:

Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека - в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, "ибо пока стоит сэргэ - жива семья". Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность. Сэргэ символизировал "древо жизни", "мировое дерево", объединяющее три мира. На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира.



Это сэрэге - в память Абакаяды, супруги землепроходца Семёна Дежнёва.



Вообще, история женитьбы Дежнёва на крещёной якутке Абакаяде, как я понял, сейчас подчёркивается особо, используется как некий символ единения якутов и русских. В 2005 году в Якутске открыли памятник семье Дежнёва, и изображение его можно встретить и на почтовых конвертах и на сувенирах, и на плакатах социальной рекламы...

Ещё одна коновязь.



На острог пока глядим издалека...



А перед нами - реконструированный коч.



"Коч - мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное XI-XIX веков. ... Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «Коч» связано со словом «коца» - шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна."

Вобщем, брутальный такой корабль "ледового класса". :)



Перо руля - мне показалось каким-то уж слишком "игрушечным" для такого судна.
Кстати, табличка рядом гласит, что этот вот коч был построен студентами Якутского речного училища где-то в конце 80-х годов. Насколько его конструкция исторически достоверна - сказать не берусь...



По специальному трапу можно забраться на палубу...



***



А колокол-то "позаимствовали" у какого-то судна по имени "Таймыр", 1959 года постройки.



Румпель - рычаг для перекладываняи руля и занимательные "фиксаторы" его положения.



Тут можно делать фотографии в пафосном этаком ракурсе.
Вот так например.



Или так :)



strannitsa тоже хорошо тут смотрится :)



Рядом с кочем - вот такой странный памятник Дежнёву.



Так, бежим теперь в острог.

"Особое место занимает копия Спасской церкви Зашиверского острога - единственного сохранившегося здания погибшего заполярного города. Оригинал находится в Новосибирске, здесь же - точная копия, построенная по чертежам А.В.Ополовникова."



Надвратная башня-колокольня. Вход на неё оказался открыт!



А оттуда - прекрасные виды и чудесные фото-ракурсы! :)



И погодку-то нам какую замечательную подарили в этот день! И освещение... Красота!



***



Лена здесь протекает совсем рядом. В половодье, видимо, вода подходит прямо сюда, заливая всё окрест.



***



Спускаемся с колокольни, подходим к церкви. Увы, она заперта.



Можно только пройтись по гульбищу.



Вход во вторую надвратную башню тоже закрыт - ну да и ладно. Времени у нас мало...



Да, я люблю контровый свет!



А это вот - не просто сарай какой-нибудь. Процитирую af1461:
"Подлинный осадный амбар князца Сергучева из Мегинского улуса. Такие глухие строения с одном входом и узкими бойницами выполняли ту же роль, что и средневековые европейские замки: позволяли контролировать территорию и в случае чего - выдерживать осаду."



Дом купца Басова.
Богатый такой дом, да.
Жаль, внутреннюю экспозицию тоже не увидели - а там, говорят, интересно...



Мельница, куда ж без неё!



***



А внутрь можно свободно зайти и рассмотреть в деталях всю "деревянную машинерию"!

Это вот самый нижний ярус. На оси маленькой шестерни ярусом выше сидит жернов, а большая шестерня насажена на вал, проходящий через все ярусы мельницы к передаче от лопастей.



Всегда восторгался технологией деревянных зубчатых колёс!
Да, дерево стачивается быстро, но каждый зуб - сменный! :)

Сердце мельницы - жернова!



***



Хитрый "дозатор" зерна (в комментах подсказали, что называется он - потрясок, так как его во время работы трясут чтобы зерно сыпалось)



Какое чудесное, красивое и светлое дерево тут кругом!



Поднимаемся ещё на ярус выше - тут, как я понимаю, зерно из мешков высыпали в приёмную воронку.



Вон туда!



Ну а на самом верху, на последнем ярусе - деревянная коническая передача!
Обалденно, да...



Полюбовались меленкой - поспешили дальше!



Вон, ещё какие-то постройки видать!



Сие - осадная башня тойона Пономарева (реконструированная тоже).



Изба Боргонского народного училища из Томтора - это вот оригинальная постройка, 1872 года.



А это...



...modelman, специально для тебя! Целый кумысный амбар! :-D



Рядом ещё один амбар, аж 1790 года постройки! Вон, вырезано на толстенном бревне дверного оклада.



Внутри - инструменты. Что-то вроде мастерской.



***



Смотрим на часы - ой! Жаль, но пора уже выдвигаться в обратный путь...
Идём обратно к воротам, всё оглядываясь.



Ох, как же здесь тихо и хорошо...



Там, на горе - смотровая башня, откуда должна быть видна Лена и вся территория музея, но туда мы уже не успели забраться :-\
А может это повод когда-нибудь вернуться? :)



Но сейчас нам пора возвращаться в Якутск...

Впрочем, обратный путь оказался на редкость весёлым и приключенческим! :)
Про него будет отдельный, третий пост.

Лена-2013, фото, Якутск

Previous post Next post
Up