Итак,
преодолев две сотни километров, мы оказались у архитектурно-этнографического музея-заповедника "Дружба".
Как в своё время написал
af1461 - это "один из самых малоизвестных и редкопосещаемых музеев такого рода в нашей стране". :-D
И немудрено! Всю зиму музей этот вообще закрыт, дорожки никто не чистит и пробраться там куда либо почти невозможно. Летом сюда тоже просто так не доберёшься, ибо общественный транспорт в эти края не ходит.
Изредка бывают здесь только организованные группы - приезжают туристы с борта одного из круизных теплоходов, или местные на гуляния в национальные праздники. Для них проводят полноценные экскурсии и открывают все здания на территории.
В остальное же время музей находится в каком-то странном анабиозе. Однако же попасть на территорию маньякам - краеведам и путешественникам типа нас - возможно в любое время. Для этого надо заранее выйти на связь с администрацией музея и договориться - тогда охраннику даётся "добро", и можно походить по территории и осмотреть постройки хотя бы снаружи. :) Так, собственно, поступил и мы. Максим заранее созвонился с директором музея, и договорился, что нас пустят туда.
Аналогичным образом в музей в 2009 году попал
af1461, но ему посчастливилось там побывать вместе с кем-то из работников музея, и попасть внутрь всех построек (вот, кстати, его посты про Соттинцы:
Часть 1,
Часть 2) Нам же, увы, пришлось довольствоваться тем, что было доступно "по умолчанию".
И вот, наша "бешаная собака", которой семь верст не крюк, остановилась у изгороди музея. Навстречу из домика у ворот вышел пожилой якут - сторож. Он о наших планах ничего не знал, но повторный звонок в администрацию музея всё решил и мы побежали смотреть, что же тут этакое интересное есть.
Побежали - потому что по всем прикидкам, если мы хотели успеть вернуться обратно той же дорогой и успеть на последний рейс "речного такси" - у нас на осмотр музея было чуть больше часа! :-D Да, транспортные путешественники - редкостные маньяки!
А и верно, место красивое!
Вообще, этот музей-заповедник был создан в конце 1980-х годов на этом месте не случайно - именно тут в 1632 году был основан Ленский острог, который, будучи чуть позже перенесённым выше по течению на другой берег Лены, стал современным Якутском.
Первое, что видят посетители музея - две традиционных якутских постройки.
Вот это - балаган, зимнее жилище.
Кстати, таких строений мы видели по пути в посёлках очень много. Конечно, в наше время их используют не как основное жильё, а в качестве хозяйственных помещений. Конструктивно - это своеобразный бревенчатый "шатёр", обмазанный глиной и укрытый дёрном.
А это - летнее жилище, Ураса. Вобще-то она должна быть крыта берестой, но тут, "условно", использована какая-то фанера.
А вдалеке уже показался самый интересный объект музея - реконструированный острог XVII века с церковью. Но до него мы чуть позже доберёмся.
У тропинки стоит коновязь-сэрэгэ.
Позволю себе процитировать текст, найденный на просторах Сети:
Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека - в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, "ибо пока стоит сэргэ - жива семья". Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность. Сэргэ символизировал "древо жизни", "мировое дерево", объединяющее три мира. На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира.
Это сэрэге - в память Абакаяды, супруги землепроходца Семёна Дежнёва.
Вообще, история женитьбы Дежнёва на крещёной якутке Абакаяде, как я понял, сейчас подчёркивается особо, используется как некий символ единения якутов и русских. В 2005 году в Якутске открыли памятник семье Дежнёва, и изображение его можно встретить и на почтовых конвертах и на сувенирах, и на плакатах социальной рекламы...
Ещё одна коновязь.
На острог пока глядим издалека...
А перед нами - реконструированный коч.
"Коч - мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное XI-XIX веков. ... Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «Коч» связано со словом «коца» - шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна."
Вобщем, брутальный такой корабль "ледового класса". :)
Перо руля - мне показалось каким-то уж слишком "игрушечным" для такого судна.
Кстати, табличка рядом гласит, что этот вот коч был построен студентами Якутского речного училища где-то в конце 80-х годов. Насколько его конструкция исторически достоверна - сказать не берусь...
По специальному трапу можно забраться на палубу...
***
А колокол-то "позаимствовали" у какого-то судна по имени "Таймыр", 1959 года постройки.
Румпель - рычаг для перекладываняи руля и занимательные "фиксаторы" его положения.
Тут можно делать фотографии в пафосном этаком ракурсе.
Вот так например.
Или так :)
strannitsa тоже хорошо тут смотрится :)
Рядом с кочем - вот такой странный памятник Дежнёву.
Так, бежим теперь в острог.
"Особое место занимает копия Спасской церкви Зашиверского острога - единственного сохранившегося здания погибшего заполярного города. Оригинал находится в Новосибирске, здесь же - точная копия, построенная по чертежам А.В.Ополовникова."
Надвратная башня-колокольня. Вход на неё оказался открыт!
А оттуда - прекрасные виды и чудесные фото-ракурсы! :)
И погодку-то нам какую замечательную подарили в этот день! И освещение... Красота!
***
Лена здесь протекает совсем рядом. В половодье, видимо, вода подходит прямо сюда, заливая всё окрест.
***
Спускаемся с колокольни, подходим к церкви. Увы, она заперта.
Можно только пройтись по гульбищу.
Вход во вторую надвратную башню тоже закрыт - ну да и ладно. Времени у нас мало...
Да, я люблю контровый свет!
А это вот - не просто сарай какой-нибудь. Процитирую
af1461:
"Подлинный осадный амбар князца Сергучева из Мегинского улуса. Такие глухие строения с одном входом и узкими бойницами выполняли ту же роль, что и средневековые европейские замки: позволяли контролировать территорию и в случае чего - выдерживать осаду."
Дом купца Басова.
Богатый такой дом, да.
Жаль, внутреннюю экспозицию тоже не увидели - а там, говорят, интересно...
Мельница, куда ж без неё!
***
А внутрь можно свободно зайти и рассмотреть в деталях всю "деревянную машинерию"!
Это вот самый нижний ярус. На оси маленькой шестерни ярусом выше сидит жернов, а большая шестерня насажена на вал, проходящий через все ярусы мельницы к передаче от лопастей.
Всегда восторгался технологией деревянных зубчатых колёс!
Да, дерево стачивается быстро, но каждый зуб - сменный! :)
Сердце мельницы - жернова!
***
Хитрый "дозатор" зерна (в комментах подсказали, что называется он - потрясок, так как его во время работы трясут чтобы зерно сыпалось)
Какое чудесное, красивое и светлое дерево тут кругом!
Поднимаемся ещё на ярус выше - тут, как я понимаю, зерно из мешков высыпали в приёмную воронку.
Вон туда!
Ну а на самом верху, на последнем ярусе - деревянная коническая передача!
Обалденно, да...
Полюбовались меленкой - поспешили дальше!
Вон, ещё какие-то постройки видать!
Сие - осадная башня тойона Пономарева (реконструированная тоже).
Изба Боргонского народного училища из Томтора - это вот оригинальная постройка, 1872 года.
А это...
...
modelman, специально для тебя! Целый кумысный амбар! :-D
Рядом ещё один амбар, аж 1790 года постройки! Вон, вырезано на толстенном бревне дверного оклада.
Внутри - инструменты. Что-то вроде мастерской.
***
Смотрим на часы - ой! Жаль, но пора уже выдвигаться в обратный путь...
Идём обратно к воротам, всё оглядываясь.
Ох, как же здесь тихо и хорошо...
Там, на горе - смотровая башня, откуда должна быть видна Лена и вся территория музея, но туда мы уже не успели забраться :-\
А может это повод когда-нибудь вернуться? :)
Но сейчас нам пора возвращаться в Якутск...
Впрочем, обратный путь оказался на редкость весёлым и приключенческим! :)
Про него будет отдельный, третий пост.