Брюссель на букву А.

May 17, 2017 20:00




АТОМИУМ
Один из символов Брюсселя (где ничего не бывает по одному) Атомиум был построен к международной выставке 1958 года. Выставке (безусловно достойной внимания, но на другую букву) радикальным образом сказавшейся и на судьбе и на облике города. То есть для самого Брюсселя Атомиум прежде всего напоминает об ЭКСПО 58. Для остальных он “что-то из химии” ( многомиллиардное увеличение кристаллической молекулы железа) или мечта о мирном атоме ( некоторые даже задумываются, как железо соотносится с мирным атомом). И мало кто помнит, что вначале было число 9! Символичное для Бельгии число, потому что именно из стольких провинций страна состояла от возникновения до федерализации (когда Брабант поделили на Фламандский и Валлонский, и их стало 10). Еще одна важная деталь, сферы Атомиума были покрыты алюминием, который довольно трудно было отполировать, а со временем он потускнел и все сооружение подурнело. Поэтому к 50-летию ЭКСПО 58 его значительно обновили, сменив в частности алюминий на нержавейку.
За другими подробностями отсылаю к Атомиуму renatar , который отличается не только обилием приведенного материала, но и совершенно особенным отношением автора к объекту. Я же, когда речь заходит об Атомиуме, первым делом вспоминаю рисунок Б. Ислера В небе над Атомиумом, где художник объединил все три символа Брюсселя (см. под катом)

АРХАНГЕЛ
Архангел Михаил самый старый символ Брюсселя, с XIII века - на городских печатях, с XV - на шпиле Ратуши, а с XVI - на гербе и флагах города. И везде он поражает дьявола. Ну почти везде, на новом лого Брюсселя-города дьявола сократили, а архангела так стилизовали, что его не вдруг узнаешь. Впрочем и среди старых изображений Св. Михаила есть довольно необычные, чтобы не сказать рискованные. На фонтане-памятнике бургомистру Анспаху, например, архангел убивает дьявола совершенно обнаженным.

АНСПАХ (бургомистр, бульвар и фонтан)
Жюль Анспах один из самых заметных бургомистров Брюсселя. Он возглавлял муниципалитет с 1864 по 1879 год. Именно в это время велись две самые грандиозные стройки XIX века: возведение Дворца Юстиции и заключение Сенны под землю. С одной стороны, они повлекли за собой многочисленные сносы и выселения, а с другой - появление того самого Брюсселя XIX века, которым мы сейчас любуемся на старинных открытках. Сразу же после скоропостижной смерти Анспаха, его именем был назван Центральный бульвар, а к концу века на площади Де Брукер, был воздвигнут фонтан, в его честь . Кое-что от Анспаховской застройки осталось только на открытках, но многое и сохранилось ( Биржа, например). И из 20 победителей архитектурного конкурса 1872-1876 годов ( объявленного городом для застройки центральных бульваров) 13 еще можно видеть воочию.
Архитектура.
Архитектурный облик Брюсселя вызывает многочисленные нарекания из-за отсутствия стилистического единообразия, столь любезного сердцу многих, хотя и наблюдается оно, как правило, в мертвых городах и крайне редко в столицах. Брюссель же , мало того, что столица с XIII века, и вполне живая при том, к тому же это город, где стилистическая пестрота застройки принципиальная и характернейшая вещь.
Можно сказать, что стилистическое разнообразие - это суть архитектурного облика города. Возникло же оно в связи с особенностями истории города, с одной стороны, и местными особенностями концепции жилья, с другой. На протяжении веков в городе реализовывали градостроительные проекты, как бы с чистого листа (первая и вторая городские стены, отстройка нижнего города после бомбардировки XVII , неоклассические площади австрийского периода в конце XVIII века , в XIX и XX веках застройка ближайших пригородов , а внутри Пентагона грандиозные стройки с безжалостными сносами целых кварталов). В результате центр Брюсселя представляет собой мозаику из сохранившихся фрагментов проектов разных эпох. Кроме того, внутри бельгийской застройки одного проекта, буквально на одной улице , обычно соседствуют 3-4 разных стиля, разные материалы, цвета, ширина фасада, а иногда и этажность. Связано это с пресловутым "кирпичом в животе", с которым рождается каждый бельгиец, то есть с любовью бельгийцев к проживанию в своем собственном доме. И этот собственный дом строится в соответствии со вкусами, социальным положением и возможностями хозяина, которые у всех разные.
Все же один стиль занимает в архитектуре Брюсселя совершенно особенное место.

АРТ-НУВО
Этот стиль занимает особое место в архитектуре Брюсселя, так как именно в архитектурном воплощении #модерна, город “ был впереди планеты всей”. В 1893 году В. Орта построил дом Тассела (памятник ЮНЕСКО), который сейчас рассматривается, как манифест архитектуры ар-нуво. В том же году, П. Анкар построил свой собственный дом, фасад которого свидетельствовал о совершенно новых подходах к материалам.
Хотя даже на пике популярности ар-нуво, в этом стиле строилось только 5% домов, а впоследствии многое было снесено или перестроено, сейчас в Брюсселе насчитывается несколько сотен фасадов ар-нуво. Среди них сотня-две самых интересных , работы десятков архитекторов (навскидку насчитала 25, чьи постройки я показывала или даже о ком подробно писала в ЖЖ).
Примерно треть из них выработало собственный подчерк, никто не перепутает Блеро с Коши или со Стровеном. Но в Брюсселе принято делить их всех по времени приобщения к стилю (первая или вторая волна ар-нуво) и по принадлежности к ар-нуво линии (родоначальник Орта) или к геометрическому ар-нуво (родоначальник Анкар).

АНКАР (Paul Hankar)
Один из архитекторов пионеров ар-нуво, и чуть ли не единственный, кто умер раньше стиля (в 1901 году). Если мысль о первенстве (по времени ) брюссельского модерна по отношению к французскому начала потихоньку внедряться в общественное сознание, и во французской Вики даже написано, что стиль Гектора Гемара родился резко после посещения Брюсселя, где Орта ему показывал дом Тассела, то о влиянии на него же Анкара (фасад собственного дома которого Гимар даже зарисовал) пока там не написали. Что ж подождем.
Геометрический ар-нуво так плавно перешел в арт-деко, что по поводу многих работ учеников и последователей Анкара, нет единства, относить ли их уже к арт-деко или еще к ар-нуво.

АРТ-ДЕКО
Уже не первый год арт-деко в Брюсселе показывают в рамках тех же фестивалей, что и арт-нуво ( с 2017 года это BANAD). Для самостоятельного знакомства с архитектурой арт-деко рекомендую Виллу Ампэн ( там сейчас фонд Богосяна проводит выставки), а предметы обстановки в этом стиле интересней всего в доме-музее Ван Бюренов.

АЛЬБЕРТ I
Легендарный король-солдат, третий король бельгийцев с 1909 по 1934 год. С памятниками ему можно встретиться не только в Бельгии. А в Брюсселе его конная статуя неотъемлемая часть лучшего, на мой вкус, вида на Нижний город.

АКАДЕМИЯ

Если бельгийская Академия французского языка и литературы и была создана в царствование Альберта I, то есть значительно позже французской, то принимали в ее ряды женщин с момента основания . И к 1981 году, когда Маргаретт Юрсенер стала первой женщиной -французским академиком, в бельгийской Академии уже их было несколько, в том числе сама Юрсенар.

АРБАЛЕТЧИКИ

Две полуфольклорные гильдии арбалетчиков ( полу- , потому что стреляют они из настоящих арбалетов) причастны к двум самым брюссельским праздникам : Оммегангу и Майскому дереву. Если вы думаете, что арбалетчики никак не связаны с предыдущими пунктами, то вы плохо меня знаете. Оммеганг вернулся в брюссельскую жизнь( после очень долгого перерыва) в 1930 году, тоже во время царствования Альберта I, по инициативе арбалетчиков гильдии Св.Георгия





Атомиум на витрине шоколадного магазина.



Св. Михаил за ручку с Писающим Мальчиком, стоя на Атомиуме, смотрят на советский Спутник-2 .


С XVI века на шпиле Ратуши. Как Архангел Михаил стал святым покровителем Брюсселя



Обнаженный Св. Михаил , как аллегория добра на фасаде Биржи, но здесь он хоть слегка задрапирован.



А вот на фонтане Анспаха совершенно гол.



4-е место в архитектурном конкурсе 1872-76 годов занял проект этого дома, который совершенно не изменился, если не считать рекламы.



Для брюссельских домов в стиле ар-нуво (#модерн) характерны витражи из американского стекла и сграффито на фасаде.



Самый известный дом архитектора П.Анкара (дом художника Чамберлани) с большим сграффито по рисунку заказчика.



Вилла Ампэн, построенная Мишелем Полаком для второго сына барона Э.Ампана ( строителя Парижского метро) Луи Ампана. После войны до 1963 года там размещалось посольство СССР.



Крепление светильника для холла , который Ван Бюрены купили для своего дома на той самой выставке 1925 года, давшей название стилю. Вилла Ван Бюренов



Фотопортрет Альберта в каске в пивной Пухенелекелдер.



Вид на Нижний город с памятником королю-солдату.



С памятником и шпилем Ратуши.



Здесь он тоже с каской, но в руке.



Дворец Академий был построен к 1828 году для принца Оранского и Анны Павловны.



Оммеганг 2013. Соревнуются арбалетчики Святого Георгия (на фото) и арбалетчики Богоматери на Саблоне.

Это уже была 5-я буква ( после М,Т,П,Р). На какую следующую писать?

архитектура, #модерн, арт-деко, #архитектура, Брюссель и ..., фольклор, Брюссель, модерн, #модерна, арт-нуво

Previous post Next post
Up