Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было весьма рискованно с точки зрения безопасности. В 1930 году в США возникла мысль привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек - это должно было послужить хорошей рекламой пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили.
Первой в мире стюардессой считается Элен Черч (Ellen Church), медицинская сестра из штата Айова. Она сумела убедить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин-медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан-Франциско - Чикаго первой из них - 15 мая 1930 года, на самолете Boeing Model 80.
1. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст - не старше 25 лет, вес - не более 52 кг, рост - не выше 160 сантиметров.
2. Стюардессы, которых тогда называли Sky Girls - "небесные девушки", должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых, порой, и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой багажа. Перед вылетом стюардессы должны были прибрать в салоне и пилотской кабине, проверять надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, прибирать туалет.
3. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера, а когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар.
4. Со временем, многие требования и обязанности неоднократно изменялись, сейчас список требований к кандидатам на должность члена кабинного экипажа порой занимает несколько страниц. Но основные обязанности, спустя 80 лет, остались практически без изменений: обеспечить все возможное, чтобы пассажирам на борту авиалайнера было комфортно, и при этом - проследить за выполнением пассажирами правил техники безопасности. Кабинный экипаж несет ответственность за безопасность пассажиров во время полета и в случае необходимости обязан оказывать пассажирам помощь.
5. Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть милый тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь верный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек - от 160 до 175 сантиметров.
6. Давайте просто посмотрим, какими были стюардессы в середине XX века:
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
В сентябре 1998 года на ассамблее Международной организации гражданской авиации (ICAO) было принято решение, что имеющееся официальное наименование профессии стюардесс и стюардов - "Flight Attendant" ("летный помощник") необходимо заменить на "Cabin Crew" ("экипаж салона лайнера"), чтобы повысить роль и статус этих специалистов в обеспечении безопасности на борту воздушного судна.
15. А вот так выглядит современный "Cabin Crew" нашей авиакомпании -