Еще раз о божественном всеведении

Dec 15, 2012 23:38

Всевышний знает все: все, что в мире было и есть. Он также знает все, что в мире будет, если Он предоставит мир самому себе (что было бы эквивалентно вынесению Им окончательного суждения о мире). Впрочем, это последнее знаем и мы: ничего хорошего не будет.

Божественное всеведение финитно, потому что мир финитен. Его всеведение - это знание условий задачи; эту задачу Он поставил Сам, сотворив мир, то есть положив основание его сотворению. (Задача же состоит в том, чтобы досотворить мир так, чтобы он стал хорош весьма, тов меод.) Божественное всеведение - как бы память о содеянном Им; мудрость же Его - в Его вкладе в решение задачи (осуществляемой в имманентности), а не только в ее постановке (из трансцендентности); она - в божественном познании, которое скорее можно сравнить с действием по вере, чем с действием по знанию.

Знает ли Он решение поставленной Им задачи? Это - бессмысленный вопрос, потому что по условию задачи решение должно быть результатом совместных действий Его и Его детей, которые, опять же по постановке задачи, обладают свободой воли. Если бы Его вмешательство в наши дела - т. е. Его открытие нам новых возможностей - было Им заранее распланировано, это означало бы, что Он заранее ограничил Свое милосердие к нам. Но Он, конечно, знает (=верит), что решение существует, что цель конструктивно достижима и будет достигнута. (Ср. у Альфараби определения понятий, передаваемых в англ. переводе как wisdom и intelligence: первое - это знание цели и ее достижимости; второе - умение находить пути ее достижения.)
Previous post Next post
Up