на съёмках сегодняшней передачи "Вслух".
Участвуют: Рейн, Кушнер, из молодых поэтов - Александра Крючкова, Мария Суворова.
Насторожило сразу присутствие Крючковой - уж очень хорошо помню агрессивную рекламу года два назад: презентация на ВВЦ вышедшей в крупном издательстве книжки (не то "Эксмо", не то "Аст"), где дебютантку именовали ни много ни мало второй Цветаевой и второй Ахматовой в одном лице, - и абсолютно беспомощные стихи. Ну, думаю, может, начала теперь писать пристойно, решил вслушаться в тексты.
Девушка, едва выйдя, начала предвосхищать реакцию зрителей, - а вернее, манипулировать ими, заявив, что нужно говорить о стихах только хорошее... Припомнила случай, как на съёмках какой-то другой передачи "девушка-критик, прошедшая Литинститут, заявила ей: Вам ни в коем случае не стоит писать стихи". На взгляд Крючковой, это неправильно, некорректно и вообще обидно.
Ожидания не обманулись. Завывающая интонация, искусственная поза с закосом под Цветаеву и явным приданием себе "кокетливости" и "интересности", представления о современной поэзии - ноль (явно дальше Серебряного века ничего не читано, кроме своих соседей по сайту Стихи.ру, где "поэтесса" благополучно обитает в паралитературной провинции, наслаждаясь своим успехом). Примеры её творчества - там же, далеко ходить не надо:
Помогите мне,
Бог и Небо!
Я взываю ко всем Силам Света,
Всем Святым и ушедшим душам,
Ко всем, кто здесь есть и кто не был,
Голосом,
Что пронзает пространства,
Мне,
Блуждающей
В сказке странствий
В обнимку с неразделённой любовью,
Пишущей строчки
Лишь собственной кровью (...) А также:
Я - метр…
И пятьдесят…
Плюс восемь…
Сантиметров…
Но слышишь, я - поверь мне! - выше
Из книги Гиннесса - высокой самой! - крыши!
Я - больше, чем один лишь взятый город! -
Я - города! - скорее даже - страны!
Все параллели и меридианы -
Лишь лоскутки мной пройденных дорог! -
Я - волны! Я - моря! Я - океаны! -
Чьей глубины познать ещё не смог! -
Я - непрерывный! - ласковый! - поток
Всех существующих и мыслимых энергий! -
На волосах моих - платок -
Повязан Вечностью! - смотри! - её касаюсь я руками,
Как матери своей! - Танцуя с облаками! - (...) Или:
Не отдавай меня другим…
Оставь себе, как лучик света,
Любовь не требует ответа -
Пусть тот, кто любит, не любим… Затем - Мария Суворова, поэт совершенно
из иного теста, выпустившая недавно очень хорошую книжку "Город об одном дне". (В качестве текстов убедитесь сами).
Далее - традиционные мнения мэтров. После слов Рейна - глаза полезли на лоб: ему ближе стихи Крючковой, он считает её сложившимся поэтом и вообще был бы рад видеть у себя в Лите такую выпускницу. А стихи Марии ему кажутся "жидковатыми". Кушнер благополучно отвертелся: мол, глуховат, нужно почитать на бумаге.
Отзывы из зала также свидетельствуют о благожелательной настроенности к крючковской графомании (потом только выяснилось, что мадам привела половину зала своих друзей). Вечная дилемма: встревать или не нужно? Через полтора часа - съёмки программы со мной, этой же аудиторией, настроенной против меня, буду бит за свою же прямоту. Но, что называется, не могу молчать. Всё-таки беру микрофон, высказываюсь вежливо, но достаточно, по-моему, твёрдо: мол, дерзость спорить с мнением уважаемого Евгения Борисовича, но Мария Суворова - это поэт с большими перспективами, тонким музыкальным строением стиха и умением проникнуть за изнанку бытовой детали и главное - за пределы собственного "я". А недостатки текстов Александры Крючковой можно буквально перечислять по пальцам: это и автоматизация приёма, очень распространённая в любительских девичьих стихах, - с "я" в центре и произвольно притянутыми к нему самоидентификациями, что всегда звучит неубедительно, предсказуемость эпитетов, масса банальностей и пошлостей.
Раздаются гневные выкрики из зала: "Вы обижаете человека! Зачем вы это делаете!" Говорю, что я человек прямой и не хочу никого обидеть, но обязан сказать что думаю. В голосовании, конечно же, побеждает Крючкова.
Самое интересное началось после окончания передачи: наперебой стали ко мне подходить люди из "противоположного" лагеря (т.е. НЕ-друзей А.К.), соглашаться с моим мнением, говорить, что они думали то же самое, и беспомощность первой поэтессы абсолютно очевидна. Моё удивлённое: "А что же вы молчали?" Одна из подошедших - жена Кушнера, критик Елена Невзглядова, - объяснила, что не хотела встревать. Но подошла к Рейну и поделилась своим мнением о Крючковой. Рейн: "Да я сам не понял" (тем не менее - хвалил).
Ещё интереснее, что и редакторы программы, и ведущий мою точку зрения разделяли: в случайно прочитанной подводке было написано "Читает Крючкова. Стихи ужасные". Люди сами, видимо, далеко не всегда в восторге от приглашаемых на программу (что делать - присутствуют ещё "мэтры" и литконсультанты, устанавливающие свой диктат), хотя эта передача отличается на редкость качественным эстетическим отбором, доселе таких "проколов" не наблюдал. (Пишу это с "позволения" милейшей Тамары, которая заверила, что никто не обидится, если я корректно поделюсь своим мнением по поводу участвовавшей).
Теперь интересно выяснить, кто проплачивает активную теле- и иную рекламу беспомощной чтице (а может, сама?):
список её регалий и книг внушителен. Одним самопиаром и игрой на неразборчивости наивных читателей дело не обошлось, по-моему.
Ну а "моя" передача была через полтора часа, крючковская аудитория успела уйти, и инцидент исперчен. Впечатления от собственной съёмки должны отстояться. Выход в сентябре или октябре.
P.S. Ещё мнения об этой дискуссии:
Надя Делаланд -
http://ndelaland.livejournal.com/88567.htmlФазир Муалим -
http://fazir-mualim.livejournal.com/264084.htmlПользователь
tambov -
http://tambov.livejournal.com/365474.htmlЭмиль Сокольский -
http://emil-sokolskij.livejournal.com/167361.html