Поучаствую и я в рассказах о любимых актерах.
откуда-то с тумблра
Начну с биографических фактов, которые повлияли не только на жизнь, но и на творчество актера.
Известно, что Роберта Карлайла воспитывал отец: мать ушла из семьи, когда мальчик был еще маленький, и мужчинам пришлось нелегко. Стандартная история (отец хватался за любую работу, какое-то время жил с сыном в общине хиппи), да не совсем: судя по всему, мальчик рос в атмосфере любви и поддержки, и был очень привязан к своему отцу. После смерти отца Карлайл какое-то время даже отказывался от работы - спасла уже собственная семья: жена и дети.
Роберт Карлайл - актер, прежде всего, шотландский: уроженец Глазго и патриот родного города. Даже акцент у него glaswegian (в одной из своих ролей он так объясняет отличие своего акцента от речи окружающих: мол, в детстве увезли в Глазго, и вот...). Кстати, об акценте. Послушайте, как Карлайл читает стихи Роберта Бернса:
Click to view
Click to view
Да, простите, при звуках этого голоса я теряю волю. Видимо, этим объясняется то, что я до сих пор не могу дослушать до конца начитанную Карлайлом аудиокнигу The Cutting Room: совершенно теряю нить повествования.
Но мы отвлеклись.
Роберт Карлайл любит рассказывать, что был обычным безголовым подростком и вполне мог покатиться по наклонной плоскости, однако вовремя одумался и, вдохновленный пьесой Артура Миллера, занялся театром: сначала в Glasgow Art Centre, а потом в Royal Scottish Academy of Music and Drama.
Его первая значительная роль, пожалуй, в "Отбросах общества" (Riff-Raff, 1991, реж. Кен Лоуч) - возможно, в какой-то степени предопределившая его дальнейшую карьеру (хотя из-за репутации Лоуча, который любит снимать непрофессионалов, актера долго не принимали всерьез). Карлайл часто играет вот таких простых работяг - искренних и бесхитростных, но со внутренним стержнем, или наоборот - обаятельных разгильдяев и бездельников. Таковы Ник из фильма "Вперед" (Go now, 1995), Джордж из "Песни Карлы" (Carla's Song, 1996), Газ из "Мужского стриптиза" (Full Monty, 1997), Джимми из "Однажды в средней Англии" (Once upon a time in Midlands, 2002), Роберт из "Рожденных равными" (Born Equal, 2002), Лахлан из "Калифорнийского соло" (California Solo, 2012)...
Но за каждой ролью - своя история. И все роли совсем не похожи одна на другую. Кроме того, Карлайл не застрял в одном амплуа. Достаточно вспомнить Дарзу из "Эрагона", Дэвида из "Последнего врага", полковника Колхауна из "Людоеда" - роли яркие и запоминающиеся.
Позволю себе рассказать чуть подробнее о нескольких фильмах (боюсь, что тремя мне ограничиться не удастся - но хотя бы о пяти).
Лично я впервые увидела Роберта Карлайла в мини-сериале "Последний враг" (The Last Enemy, 2008), где он снялся вместе с Бенедиктом Камбербэтчем. В первой серии герой Карлайла ничего не делает, только ходит с напряженным выражением лица (да-да, как в том анекдоте: "Ты ничего не делай, ты просто ходы туда-суда!"). Но мамадорогая, какая в этой фигуре мощь сжатой пружины и кошачья грация! А уж сцена "избиения младенцев", где щуплый герой Карлайла одной левой подчиняет себе возвышающегося над ним на целую голову героя Камбербэтча...
http://monstersisters.tumblr.com/ Про "Мужской стриптиз" (после которого к Карлайлу пришла BAFTA и популярность - за год до этого был, конечно, "На игле") не буду рассказывать - во-первых, все его наверняка уже видели, во-вторых, как по мне, фильм уж очень грустный. Хотя и милый. Расскажу лучше про телефильм Born Equal - историю про "мелкий жемчуг и жидкий суп". Здесь Роберт Карлайл в трогательном тандеме с Энн-Мэри Дафф (да-да, та самая утонченная любовница Макмастера из "Конца парада") играет потерянную душу - человека, который ищет любви и тепла, стремится подняться со дна, но не имеет в себе для этого сил и того самого стержня. Проблему "мелкого жемчуга", кстати, здесь прекрасно иллюстрирует Колин Ферт. Фильм настоятельно рекомендуется к просмотру.
А вот другой фильм - и здесь внутренний стержень одного героя поддерживается таким же стальным стержнем другого героя - вернее, героини. Go Now - история любви, вынужденной сражаться с физическим недугом. Наверняка многие помнят фильм "Хокинг" с Бенедиктом Камбербэтчем. "Вперед" Роберта Карлайла, пожалуй, составит к нему зеркальную пару: герой тоже вынужден бороться с прогрессирующим рассеянным склерозом, вот только проблема в том, что главный персонаж - работяга, для которого его тело - в том числе, и рабочий инструмент. Трагедия замечательно сыграна Карлайлом - как на физическом, так и на эмоциональном уровне.
http://rumpledleathertrousers.tumblr.com/post/48324756460/weve-already-said-goodbye-since-youve-got-to А вот поворот несколько в другую сторону - сериал "Хэмиш Макбет" (1995-1997), где Карлайл сыграл эдакого шотландского Анискина, констебля в маленьком городке Лохду (- Constable Macbeth? To be or not to be? - Nah, that's Constable Hamlet of Allapul). Прелестные истории - не столько детективные, сколько человеческие: восхитительные персонажи, потрясающие диалоги (- And there are those 5 families... And McLopez. - McLopez? Sicilian? - Nah. Half-scottish, half-spanish. / - What happened to him? - Agness happened to him.), великолепные пейзажи Шотландии и ласкающий ухо акцент.
Click to view
Два сезона по 6 серий, 8 серий в третьем сезоне. Вместе с Карлайлом играет Ширли Хендерсон - да-да, та самая Плакса Миртл (ура Роулинг, теперь и правда все всех знают).
Ну, и напоследок позволю себе сказать несколько слов о сериале Once Upon a Time (вышло уже 2 сезона, в данный момент ждем продолжения третьего чтобы узнать, что еще напортачили сценаристы). Роберт Карлайл играет там сразу три ипостаси одной личности: хромого прядильщика Румпельштильцхена, Темного мага и антиквара мистера Голда. А если говорить о развитии персонажей, то ипостасей там, пожалуй, не меньше пяти (в каком-то интервью актер шутил, что ему стоит потребовать прибавки к жалованью). Вот где Карлайл развернулся по полной, и в одиночку вытягивает сериал. Нет, он не менее хорош в "Людоеде", где тоже несколько раз меняет обличье на протяжении картины, но здесь - это что-то потрясающее!
erebus-odora aka
dr_shinigami (простите, но можно разместить здесь этот прекрасный портрет?)
Пожалуй, я исчерпала лимит. Хотя еще остался искрометный Феликс де Суза из черной комедии "51-й штат" и танцующий Френк из "Школы танцев и обольщения Мэрилин Хотчкисс", спокойный и надежный Оу из "Могучего кельта", хладнокровный доктор Раш из сериала "Зведные врата: Вселенная"... Но если вам стало интересно, сами посмотрите. Даже роли второго плана Роберта Карлайла стоят того, чтобы с ними ознакомиться.