1917

Jan 20, 2020 10:40

Режиссер Сэм Мендес
Сценарий Сэм Мендес и Кристи Уилсон-Кернс
Оператор Роджер Дикинс
Композитор Томас Ньюман
В ролях Дин-Чарльз Чепмен, Джордж Маккэй, Колин Фёрт, Марк Стронг, Бенедикт Камбербэтч, Эндрю Скотт, Ричард Мэдден, Дэниэл Мейс

Где-то в самом центре Первой мировой двух младших капралов, Блейка и Скофилда, посылают с заданием за линию фронта. Они должны передать сообщение, чтобы остановить продвижение батальона - иначе он попадет в немецкую западню, и 1600 солдат погибнут, включая и старшего брата Блейка.

Этому фильму не обязательно нужен экран кинотеатра, по крайней мере, не больше, чем любому другому фильму о войне. Что ему действительно нужно, так это непрерывный просмотр - пожалуй, больше, чем какому-либо фильму. Просто отдайте ему два часа, которые вы проживете в апреле 1917 года, скорее всего, в пятницу, если верить младшему капралу Скофилду.

Сколько военных драм мы видели - о Первой мировой и о Второй мировой, и о всех войнах до и после них. О мужчинах, которые просто хотят драться, и о тех, кто сражаться не хочет вовсе. О трусах, ставших героями, о случайных героях, об ужасах и последствиях для человеческого разума. Масштабные батальные картины и панорамные обзоры войны, биографии генералов и истории отчаянных солдатских подвигов. Но пожалуй, никому ещё не удалось сделать со своими зрителями то, что сделал Сэм Мендес.

Вот Блейк и Скофилд со своим донесением переходят от одного участка фронта к следующему, от одного офицера к другому, каждым из которых будет именитый актер, но это происходит так стремительно, и все они так экономны и точны в своей игре и понимании роли как кусочка общей картины, а не краеугольного камня, что едва успеваешь обратить на них особенное внимание. На войне не до того.

Здесь не будет медитативных планов в духе Лоуренса Аравийского, ошеломительно красивых рассветов и закатов, разгорающихся из спички. Война - это мерзкое грязное место, и даже если её зарево осветит руины, впечатляющий эффект некому оценить. Единственно возможная красота в мимолетном ощущении мира: в лепестках цветущей вишни между пальцев, в недолгой тишине, в запахе молока, в тепле чьей-то руки на затылке.

Та самая съемка "одним дублем", о которой столько рассказывали, моментально синхронизирует нас с действием, вплоть до дыхания и сердечного ритма. Но сама идея как кинематографический трюк и её воплощение перестают занимать мысли примерно через три минуты - последнее, чего вам захочется, это искать места склеек и думать о логистике. Вам будет страшно, холодно, противно, вы ощутите голод, и жажду, и полное истощение, и дрожь в коленях, и песок на зубах, и постоянную вонь вокруг, снова страх, потом боль всех видов. Отчаяние, потерянность, ужас и близость смерти. Мир вокруг то раскинется вязким полем, полным трупов, крыс и врагов, то сожмется до удушающе клаустрофобного тоннеля, потом опалит пожаром и затянет в стремительную реку, и выбраться раньше, чем цель будет достигнута, невозможно.

Потому что на самом деле где-то в центре Первой мировой с заданием посылают троих - Скофилда, Блейка и вас.


актер: richard madden, актер: benedict cumberbatch, режиссер: sam mendes, актер: colin firth, *рецензия, актер: mark strong, актер: daniel mays, жанр: исторический, раздел: фильм

Previous post Next post
Up