~5~

Mar 27, 2014 15:31


~5~

Нас запретили! Это успех!! Пришел работник вокзала в очках и розовой рубашке и руками попросил нас больше не играть и не петь. И не танцевать. Потому что девушки уже пустились в пляс. Вокруг стояла топла в несколько рядов. Сосчитать я хотел, но очевидно что всех просто не видно. Индусы любят посмотреть на шоу. Собрались, снимали на телефоны, кто-то хлопал, кто-то подпевал. Несколько сели рядом. Один принес четыре бутылки воды и долго благодарил потом. А началось с того что мы с Адвайтой, он на караталах, я на мриданге тихонько сели петь киртан. Подключилась его жена, потом еще преданный, и далее далее... Мы пели по кругу, по очереди. Громче, громче. Больше втягивалось, больше подходило смотреть. Через час уже пели в полную силу. Три пары каратал, две мриданги, пятнадцать голосов, сотня зрителей. Удивительно. Когда зазвучал сигнал тепловоза, так похожий на звук раковины, я начал мотать головой из-за уверенности что сейчас декорации исчезнут и откроется алтарь.
17 марта

Начинаешь понимать что Господь очень добрый. Особенно в этом месте. В Джаганнатха Пури две вещи самые главные: купаться в океане и кушать Джаганнатх прасад.
Потому то мы бросили вещи и побежали купаться. Океан это мощь. Особенно не поплаваешь конечно. Волны бросают тебя, катают по песку набивая его в карманы плавок, промывают нос. Тропическое солнце. Песок. Верблюды гуляют по берегу. Бедные коровы лежат на жаре.

Пошел показаться перед Господом Джаганнатхой.
Дошел до Сваргадвара и остановился. На дрова укладывали тело. Чуть поодаль уже поджигали. Члены семьи, насколько я понял, омыли трупу глаза и рот, вложили в него что-то. Сзади огонь усиливался раздуваемый океанским ветром. Дым гнало в мою сторону. Честно, я не испытывал каких-то особенных эмоций, ни страха, ни радости. Безэмоционально смотрел как из рикши, только что полностью загруженной людьми, вынесли мертвое тело и положили на бамбуковые носилки. Тело было худое и скрюченное. Жареным мясом, как любят многие говорить, не пахло, хотя мне было видно как обгорела уже одежда на выставленной из костра ноге и горит плоть. Над телом соорудили костер "домиком" оставив одну голову снаружи и подожгли. Пламя стало охватывать поленья, а я ушел читая очистительные мантры.
Когда я через полтора часа возвращался два костра догорало, тел уже не существовало.
Шел по улице и наблюдал тощих собак, сидящих у стен колек с разнообразными увечьями, у одного была слоновья нога, у другого в ноге не было кости, много много всего. Я думал, а в России такие существуют? Наверное да, только сидят по домам, а тут выставляют напоказ.
Вообще я не много думал, шел и повторял мантру, в голове пустота и шанти.
Дошел до храма Джаганнатха. Вышел из-за угла и увидел его прямо перед собой. Громадный комплекс с возвышающейся в небо башней основного здания. Древние храмы похожи на направленные в космос космические корабли. Поклонился в придорожном мусоре чакре, находящейся на куполе, она неотлична от самого Джаганнатха. Белым вход в храм запрещен, only hindu. У входов охранники с палками. Одна женщина в форме взглядом показала мне "хочешь войти?". Я развел руками. Видимо на моем лице прочитались мои эмоции и она улыбнулась. Я улыбнулся в ответ. Так я обошел храм вокруг по часовой стрелке и оказался у главного входа. Дотронулся до Аруна стамба - столба на котором находится Аруна, возничий солнца. Чуть разошедшаяся толпа позволила мне придвинуться к самому входу и я смог увидеть внутри ворот Патита Павану Джаганнатха. Его большие глаза и не видная в тени улыбка свидетельствовали о том что Он увидел меня. Я был очень рад видеть Его, большая удача это. Находиться в Пури и стоять перед царем, правителем всей вселенной. Джага означает вселенная, Натх означает повелитель.
После я зашел на Швета Гангу, кунду посреди которой находится божество Гангаматы Госвамини.
Местный брахман пригласил меня в тесный темный храм с божеством Маха-Вишну. Глаза его были покрашены серебряной краской. Я поклонился, полюбовался удивительной формой и вышел. Поднимаясь по ступеням мы немного поговорили с пригласившим меня брахманом и в конечном итоге ему было нужно пожертвование.
Жара усиливалась. Одежда прилипала к телу. Идти в номер не хотелось. Решил зайти на даршан в храм ИСККОН. Шри Шри Радхе Гиридхари и Махапрабху проводили пуджу. Пошел в храм о котором я часто вспоминал в России, в храм Тота Гопинатхи. Там тоже шла пуджа. Местные садху рассаживались, очевидно тут кормят. Я поклонился божествам, почти всех я помнил по именам. Особенно меня привлекает Баларам. Прошелся по чудесному саду. С прошлого года он стал еще прекрасней. Беседки выкрасили в разные цвета, вода в пруду была зеленая.
До Джаганнатх прасада еще два часа.

С задержкой в пару с половиной часов прасад таки принесли. Индус принес в большой корзине не голове. У Джаганнатх прасада есть сокровенный смысл, не буду говорить какой, но я о нем вспоминал когда ел. Потом облизывал горшки с далом, доедал рис. Несколько видов сабджи было по чайной ложке. Зато сладости были. Джаганнатх прасад с видом на океан. Пока я ел сумерки сгущались. Над крышами летали большие орлы и вездесущие голуби. Океан накатывал своими волнами на песчаный берег.
18 марта

После мангала арати ходил в храм Тота Гопинатха. Читал джапу сидя перед алтарем Господа Баларамы. На удивление мне стало нравиться повторять джапу, хожу с мешочком, перебираю бусины и слова в уме и вслух. Бывает внимательно, бывает отвлекаюсь. Сегодня поймал на себе дважды взгляд какой-то девушки и мысли мои зацепились за нее, два раза потом оборачивался чтоб посмотреть ушла она или нет. Когда храм стали мыть я вышел в сад. Там больше на прыгающих и играющих маленьких обезьян смотрел. Забавные они.
Собрался уходить уже, ко мне подошел местный брахмачари и спросил есть ли у меня время. Я не очень понимал о чем он, но оказалось мне очень повезло. Он попросил меня насобирать для Гопинатха цветов. Маленькие белые, похожи на пятиконечные звездочки закрученные внутрь. Целый куст. Много веков уже святые личности выходили в сад чтоб нарвать для Гопинатха цветов. И сегодня эта честь выпала мне. Я счастлив.

После Джаганнат прасада ходил с самьей Адвайты в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи.
Мы с группой были в нем сегодня, пели киртан, нам рассказывали об истории этого человека, о событиях происходивших здесь пятьсот лет назад. Сарвабхаума был главным ученым Орисы, знатоком Веданты и в его дом принесли Чайтанью Махапрабху после Его первого посещения храма Джаганнатха. Сарвабхаума увидел красивого молодого саньяси и решил обучить Его. Семь дней продолжалось обучение на основе имперсонального комментария Шанкары Шарирака-бхашьи. После коротких дебатов на седьмой день Сарвабхаума стал преданным поняв кто перед ним. Мы познакомились с местным пуджари, служителем храма.
Когда вчетвером мы пришли вечером, он ответил на наши вопросы. Общались мы больше эмоциями, меньше на английском помогая санскритскими словами и именами. Также он угостил нас чаринамритой и по секрету провел во внутренние помещения. Закрыв двери, из шкафа он достал металлическую коробку и положил на пол перед нами. Мы сидели затаив дыхание и не понимая что же он нам хочет показать. Внутри оказались связки табличек из пальмовых листьев. Обложками этих древних книг служили деревянные дощечки между ними толстая связка продолговатых серых листов с тонко вырезанными, выцарапанными на них санскритскими текстами. Также он показал металлическое перо. Это была Веданта которой пользовался Сарвабхаума Бхаттачарья и ей было семь сотен лет. Так сказал пуджари. Верить или нет решает каждый сам, но несомненно это древняя вещь. Пуджари рассказал что в архивах и музеях такие таблички съедают жуки и поэтому он хранит эти ценности здесь и не показывает большим группам, чтоб об этом не узнала и не отняла у него таблички полиция. Я всегда хотел увидеть записанные на пальмовых листах священные тексты и вот это случилось. Большая удача. Мне начинает казаться что я это выражение произношу чаще и чаще.

На обратном пути жена Адвайты заходила выбирать сари в магазины, а я ждал на ступеньках снаружи. Вдруг среди гудков я услышал звуки мриданг и джадж. В скором времени мимо прошла быстрым шагом похоронная процессия. Люди не плакали, бодро пели и бросали в гроб, который несли шесть человек на носилках, как я потом посмотрел на асфальте, дутый рис. Тело несли на Сварга двар, местный крематорий на открытом воздухе. Пури небольшой город, проходя мимо Сварга двара, я насчитал шесть горящих костров. Как часто умирают люди? Постоянно. И постоянно рождаются. Происходит текучка, одни сменяют других. Но каждый не верит в то что умрет. Каждый гонит от себя эту мысль, которая портит все планы. Перед сном можно задуматься: достойно ли я провел сегодняшний день? сделал ли я что то полезное? не стыдно ли мне за потраченное время? готов ли я что завтрашний день станет последним в этой жизни?
Огонь на Сварга дваре не гаснет ни днем, ни ночью.
19 марта

Не бывает так чтоб все было хорошо. Чтоб тебя никто не раздражал. Чтоб ты не видел недостатки в других. Говорят что можно увидеть только те качества в человеке которые есть в тебе. Но почему-то некоторые просто выводят тебя из равновесия только сказав слово. Ваши ценности не совпадают и ты не понимаешь как можно быть таким кретином. Ты что-то просишь, тебе говорят "да, да" и забывают. Мир полон отстоя с этим ничего не поделаешь.

Ходили купаться на Швета Гангу. В ней у берега плавают сотни сотни рыб. Спускаешься по ступенькам и ныряешь прямо в них. Пытался их отогнать, но они совершенно не боятся. А когда плыл к центру озера, увидел впереди возвышающуюся из воды голову черепахи.

Если служить человеку, делать что-то для него, бескорыстно и добровольно, регулярно продолжая, никто не сможет устоять, его сердце тает, у него возникает чувство благодарности, симпатия и желание ответить взаимной добротой, так устанавливаются взаимоотношения. Этот принцип работает везде будь то девушка, начальник, гуру или Кришна.

По вечерам собираемся на балконе и обсуждаем какую то тему. Интерактивное общение, неформальное. Интересно поотгадывать правильный ответ, выслушать мнение других. Собственно вышенаписанный абзац я записал прямо на катхе.

На стене сидела ящерица, я ее погонял по стене, поскакал за ней по мебели гоняясь и загнал за кресло. Весь день ходил я угрюмый и недовольный, но Джаганнатх прасада я съел за троих и обо всех беспокойствах забыл.

Теперь я знаю что эти заметки читает как минимум два человека, может даже три, и я не могу быть уверен что останусь искренним. Мне было спокойней знать что это останется непрочитанным. Я писал их для себя. Я твердо убежден что мои мысли крайне малоинтересны и не заслуживают ничьего внимания. Это был отстойник мыслей, слив. Мне часто не с кем поговорить, таким образом одевая мысли в слова я разговариваю с собой. И не по своей идее я начал записывать, меня попросил друг, "практикуйся" (одна из моих несбыточных мечт написать нечто литературно ценное). Да и самому мне так удобней интроспектировать себя, выделять моменты, время затирает события, нивелирует радости и печали оставляя "нормально"после "как дела" и память тает как сахар, как лед в чашке.
Когда я пишу, я стараюсь не думать что вы есть, те кто это прочитает. Надеюсь, более того, что никто и не прочитает.
20 марта

Вышел до рассвета на берег океана. Шел по побережью, смотрел на волны, на крабов бегающих по песку.
Океан накатывает на берег волной, забрасывая пену как десант как можно дальше, но пена растворяется на ветру стоит воде отойти назад. Суша забирает своё, теряя свойство воды отражать небо, но не успевает она доползти до воды как новая волна отбрасывает сушу назад, и так вечно.
Не спеша я дошел до реки Вираджи разделяющей духовный мир и материальный. На другой стороне трое сидели и смотрели через реку. Стоял и смотря на только что взошедшее красное солнце повторял мантру.
Возвращался по песчаному пляжу, всему расцарапанному следами крабов. Пару раз встречал выброшенные на берег тела черепах.
Если вы никогда не боялись веревки принимая ее за змею - вы не были в местах где и водятся змеи, и валяются веревки.
21 марта

Встал и на автопилоте вышел из храма. Тело было как не мое, место не из этого мира. Все полтора часа что я медитировал в храме Тота Гопинатхи на местном языке читали священное писание.
Я вышел из храма и пошел в противоположную сторону той которой мне нужно. Потом, бродя по улочкам старого Пури, обходя коров и рассматривая картины на стенах, я думал откуда такой эффект после медитации, и на физическом уровне возможно он от совершенно не нормального для обычного состояния дыхания. Если думать глубже, то возможно нахождение в святом месте (а храм Тота Гопинатхи пережил такое, во что сложно поверить неверующему в чудеса) так воздействует на того кто находится в нем.
Заблудиться я не боялся, в худшем случае вернуться можно было тем путем которым я шел. Жители подметали свои дома и улицы, чистили зубы, дети в форме шли на занятия в школы, обезьяны сидели на заборах, коровы ели из мусорных куч остатки еды или стояли или лежали на проезжей части, собаки бродили между домов и пили из канализационных стоков вдоль улиц. Некоторые жители приветствовали меня словами "Харе Кришна!" или "Джяй Джаганнатх!" Я вышел на большую улицу по которой носились рикши и велосипеды, изредка проезжали автомобили и бычьи телеги. Прошел мимо ашрама Крия-йоги и ворот на которых был изображен Ошо с бородой и гитарой. Не очень понимаю почему не рекомендуют слушать другую философию. Может пошло с древних времен когда монахов из одного храма переманивали в другой?Мне например интересна крия-йога и випасана медитация, пранаяма, много чего на самом деле.

Мне иногда кажется что я больше оскорблений наношу Господу чем блага получаю от пребывания в святых местах. Я не понимаю величия этих мест, отношусь к ним легкомысленно. Ничего кроме слуха и зрения не жертвую. И вообще мне кажется у меня нет возможности серьезно спрогрессировать, измениться. Господь не помогает мне? А на все ли свои возможности я стараюсь? Но я не могу и сказать что не стараюсь, даже не могу сказать что и на все свои возможности не стараюсь. Я честно даже не знаю. Толку от меня здесь никакого.

Все это лекция по Шримад Бхагаватам: "нужно просто обрести высший вкус". Мне предлагают отречься от того что мне, я ощущал, приносит счастье и заменить тем, что мне счастье приносить должно, причем не сейчас, а когда-то в будущем. Вспоминаются слова Шрилы Прабхупады об ученых которые говорят что создадут жизнь в будущем, он говорит покажите мне сейчас. И я тоже говорю покажите мне сейчас счастье.
Конечно мне и самому легко себя опровергнуть и объяснить себе с точки зрения знания описанного в Шримад Бхагаватам и Гите где я не прав, но я ставлю себя на место того кто всего этого не знает и судит по плодам. Почему я иду по Невскому проспекту и меня распирает от восторга, почему этого не случается здесь в Пури?

Разговаривал со старшими преданными, говорил о том что меня беспокоит. Говорил что чувствую, а не что знаю.
После Джаганнатх прасада, которого я съедаю очень много, в уме все беспокойства успокоились. Нужно найти свое место в обществе преданный, заняться тем что тебе нравиться. Альтернативы нет, хоть мой ум сильно сомневается. Самое важное - общение. Это конечно я знал, в очередной раз услышать не повредит, когда нибудь пойму.
Сейчас я лежу на полу умиротворенный. Ум будет беспокоить меня всегда. Это неизбежно.
22 марта

Храм где находятся божества Рагунатхи даса Госвами, величайшего святого показавшего своей жизнью пример отречения от мира находится в дырявом сарае. Поразительны и несколько человек поклоняющихся там, они настолько добродушны что это просвечивает через одежду.
Придя в гамбиру, комнату в которой последние двенадцать лет жил Чайтанья Махапрабху, мы устроили такой киртан на который только были способны. Местные садху тоже пустились в пляс. В гамбире находятся сандали и лота, предметы которыми пользовался Махапрабху, а также горит тот самый огонь который был зажжен Им более пятисот лет назад.
Рядом в храме Радха Канты сидит мурти Гопал Гуру Госвами, которое разговаривает иногда.

Для меня Пури остался в храме Тота Гопинатхи, в часы до рассвета которые я проводил там.

Сегодня накормили в нем Джаганнатх прасадом. Местный главный подошел и предложил, ну я не отказался. Тарелки как полагается из листьев, блюда не такие которые нам в отель приносят. В шесть с копейками прасад уже поглощал меня за обе щеки. Хоть и вчерашний, очень вкусный. От добавки я посчитал оскорблением отказываться. После помыл пол. Солнце только взошло.
23 марта

Ни один переезд я не находился на своем месте. Весь день просидел в другом конце вагона разговаривая с брахманом из Липецка. Много историй, много преданных вспомнили, обсуждали важные вопросы.

Ничего особенного не произошло. Уехали из Пури. Каждый день я ходил к Балараме в Тота Гопинатх мандир, и сегодня не было исключением. Когда алтарь закрыли я пересел к стопам Господа Чайтаньи. Надеюсь еще вернусь.

Все не как в первую поездку в том году. Без восторга. Места уже знакомы, что происходило тоже известно, ничего нового практически не узнал. Больше на внутренние ощущения теперь смотрел.
24 марта

пури

Previous post Next post
Up