Отчет группы “Хорошее дело” о референдуме в Крыму

Mar 24, 2014 11:43

Наконец-то дописали отчет по итогам поездки в Крым. Долго обсуждали и правили формулировки, чтобы максимально выдержать объективность, называть факты фактами, а мнения - мнениями. В результате получилось хорошо :)
Дальше вывесим еще исходные данные для желающих копнуть глубже - может быть, профи скажут лучше чем мы

Кстати, если кто-то видел информацию о результатах голосования по участкам (или хотя бы сводные по районам) - дайте ссылку, пожалуйста. Хочется сверить наши данные с официальными именно по участкам

Оригинал взят у brimstain в Отчет группы “Хорошее дело” о референдуме в Крыму
Наши цели
Почему мы поехали в Крым на референдум? Потому что, живя в России, нельзя не иметь собственного мнения об этом событии. При этом очевидно, что СМИ и популярные блоггеры по разным причинам искажают информацию, что мешает получить объективную картину происходящего.
Мы не стали разбираться в проблемах легитимности референдума и тонкостях международного права. Вместо этого мы поставили перед собой вопрос, на который могли получить более или менее точный ответ: как и почему на самом деле проголосовали крымчане на референдуме 16 марта?
Вот, что нам предстояло узнать, отвечая на этот вопрос:
1. Как организован референдум? Соблюдаются ли формальные процедуры на участках? Обеспечивают ли они честность и прозрачность референдума? Кто фактически может получить бюллетень? Нельзя ли проголосовать два раза? Без прописки? По российскому паспорту?
2. Какие группы населения приняли участие в голосовании? Татары действительно бойкотировали референдум? Пришла ли на участок молодежь?
3. Насколько активной была агитация в пользу России? А в пользу Украины? Велась ли агитация во время “дня тишины” и в день выборов, в том числе и на избирательных участках? И, в конечном счете, как все это повлияло на волеизъявление избирателей?
4. Не было ли решение крымчан ситуативным? Может быть, они запуганы “бандеровцами” и “поездами дружбы”? Может быть, ожидают каких-то небывалых экономических благ от России? Или голосуют под дулами автоматов “вежливых людей”?
5. Насколько корректно были подсчитаны голоса? Нет ли существенных отличий итоговых цифр от данных экзит-полов?
Мы считаем, что по итогам поездки мы сформировали четкое мнение по каждому из этих вопросов.

Кто мы и что делали по факту
Непосредственно в Крым поехали 10 человек, и еще один москвич к нам присоединился на месте, 4 человека находились в московском штабе, плюс более 10 человек так или иначе помогали собирать информацию и контакты перед поездкой. Вот что мы успели сделать с 15 по 17 марта:
• Вечером в субботу, за день до референдума, мы опросили восемьдесят пять человек в Симферополе. Опрос проводился в центре города и в Железнодорожном районе. Среди вопросов, помимо социально-демографических данных и вопроса о завтрашнем выборе, были следующие: Какой процент, по вашему мнению, проголосует за Россию/Украину? Какая будет явка?
• В день референдума мы разместили две группы на симферопольских участках 08054 и 08057 по адресам: улица Киевская д. 116А и улица Ракетная, д. 10. На этих участках мы сработали по классической схеме наблюдения для российских выборов. Группа находилась на участке от момента начала голосования до его окончания, следила за выдачей бюллетеней и вела подсчет избирателей. Кроме того, мы провели на этих участках экзит-полл. На участке 08057 наш наблюдатель остался на подсчет голосов, также наш наблюдатель присутствовал на подсчете голосов на участке 11092.
• Кроме этого, мы отправили группы в Бахчисарайский и Белогорский районы, где компактно проживают крымские татары. Мы побывали на четырех участках в Бахчисарае и на трех - в окрестных селах Красный мак, Куйбышево и Голубинка, а также на трех участках в пригородном районе Симферополя Ак-Мечеть. В Белогорске мы проверяли информацию об отказе мэра города проводить референдум.
• Всего за время референдума мы посетили 16 избирательных участков, через наш экзит-пол прошло около 2500 человек, мы провели 8 глубинных интервью с представителями крымско-татарского населения, в первую очередь в Бахчисарае.
• После окончания голосования мы смешались с местным населением и провели серию экспресс-интервью на площади Ленина во время проведения праздничного концерта и салюта.

Наши выводы
1. Порядок на участке, соблюдение формальных процедур
По нашим наблюдениям, комиссии старательно соблюдали процедуры проведения референдума. Например, на наблюдаемых участках и около них не было агитационных материалов; у всех не внесенных в списки жестко проверялась прописка по украинскому паспорту, до голосования не допускались люди с пропиской, отличной от указанной в списках избирателей.
Здесь стоит сделать важное замечание: референдум проводился на основании местных, крымских, правовых актов. Главный из них - Временное положение о республиканском (местном) референдуме (http://referendum2014.ru/upload/iblock/3ee/3ee90452f81233c53da288dfbc58e501.pdf). Это положение написано совсем не так подробно, как мы привыкли, с ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав" его не сравнить. Например, в Положении ничего не сказано о необходимости прошивки списков участников, и на двух участках, на которых мы вели наблюдение, списки действительно не были сброшюрованы. Тем самым формально процедура нарушена не была.
Вместе с тем ряд процедур, не описанных строго во Временном положении, но, по нашему опыту, важных для честности выборов не были реализованы: бюллетени не были достаточным образом защищены от подделки, списки не были сброшюрованы, подсчет голосов после окончания голосования зачастую проводился без присутствия наблюдателей, наблюдателям не выдавались копии протоколов с результатами голосования.
В целом многое решалось из соображений здравого смысла и доброй воли.
2. Участие в голосовании крымских татар
Наши наблюдения на участках с преобладающим крымско-татарским населением говорят, что большая часть татар голосовать не пришла. По нашим оценкам, явка крымских татар на референдум в местах их компактного проживания составила 5-15%.
«Как только наладишь жизнь - обязательно случается какая-нибудь хрень! Нам не нужен этот референдум, мы просто хотим спокойно жить и работать. Мы хотим мира», - говорит Рустем, молодой татарин, который вместе со своим отцом Таиром торгует фруктами на рынке в Бахчисарае. В похожем духе отвечают остальные наши респонденты. В мечети шестого микрорайона Бахчисарая Шавкет и Муса Ибрагимович добавляют, что крымские татары - сплочённая группа и очень уважают решения Меджлиса, даже если с ним не согласны. Возможно, причина низкой явки татар именно в том, что меджлис принял решение бойкотировать референдум.
Местные жители, не татары, утверждают, что люди от Меджлиса угрожают тем, кто пойдет на участок. По их словам, около участков дежурили татары, которые следили за тем, кто из соплеменников все-таки решит голосовать. Пересказывают слухи о том, что некоторых побили.
На участках со смешанным населением явка татарского населения с чисто татарских улиц такая же маленькая, как и на чисто татарских участках. Оценить явку крымских татар вне мест компактного проживания не представляется возможным.

3. Возможные подтасовки при подсчете и “вбросы”
Оценку возможных фальсификаций результатов референдума мы проведем на основе участков 08054 и 08057, где мы наблюдали с самого начала. Кроме того, на участке 08057, а также на участке 11092 нам разрешили присутствовать при подсчете голосов.
В середине дня на первых двух участках данные нашего подсчета числа проголосовавших разошлись с данными комиссий о числе выданных бюллетеней. Мы разошлись на 100-150 бюллетеней, что составляет 5-8% от числа зарегистрированных избирателей. Это расхождение исчезло в конце дня с точностью до погрешности.
Это расхождение может быть признаком готовящегося “вброса”, которое, возможно, так и не было произведено (так как расхождение к концу голосования исчезло).
Кроме того, на участке 11092 во время подсчета голосов выяснилось, что количество бюллетеней в ящике для голосования превышает число выданных бюллетеней. После проверки списков (с учётом реестра для выездного голосования) Николаем Князевым оказалось, что согласно спискам проголосовало 1630 человек, в то время как в ящике для голосования находилось 1730 бюллетеней (с учётом бюллетеней из ящика для выездного голосования). По всей видимости, здесь произошел "вброс” в размере 100 голосов.
Наш промежуточный вывод по этому пункту можно сформулировать так: мы обнаружили один случай фальсификации результатов и два случая предположительной подготовки к возможным фальсификациям, каждый из которых при этом не мог обеспечить серьезное изменение результатов голосования (до 5-7%).

4. Сравнение итоговых данных референдума с результатами экзит-полла.
В ходе экзит-полла мы опросили примерно 2500 человек на участках, где мы непрерывно наблюдали за референдумом с самого начала и до его окончания. Доля опрошенных составила примерно ¾ от общего числа проголосовавших. По данным опроса, примерно 85% проголосовало за вариант 1 - присоединение к России, 1% - за автономию в составе Украины, еще 14% отказались отвечать. Очень многие сначала отказывались отвечать на вопросы экзит-пола, считая нас провокаторами. Однако название “Московская народная газета” и аккредитация ЦИК Крыма в ряде случаев позволяли все же получить ответ. Поэтому можно предположить, что среди “отказников” значительная часть голосовала за первый пункт. Тем самым, итоги экзит-полла дают следующую оценку результатов на участках: от 85% за Россию, если предположить, что все “отказники” проголосовали за Украину, и до 99% в случае, если все “отказники” выбрали Россию.
Наш вывод: данные экзит-пула на наблюдаемых участках в целом подтверждают общекрымские результаты референдума: общий результат в 97% ложится в выявленный промежуток 85-99%.

5. Корректность агитации и соблюдения правил агитации непосредственно перед днем голосования и в процессе его проведения
Согласно Временному положению о референдуме, агитация запрещена за 24 часа до начала выборов и в день выборов, кроме того, агитация запрещена должностным лицам и иностранным гражданам.
За все время нахождения в Крыму мы видели практически исключительно агитационные материалы за присоединение к России. Одиночные плакаты с противоположной агитацией были испорчены до неузнаваемости. В день перед референдумом и в процессе агитационные плакаты оставались на месте (что не является нарушением). Также в субботу и воскресение на площади Ленина показывали ролик с призывов прийти на референдум и проголосовать против фашизма, конкретный вариант ответа при этом не указывался. Многие люди ходили с российскими флагами и кричали “Россия”, однако это выглядело как частная инициатива граждан, а не спланированная акция. Наверно, единственным явным примером нарушения властями правил агитации, с которым мы лично столкнулись, является пост в твиттере премьер-министра Крыма Сергея Аксенова: https://twitter.com/sergyaksenov/status/445054732932251648
Внутри участков нарушений по агитации не было, всем избирателям настойчиво предлагалось снять пророссийские значки или иную маркировку со своей одежды перед входом на избирательный участок. Российских флагов или иной атрибутики непосредственно на участках мы не видели.

6. Влияние на настроения избирателей событий на Майдане и “вежливых вооруженных людей”
Опрос показывает, что крымчане в основном принимают решение не под влиянием недавних событий в Киеве. Также на них не влияли вооруженные люди неизвестных формирований. На вопрос о мотивации избиратели давали такие ответы: “Домой!”, “Мы ждали 23 года”, “Я родилась в 1953 году, понимаете”, “Наконец-то Россия нас не бросает” и так далее. Вооруженных людей на улицах нет. Единственное исключение - места, примыкающие к расположению частей украинской армии. Но и там люди в зеленом камуфляже стараются не мешать прохожим и убирают технику с проезда.

Общий вывод
Наш общий вывод можно сформулировать так:
• референдум не прошел гладко, процедура не отлажена, были организационные проблемы;
• были некоторые подтасовки;
• крымские татары в основном бойкотировали референдум;
• на улицах крымских городов было полно российской символики и агитации за Россию.
• При этом по данным наших опросов все это не оказало влияния на выбор жителей Крыма.
По гамбургскому счету из предложенных на референдуме вариантов абсолютное большинство крымчан проголосовало за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации.

Ссылки на личные отчеты

Петр Салтыков - http://brimstain.livejournal.com/220456.html
Николай Князев - http://irumata.livejournal.com/223722.html
Егор Ионов - http://rendam.livejournal.com/66508.html
Николай Кузнецов - http://kolitan.livejournal.com/121543.html и http://kolitan.livejournal.com/121625.html
Артем Куликов - http://breqwas.livejournal.com/301901.html
Олег Снегирев - http://vk.com/wall3793324_406, http://vk.com/wall3793324_407
Дмитрий Земцов - https://www.facebook.com/dmitry.zemtsov/posts/557963237635294?stream_ref=10

Наши интервью СМИ и публикации на основе информации от “Хорошего дела”:

Интервью телеканалу Дождь:
http://tvrain.ru/articles/nezavisimyj_nabljudatel_ob_agitatsii_na_referendume_v_krymu_ljudi_sami_vyveshivajut_rossijskie_flagi_s_etim_nichego_nelzja_sdelat-365132/
Ссылки на наши материалы:
• Утро.ру http://www.utro.ru/articles/2014/03/17/1182298.shtml
• РБК http://top.rbc.ru/politics/16/03/2014/911366.shtml
• РБК http://top.rbc.ru/textonlines/16/03/2014/911358.shtml
• РБК http://top.rbc.ru/politics/16/03/2014/911382.shtml
• Росбалт http://www.rosbalt.ru/ukraina/2014/03/16/1244580.html
• «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/politics/news/24032191/kak-zhiteli-kryma-golosovali-za-vhozhdenie-v-sostav-rossii?full#cut

хорошие дела, политика

Previous post Next post
Up