Из воспоминаний
Н.Чебышева (1865-1937), видного русского юриста, деятеля белого движения. В эмиграции Николай Николаевич занимал должность
политического консультанта при военном представителе Врангеля в Берлине - генерале А.фон Лампе, затем ушёл в журналистику, последние годы работал в редакции газеты "Возрождение".
В свете сегодняшних событий на Украине (и конкретно - ожесточённой борьбой за власть в верхних эшелонах неньки), более напоминающих кровавый цирк с конями, психами и злобными клоунами, более чем знаменательными выглядят характеристики Чебышева, данные им политической жизни Киева конца 1918 года.
Источник: Чебышев Н. "Последние дни Киева",
"Возрождение", Париж, № 2958 от 08 июля 1933 года.
"Такого количества политических организаций ни разу ещё не приходилось видеть в одном месте. "Протофис", хлеборобы, монархический блок, совет государственного объединения, национальные центры, киевский, московский, союз возрождения, группа Шульгина, члены законодательных палат, внепартийный "блок избирателей", "Русь", просто националисты, какой-то кружок оппозиции вообще чему-то. Всё это вело переговоры, сходилось на совещания, о чём-то сговаривалось, что-то собиралось сформировать и кого-то свергнуть."
Штрихи к портрету безумного Киева-1918. Почти по Булгакову.
"Петлюровцы подошли к Боярке - дачному месту под Киевом. На базарах бабы говорили
- "Она" скоро придёт.
"Она" - это Петлюра. Знакомая дама в Липках говорила: "Пентлюра". Кто-то меня уверял, что "Петлюры" вообще нет, это рукоделье, а "Петлюру просто выдумали".
Причём Чебышев особо отмечает, что красочно обрисованное им буйство политических карликов наблюдалось как при гетмане Скоропадском, так и при Петлюре, при попустительстве немецкого оккупационного командования, высшие чины которого, ближе к ноябрю месяцу уже "не имели охоты вмешиваться в "местные дела". Зато в середине 1918 г. и осенью, миротворцы западной демократии кайзеровцы охотно забавлялись с туземными элитами, безжалостно тасуя местный бомонд.
"Юг был охвачен анархией к тому времени, когда немцы "выдохлись". Они и до этого на украинской шахматной доске подкидывали одну фигуру другой: "белых" - большевикам, Центральную Раду - хлеборобам-гетманцам, гетманцев - Петлюре ... ну а Петлюра, естественно, падал в пасть большевикам, да и петлюровцы хорошенько сами внутри себя не знали, где кончался радикал-хохол и начинался большевик".
Кризис самоидентификации у подопытных затянулся почти на 100 лет. Результат, однако превзошёл все ожидания. Набравшее силу укрошапито закрутилось вкруг Кыева в центробежной тарантелле, итог которой непонятен никому в цивилизованном мире. Впрочем, зачинщиков Евромайдана и воспоследовавшего бадабума такие мелочи нисколько не тревожат: "Слава хероям!" и точка. Наслаждаются процессом.
P.S. Желающие могут почитать также главу из воспоминаний Н.Н.Чебышева "Близкая даль",
посвященную эвакуации из Крыма и первым годам (1921-22), проведенным им на чужбине.