Не просто всё тогда было в Подмосковье. И дедушке, надо думать, красного петуха пустили тоже не просто так. А уж если вспомнить порядок раскулачивания...
Ясно одно: не всё так благостно с дедушкой было. В формулу "злые негодяи и лодыри погубили неуиноватого Рафика" не укладывается. Вообще, деревенская жызнь по жестокости не отличается от пауков в банке. Пасторалями и не пахнет. Дедушка сей чудил видать изрядно. Вот родственнички с сыновьями лично, включая, и сдали за мешок картохи.
Если дедушка сей вёл бойкую торговлю с Елисеевым (так что тот ему ещё дом отстроил), то ясно, что а) у него водились немалые денюжки. Которые дедушка давал деревенским в рост на кабальных условиях и б) из "а" следует, что нехило монополизировал весь товарный сбыт на себя. Садовники от веку жили огородничеством и сбытом товара в Москву - это был единственный заработок. Дедушка присваивал большую часть урожая и сбывал Елисееву тому же (ну не будут серьёзные люди вести дело и дома покупать гражданину, со своей передельной десятины или полторы чего-то там производящего. Что он, на тонне капусты что ль разбогател со своего надела, ггг?). Ну вот и решили ему крылышки подрезать, мироеду. :)
А моего деда раскулачили, хотя всё его "кулачество" состояло в паре лошадей. Но сосед был членом комбеда, и очень ему изба дедова нравилась, вот и подговорил дружков раскулачить. Но бабушка моя (дед умер рано) никогда на власть не обижалась, винила соседа. В 38-м её посадили на 2 года (была уборщицей в столовой, и чего-то сперла) - говорить про то не любила. А про 37 год, когда я спрашивал, говорила примерно так: "а, это когда в городе жидов позабирали... помню, ага". Так что, реальность ни под какие схемы "репрессий" не подгоняется. Всяко было.
А моего прадеда раскулачили вполне конвенционно - мешочничал и жил торговлишкой. Бросив в деревне жену с 10 детьми. Ничего, кстати, у семьи не отобрали. Отправили в ссылку, через 3 года вернулся. Обошлось без злодеев-лодырей-соседей-председателей комбедов.
Вообще, мне б было интересней послушать тех людей, кто этих "справных хозяйственников" раскулачивал - за что и как. А воспоминания тёть, которые через 70 лет рассказывают про дедушку, коего они в глаза не видели и не помнят, с реминисценциями про "злых лодырей, что неуиноватого Рафика из зависте раскулачили" - они ни о чём. Выясняются всякие интересные подробностя про этих "неуиноуных". Как они там на деревне зажигали. Откуда у этого неуиноуатого домик такой кудрявый, ну и т. д.
Да в жизни вообще все перепутано и не просто. А вот потом историки сочиняют схемы и натягивают их на реальность. Надо - такую схему, надо - другую. Безусловно, есть некие обобщающие тренды, но мы их видим не как процесс становления, а как результат этого становления. А рассмотреть само движение трудно, ибо мыслить проще пространственными категориями а не темпоральными. Да и эффекты "аберрации близости" и масштаба никто не отменял. А вот подробности да, интересно узнавать (про деда понравилось).
а ещё в ту пору была "разнорядка". Приходило в село сообщение, сколько "гадов" положено отправить в лагеря. У деда моего было пять малолеток и больная жена. Но зато он был "пришлым". Поляк, да плохо говорит по-русски- такого отщепенца чего жалеть? Да и Дарья- жена его, шибко уж председателю нравилась... Забрали в 37-м. Расстреляли деда по дороге в город, куда их гнали пеше.Сосед потом, вернувшийся из лагерей, рассказывал, что дед рыдал, когда их угоняли. Всё-таки, при жёстком режиме и люди жестоки, когда преследуют свои интересы.
Раскулачили тут дедушку в 31-ом. Отправили в ссылку всего лишь. Как там ясно, что жили они в Новосибирске неплохо - вон, аж начальник пожарной части сын. 37-ой - это уже другое, к раскулачиванию отношения не имело.
ну, тогда тоже говорили бабке, что они зажиточно живут - две коровы, мелочь всякая - типа свинок и кур на семь человек семьи. Для Алтая это совсем немного было, но тут вот сколько поводов- чужак и бабка-тёткая видная.
Во, примерно так оно всё и есть. Только тут анекдотом закончилось, а обычно-то там с обоих сторон совсем не ангелочки собирались. И тащемта когда мироед отправлялся куда-то в ссылку, то это было чаще всего весьма гуманно. В общем случае на деревне такое вилами в пузо могло окончится. Просто об этом же никто не орал - убили и убили. Дело житейское, никому и дела нет. Раскулачивание многим просто жизнь спасло. Решили б тихо, как это принято - никто б нынче и не вспомнил.
Comments 13
А уж если вспомнить порядок раскулачивания...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вообще, мне б было интересней послушать тех людей, кто этих "справных хозяйственников" раскулачивал - за что и как. А воспоминания тёть, которые через 70 лет рассказывают про дедушку, коего они в глаза не видели и не помнят, с реминисценциями про "злых лодырей, что неуиноватого Рафика из зависте раскулачили" - они ни о чём. Выясняются всякие интересные подробностя про этих "неуиноуных". Как они там на деревне зажигали. Откуда у этого неуиноуатого домик такой кудрявый, ну и т. д.
Reply
А вот подробности да, интересно узнавать (про деда понравилось).
Reply
Всё-таки, при жёстком режиме и люди жестоки, когда преследуют свои интересы.
Reply
Reply
Reply
http://rock-bestiary.livejournal.com/2586.html
Reply
Reply
Reply
Leave a comment