Остатки линии обороны Москвы в Битцевском лесопарке.

Feb 23, 2012 15:21


Ну, раз уж нас сегодня всё так милитаризировано, то решил я поведать про сохранившиеся в Битцевском парке артефакты войны. То бишь про проходящую тут и сохранившуюся довольно неплохо линию оборонительных сооружений 1941 года.

Лет 30 назад, в бытность моего проживания на Днепропетровской улице Битцевский лесопарк (второй в Москве по величине после Лосиного острова) был для нас излюбленным местом разнообразных игр. Про маньяков тогда никто слыхом не слыхивал, а съездить через этот лес в гости к двоюродному брату в Ясенево на велосипеде, или зимой на лыжах скатать на Лысую гору в противоположный конец - было делом обычным и повседневным. И постоянно натыкались мы на ещё тогда хорошо сохранившиеся окопы, даже не до конца обвалившиеся блиндажи и землянки, торчащие посередь леса глядя амбразурами в чащу бетонные колпаки...

В связи с усиленной застройкой в 80-ые годы районов Чертанова, Ясенева и прочих Аннино, постройкой Конно-Спортивного комплекса, а так же течением неумолимого времени,  всё меньше остаётся напоминаний об этих сооружениях, совсем заплыли окопы, закопаны противотанковые рвы, выкорчёвывают бетонные колпаки, но кое-что ещё осталось и есть на что посмотреть, пробираясь по высоким берегам здешних речушек...

"Приказом командующего войсками Московского военного округа № 005/ОП от 14 октября 1941 года определялась линия оборонительного рубежа вокруг столицы. Она проходила через Ростокино, Лихоборы, Коптево, Химки, Иваньково, Щукино, высота 180,4, Кунцево, Матвеевское, Никольское, Зюзино, Волхонка, Батраково. Начальником оборонительного строительства был назначен заместитель председателя Исполкома Моссовета М.А.Яснов. Срок окончания оборонительных работ устанавливался 20 октября.

Этим же приказом было определено, что в первую очередь следует строить противотанковые препятствия (рвы, эскарпы, контрэскарпы, завалы), артиллерийские доты, дзоты и площадки, а в последующем - пулеметные доты, дзоты и соты. Начальником оборонительного рубежа был назначан генерал-майор С.Ф. Фролов.14

В соответствии с установками ГКО и командования Московским военным округом в Москве и ее окрестностях широко развернулось строительство оборонительных укреплений с тем, чтобы превратить столицу нашей Родины в неприступную крепость.

Руководство этими работами было возложено на начальника инженерного управления Московской зоны обороны генерал-майора инженерных войск Е.В. Сысоева"





Во исполнение приказа командующего МВО Московский Совет 25 октября принял постановление, согласно которому к строительству линии укреплений под Москвой привлекалось население города в возрасте: мужчины - до 45 лет, женщины - до 40 лет. Районные советы обязывались дополнительно послать сроком на семь дней трудоспособное население. За время нахождения на строительстве за рабочими и служащими сохранялась средняя заработная плата по месту работы, они обеспечивались бесплатным питанием из расчета 5 рублей на человека в сутки.

Под дождем и снегом, под бомбежками москвичи и жители Подмосковья за полтора месяца построили на подступах к столице неприступные полосы укреплений, проявляя высокое сознание долга перед Родиной, стремление во что бы то ни стало защитить родной город.

Ну, а вот собственно про работы в районе нынешнего Битцевского парка:

Работы в Зюзино были начаты 15 октября, а закончены 15 декабря 1941 года. Руководил ими штаб во главе с начальником строительства инженером В.А. Мельниковым. Общее количество работающих доходило до 7,5 тыс. человек одновременно. Все они были разбиты на бригады с учетом принадлежности к той или иной организации, одиночки объединялись в отдельные бригады. Оперативно-техническое руководство осуществлялось по ротам. Распорядок дня был суровый: подъем в 6 часов утра, отбой в 23 часа. Тяжелыми были и условия работы на трассе: пересеченная местность, глинистая почва, частично поросшая лесом, осенние дожди создавали непролазную грязь. Размещались строители в окрестных поселках, пищу привозили в бидонах из Москвы. Осложняли обстановку частые налеты вражеской авиации. Однако патриотический дух работающих был настолько высок, что во время бомбежек работы не прекращались, несмотря на то что бомбы во многих случаях падали недалеко от них.

Вообще тема эта довольно избитая, но муссируемая на всяких спецфорумах. На оригинальность претендовать не буду, просто представлю вашему вниманию эдакую компиляцию темы.

На территории Битцевского парка сейчас можно найти 3 полосы обороны (правда, есть ещё остатки линии обороны за МКАДом по р. Битце, но о ней мы не будем)




Линия по реке Городне сохранилась частично, наиболее показательный объект от неё - мемориал на Новоясеневском проспекте, с сохранившимся (или перемещённым сюда?) ДОТом







В лесу по правому берегу Городни тянуться осыпавшиеся окопы, или вот такой пулемётный ЖБОТ.




В девичестве он имел примерно такое вот устройство:




И за диаметр 170 см имел неофициальное название "рупь-семдесят".

Обвалившийся блиндажик:




Вторая полоса обороны проходила за первой, расположившись по высотам водораздела долин Городни и Чертановки. Фланги прикрывались глубокими оврагами их притоков, позволяя обойтись без противотанковых рвов, которые были здесь только вдоль дорог.




Здесь, на самой высокой точке Битцевского леса - высоте 230,2 была расположена зенитная батарея, возможно, 329 зенитно-артиллерийского полка.

Остатки укрытий батареи




Ещё один колпак на западной опушке леса:




Недалеко от ул. Красного Маяка, на восточной стороне: колпак ЖБОТ с ходом сообщения и оплывшие окопы в ельничке:







Третья линия по реке Водянке сохранилась наиболее полно, хоть и расположена в наиболее посещаемой части парка. Она была прикрыта  противотанковым рвом, прекрасно видном на немецкой аэрофотосъёмке 1942 года




Светлая полоса, идущая ломаной линией с запада на восток и имеющей ответвление на север - он и есть. Сейчас от него сохранилась впечатляющая канава в восточной части, примыкоющей к забору КСК и валы на многих участках. За рвом шли линии окопов, отсечные позиции, артиллерийские позиции...




Фронт в западной части простреливает Лысую гору Калужскую дорогу в сторону д. Деревлёво, в центре - прикрывает дорогу из Зюзина в Узкое и Ясенево. В 50 м. от дороги вк востоку сохранился ЖБОТ, имеющий сектор обстрела выемку-спуск к Водянке







Ещё один, с другой стороны дороги




Ещё два колпака недалеко от КСК:







Траншеи, ходы сообщения, ямы блиндажей...










Ещё один колпак недалеко от Балаклавского проспекта




Вобщем, как-то вот так.

P . S.И да, господа-товарищи, отправляясь гулять в Битцевский парк - не засирайте остатки этих сооружений. Им и так уже осталось недолго. А то отдельные участки напоминают просто свалки, заваленные останками мангалов, бутылками и объедками. Контейнеров для мусора в парке хватает. 

СССР, масквичи, бла-бла-бла, краеведение, война

Previous post Next post
Up