Родной райончег - 5. Котловка и Нагорная. Часть 2.

Jan 29, 2012 21:31

В прошлой части поста я остановился на том, что вылез из оврагу на улицу Ремизова после того, как пресловутая Котловка нырнула в очередной раз в трубу. И прежде чем полезть дальше наблюдать грязные воды сей речушки от Ремизова до её ныряния под насыпь Окружной московской железной дороги а районе Нижних Котлов, сначала поимею наглость поведать об истории сих мест.

Если на протяжении предыдущего течения Котловки места всё простирались в основном диковатые до 50-60-ых годов прошлого века и до прихода сюда хрущовских строителей там были всё теплицы колхозные да прочие пейзанские заведения типа выгонов и покосов  деревень Зюзина, Верхних Котлов и прочих Черёмушек, то на возвышенной части последующего течения Котловки жизнь зародилась несколько раньше - во второй половине 19-ого века.



На карте 1878 года:
1. Катуаровское шоссе
2. Сельцо Никольское и будущее местоположение Верхнекотельского кирпичного завода.
3. д. Верхние Котлы
4. д. Зюзино
5. Варшавское шоссе
6. Каширское шоссе
7. д. Нижние Котлы

Сначала тут развернулся неплохо некий купец Катуар (по его имени и называлась улица Нагорная раньше - Катуаровское шоссе, на карте 1878 года дорога , ведущая к его заводу, которого ещё тогда не было, обведено красным под №1) прикупившему здесь в 1871 земель вдоль Котловки, а в 1896 году открывший тут шелкопрядильную фабрику. Кроме того, - то ли глины здесь были какие-то замечательные, али чего, но в связи со строительным бумом в Москве ,в конце 1890-ых годах как грибы начали расти кирпичные заводы. На правом берегу  в 1899 г. другой купец, тоже, что характерно, - З. А. Якобсон, построил свой, между прочим, пыхтящий и поныне (на карте под цифрой 2 в сельце Никольском).

Их полезное начинание не осталось непродолженным и кругом стали ляпать свои заводики все кому не лень, нагородив их тут немало, заодно накопав глиняных карьеров, напоминанием об одном из которых и сейчас служит пруд "Зелёнка" что у ст. метро "Нахимовский проспект". У Катуара дело шло неплохо, и он в начале десятых годов даже на своих землях решил построить посёлок для рабочих, проектирование поручив не абы кому, а самому Веснину. Впрочем, проект "посёлок-сад Никольское" так и не был до конца реализован в связи с войной, потом революцией, однако 3 поперёк Нагорной проложенные улицы просматриваются и по сей день, занятые более поздней застройкой. Впрочем, с левым берегом мы разберёмся попозже, когда речь зайдёт о непосредсвенно ул. Нагорной, пока же обратимся на высокий правый берег Котловки.

Кроме кирпичных заведений здесь оборотистые граждане понапиндюрили и медеплавильный, и ещё каких-то заводиков, превратившихся позже в огромную промзону тянущуюся между Котловкой и Варшавским шоссе до самой Окружной ж/д.

Уже в 1931 году на месте пейзанских выпасов довольно бодро дымили многочисленные трубы и лепились многолюдные рабочие посёлки.



На карте 1931 года:
1. Местоположение нынешней улицы Ремизова
2. Катуаровское шоссе, ныне - ул. Нагорная
3. Рабочий посёлок бывшего завода Катуара.
"Кирп." на правом берегу Котловки, к северу от Помологическогорассадника - Верхнекотельский кирпичный, "Лит" -  Медеплавильный заводы, "Шелк" на стрелке Котловки и Коршунихи - бывш. фабрика Катуара.

Вобщем - на высоком берегу Котловки в местоположении нынешней метро "Нагорная" жизнь кипела. На месте Верхних Котлов, бывших деревенькой в 35 дворов и бывшей помещичьей усадьбой отставного поручика Андреева забила ключом богатая промышленная жизнь.



Церковь Николая Чудотворца в Верхних Котлах.




С верхней точки, оттуда где когда-то стояла церковь св. Николая и сегдня можно узреть впечатляющие виды.


В сторону Варшавского шоссе, на Медеплавильный завод



 Взгляд на юго-запад
.


Горнолыжные заведения на склоне.



На склонах выровненного оврага, в районе дороги, ведущей когда-то через котловку на левобережье, в усадьбу Черемошки расположились в начале 2000-ых т. н. "Московские Альпы" - горнолыжные трассы с разнообразной полезной этому делу инфраструктурой: пунктами проката лыжных ботинок, приёма бутылок и палатки "пиво-воды". Подъёмники там разные. На мой дурацкий взгляд из этих горок Альпы - как из нашей ударной строительной бригады коллектив женского бенедиктинского монастыря, но, кому и кобыла - жена...







Здесь виден типа мостика на другую сторону речки. Это насыпь с трубой, ранше, видимо использовалась как дорога. Теперь ведёт в никуда.




Речку постоянно пересекают какие-то трубы невструенного диаметра и непонятных, да уже и всеми забытых назначений.


 
Таким вот образом Котловка доходит до бывшей шелкопрядильной фабрики Катуара и завода ЭМОЗ (На котором мне пришлось одно время трудится, чему посвящено было мной немало дыбров развлекательной направленности.)
А  в своё время здесь до постройки Павелецкой и Окружной дорог был мега-пруд для всяких нужд жителей деревни Нижние Котлы, находящейся когда-то на высоком левом берегу.



При строительстве железной дороги пруд спустили, Котловку запустили в трубу под насыпями, а на месте бывшего пруда ещё долго было болото, ликвидированное доблестными работниками завода ЭМОЗ, сасыпавших его остатки отходами производства и возведших на его месте гаражный кооперативчик. Да, в гаражах этих хранились богатые спиртные запасы заводских куркулей, отпускавших их страждущим работникам завода как за нал, так и в долг, впрочем - это совсем другая история.


А вот и эти гаражеки на берегу...

В Котловку же, незадолго до того, как она ныряет в трубу под насыпью, впадает речка Коршуниха




В трубу под насыпью мы не полезем...






Котловка перед заныром в трубу, снимок с насыпи отвода ж/д

Лучше выйти на улицу Нагорную и пройти по ней в обратную сторону, о чём, впрочем, будет следующая часть дыбра...Всем спасибо, все свободны, до свидания.

вспоминательное, масквичи, бла-бла-бла, краеведение

Previous post Next post
Up