Некоторые аспекты сочинской идентичности

Nov 04, 2013 13:43



Зимние Олимпийские игры 2014 года состоятся в месте, обладающем высоким уровнем исключительности. Сочи всегда отличался не только от других городов Краснодарского края, но и от курортов Черного моря. Во многом это выступило важным показателем в процессе его ребрендинга и превращения его из всецело черноморского курорта в спортивную столицу, при этом Зимних Олимпийских игр.

Немаловажным фактором в «особости» города выступает наличие сочинской идентичности («сочинцев»), которая, так же как и сам город, кардинально отличается от окружающих поселений. При проведении исследований Российской академией наук выяснилось, что уровень внутригородской идентификации сочинцев («мы - сочинцы») очень близок их национально-гражданской идентичности («мы - россияне») и составляет 77,4% и 83,8% респондентов соответственно (1). Данный показатель очень близок к московскому, что говорит о некоторой «глобальности» города и том, что он выступает своеобразным центром притяжения. Имея уже устоявшиеся правила, традиции и нормы жизни, как и любой регион Кавказа, Сочи готов принимать приезжающих в него на постоянное жительство, однако «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Так и здесь, одним из обязательных моментов выступает сильный уровень регионального патриотизма, при этом регионом выступает район Большого Сочи. Любовь сочинцев к своей малой родине находит свое подтверждение в устойчивых городских выражениях: «Сочи - это рай на земле», «земля - которая нас кормит», «лучше города, чем Сочи нет», «здесь все национальности чувствуют себя как дома».
Этнический фактор в формировании городской ментальности выступает едва ли не определяющим. После окончания Кавказской войны в 1864 г. регион быстро начал заселяться как русским населением и казаками, так и греками, армянами, украинцами, эстонцами, молдаванами и представителями иных народов, пожелавших переехать в субтропический край. Для многих субрегионов Кавказа присущи свои особые черты в ментальности - так и сочинцы обладают определенным ментальным характером, сформировавшемся благодаря соприкосновению и синтезу различных культур. Вот какой пример можно привести из статьи, посвященной «сочинскому народу»: «Поезжайте по Донской, увидите кафе «Хинкальная хата». Родная смесь «кавказского» с нижегородским» живет. Так сложилось с самого начала советского курорта» (2). Хотя так было и во времена Российской империи, чему свидетельством - особенности заселения территории Сочи в конце XIX - начале XX века. Тогда адаптация переселенцев происходила за счет хозяйственного заимствования у горцев, что приводило к сглаживанию локальных этнографических особенностей и формированию культурной однородности. Результат колонизационной политики в регионе, а также ряд таких особенностей, как многонациональность состава, соседство и взаимопроникновение различных этнических культур, схожие проблемы, с которыми столкнулись жители Сочи и сплочение на этой почве, вело к началу формирования особого характера сочинской культуры (3).

Гетерогенность населения Сочи выступает очень важным элементом его идентичности. Русские составляют немногим более половины процентов от общего населения, в то время как около трети - это армяне. С.Г. Новиков определил, что Сочи присуща «высокая степень адаптируемости населения к этноконфессиональным и культурным различиям входящих в него традиционных этнических групп» (4). Высок уровень толерантности города, и весьма благоприятно отношение к приезжим, в частности к тем, кто готов и в дальнейшем связать свою судьбу с Сочи (5). Однако, по мнению экспертов, приезжающий на постоянной основе мигрант должен соблюдать все действующие на территории правила и обычаи и активно интегрироваться в его общность, а не замыкаться в рамках диаспоры.


«Сочи не Кубань и точка» - именно такую фразу вполне можно услышать на улицах «Кавказской Ривьеры». По мнению к.с.н., ст. научного сотрудника ИС РАН, доцента факультета социологии НИУ-ВШЭ Ивана Климова, здесь следует учесть и черту, присущую сочинцам: «кубанцам» противопоставляется «черноморская этика». Ее основные компоненты - знание местных условий, ответственное отношение к экологии и природным ресурсам, ответственность за обустройство территории, гостеприимство, умение ценить приезжающих туристов, широкий взгляд в будущее сквозь призму обязательств перед туристами. Особый компонент ее - наднациональность. Осуществлялись даже попытки принятия «Кодекса сочинца», но до сей поры они были безуспешны.

Присущ городской ментальности и образ «сочинца-раньтье», «нахрапистость» и «стремление выжать максимум» (6). Однако образ «сочинца» нередко получает негативные оценки со стороны руководства города, в частности в некоторых моментах культуры поведения в общественных местах. В связи с этим мэром города Анатолием Пахомовым ставилась задача изменить ментальность сочинцев в преддверии Олимпиады, о чем он нередко заявлял. «Чисто там, где стены не исписаны граффити, где под окнами нет хлама и мусора, где не сорят и, главное, не курят <…> Когда начали выяснять, земля под этой стоянкой передана УВД, УВД - передали Центральному району, Центральный район - отдал ее в аренду на 25 лет какой-то женщине. Парадокс! И таких парадоксов в нашем городе не мало, есть над чем работать, чтобы изменить ментальность сочинцев!», - считает сочинский градоначальник (7).

Регион Большого Сочи за последние годы стал не только вошел в число городов с высоким уровнем миграции, но и возглавил их список на территории Российской Федерации. По оценкам эмпирических наблюдений, сочинцы положительно относятся к приезду мигрантов из России, Белоруссии, Абхазии и Украины, а хуже всего - к выходцам из Турции и Грузии. Согласно иерархическому построению, отношение сочинцев выглядит так: положительное к белорусам, украинцам, абхазам, армянам и осетинам, отрицательное к туркам, грузинам, таджикам, чеченцам и азербайджанцам (8).

Стоит отметить то, что для сочинцев отсутствует понимание его ассоциирования с Краснодарским краем. Во многом это объясняется и тем, что с 27 августа 1948 года по 3 июня 1958 года Сочи был, подобно Москве, Ленинграду, Киеву, Севастополю, городом республиканского подчинения. При этом данный период жителями города не забыт, что подтверждает и экспертное интервьюирование, проводимое Отделом этнической социологии ИС РАН осенью 2008 года. Этот период во многом воспринимается сочинцами с особой ностальгией (9). Потому и используется некоторыми политиками в своих программах. Выдвигая свою кандидатуру на пост мэра в 2009 году, уроженец Сочи, оппозиционер Борис Немцов, заявлял как о том, что Сочи не только является южной столицей России (на данный момент за это звание спорят Ростов-на-Дону, являющийся столицей Южного федерального округа, и Краснодар), но и предлагал вернуть городу-курорту федеральный статус по аналогии с Москвой и Санкт-Петербургом (10).


Во многом стремление к особому автономному положению объясняется еще и тем, что Сочи претендовал на лидерство в регионе и вполне мог бы стать столицей так называемого «Черноморского края», идея создания которого периодически будоражит многие умы. Известным политологом Глебом Павловским даже выдвигалась соответствующая законодательная инициатива, опубликованная на сайте Liberty.ru под названием проект Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации - Черноморского края». По мнению политолога, в рамках подготовки к Зимним Олимпийским играм, «процесс решения управленческих проблем можно было существенно упростить: Сочи может стать де-юре и де-факто самостоятельным субъектом ответственности, подотчётным напрямую Москве. Продолжая эту логику, многие управленческие проблемы, которые негативно сказываются на подготовке к Играм, обусловлены подчинением Сочи Краснодарскому краю. Администрация Сочи вынуждена корректировать свою деятельность, учитывая особые интересы краснодарской властной элиты. Поэтому выделение Сочи из Краснодарского края в отдельный Черноморский край позволило бы обеспечить более эффективное взаимодействие центра и региона. Помимо этого, новый регион сможет получать дотации на свое развитие напрямую из федерального бюджета, минуя властные кубанские «фильтры» и получать обратную связь так же напрямую, избегая «цензуры» краснодарских краевых начальников» (11).

Однако попытка вычленения черноморских курортов из региона, по мнению ряда экспертов, никогда не будет воплощена, потому как она противоречит всем экономическим расчетам. Приведем лишь пару из них. Начальник отдела стратегического развития курорта администрации города Сочи Юлия Коробова полагает, что «такие проекты необходимо прорабатывать сначала на местах, потом переходить на уровень края, и только потом выносить на рассмотрение парламента и Президента». А директор Краснодарского центра социологических исследований Николай Петропавловский исходит из того, что 9 месяцев в году город-курорт живет за счет того, что «проедает» деньги, заработанные летом. По его мнению, в случае создания «Черноморского края» его администрация не сможет найти денег на финансирование аппарата чиновников. Пострадает и туриндустрия в виду вынужденного повышения цен, которые обречены стать единственным источником дохода бюджета проектируемого региона (12).

Многонациональность и стремление к обособленности, автономности, в синтезе с «черноморской этикой» и курортным отношением к жизни выступают базовыми столпами сочинской идентичности. Все они имеют историческую обусловленность и процесс их формирования проходил десятилетиями. Несомненно, что проведение Зимних Олимпийских игр в «Кавказской Ривьере» станет лишь подтверждением незыблимости данных понятий и население города встретит гостей Олимпиады со всем подобающим сочинским гостеприимством.

БРЕДИХИН Антон Викторович - политолог, аспирант кафедры изучения стран постсоветского зарубежья РГГУ

Примечания

(1) Опрос в Сочи осуществлен Центром этнической социологии ИС РАН по Программе фундаментальных исследований президиума РАН № 21 «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» (2008). Рук. Л.М. Дробижева
(2) «Сочинский народ». Миф или реальность?// Привет Сочи
(3) См.: Рожко Е.Э. Хозяйственная колонизация Черноморского округа в 1870-1890 гг.: формирование межэтнических черт ментальности// Былые годы, 2009, № 2 (12)
(4) Новиков С. Г. Этнический аспект общественных движений в Новороссийске (конец XIX - начало XX вв.) // Научно-информационный армянский портал «Маштоц»
(5) Рыжова С.В. Идентичность и интеграционные установки в региональном контексте: исследование в Москве и Сочи// Вестник Института социологии РАН, № 1, 2010
(6) Климов И. Факторы социальной напряженности в Сочи: трансформации социокультурного ландшафта// Коллективное действие
(7) Как изменить ментальность сочинцев?// Сочи-24
(8) Тарасова Т.Т. Стратегии межкультурного взаимодействия в полиэтничном регионе// IV Очередной Всероссийский социологический конгресс.
(9) Дробижева Л. М. Социальный ресурс сочинцев // Социально-культурное многообразие как ресурс трансформирующегося Сочи. Информационно-аналитический бюллетень. 2009. № 2.
(10) Борис Немцов: «Поворот рек - невинная шалость по сравнению с зимней Олимпиадой в субтропиках»// «Конкурент»
(11) Как спасти Олимпиаду в Сочи// Свободный мир
(12) Черноморье начали пилить// Деловая газета - Юг

специально для kavkazoved.info

Турция, Грузия, Черкесы, Кубань, Сочи, Олимпиада, Казаки, Кавказ

Previous post Next post
Up