Российский эксперт: увеличение сторонников радикального ислама вызывает обеспокоенность

Sep 11, 2013 14:15



О вероятности подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, перспективах федерализации Украины, планах строительства моста через Керченский пролив и нетрадиционных исламских течениях в Крыму рассказал в эксклюзивном интервью порталу «Новоросс. info» российский политолог Антон Бредихин.

Антон Бредихин - координатор движения «Донбасс за Евразийский Союз» Интернациональной России ОНФ, аспирант кафедры изучения постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета, хорунжий станицы Атаманской РКО ВКО «Всевеликое Войско Донское».

- По Вашим прогнозам, состоится ли подписание Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли (ЗСТ) Украины с ЕС на предстоящем саммите в Вильнюсе? Если да, способно ли это стать «точкой невозврата» во взаимоотношениях Украины с Россией?

- Страны, приглашенные к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС это Армения, Грузия, Молдавия и Украина. Согласно предварительным договоренностям и проведенной работе, как со стороны Еврокомиссии, так и руководств этих стран, Соглашение должно быть подписано.

Однако на настоящий момент мы можем наблюдать изменения в этих странах, которые так или иначе могут отразиться на возможности его подписания. Президент Армении Серж Саргсян в ходе недавней встречи с Президентом России Владимиром Путиным сделал заявление о желании Армении вступить в Таможенный Союз.



На Украине эксперты констатируют внутрипартийный раскол Партии Регионов, и нежелание народных депутатов подписывать документы, определяющие евроинтеграционный путь развития страны. Потому и возможность изменения решения Виктора Януковича о подписании Соглашения об ассоциации с ЕС исключать нельзя. На взгляд же большинства специалистов, в случае подписания ассоциации с ЕС, отношения Украины и России приобретут более «прохладный» характер, не исключающий изменения существующих договоренностей.

- Согласны ли Вы с мнением, что такие шаги России как введение ограничений в отношении украинских товаров и трудовых мигрантов вкупе с высокими ценами на газ и строительством обходного газопровода «Южный поток» не смогут принудить Украину к Таможенному союзу, а возымеют обратный, отталкивающий эффект?

- Говоря о возможности подобных действий российского руководства, в первую очередь нужно исходить из того, что они являются логичным ответом на шаги, предпринимаемые руководством Украины. Поставив первоочередной задачей европейский путь интеграции страны и, при этом лавируя и поднимая вопрос о возможном статусе наблюдателя в Таможенном Союзе, Украина сделала выбор, неприемлемый для стран-участниц ТС. Не ожидать реакции на данный шаг со стороны российского руководства было бы не рационально. Хотя при этом мы видим, что вопрос с трудовыми мигрантами уже снят.

«Южный поток» выступает лишь в качестве дополняющего к ГТС, проходящей по территории Украины, и рассчитан на рынок Балкан и Средиземноморья. Ситуация, сложившаяся с украинскими товарами, так же постепенно решается.

- Как полагаете, современная Украина созрела для того, чтобы стать федерацией?

- Вопрос федерализации для Украины на настоящем этапе весьма актуален. Современная Украина является весьма сложным государством с сильно выраженной спецификой региональных различий. Не следует не учитывать в вопросе федерализации Украины факта регионального разнообразия.

Территория страны на протяжении веков входила в различные государства: Российскую, Австро-Венгерскую и Османскую империи. Степень гетерогенности ее регионов весьма велика, ведь все они имеют различную историческую судьбу и этнокультурное развитие. Фактор региональной идентичности играет весьма значимую роль во всеукраинской политике. Некоторые региональные политические силы видят возможность сохранения своей региональной идентичности лишь в случае придания ей общенационального статуса.

Не будем забывать и о том, что вопрос возможности федерализации Украины рассматривался украинскими исследователями еще с начала XIX века. На тот момент большая ее часть находилась в составе Российской империи, и украинские деятели предполагали изначальную автономию для самой Украины в рамках империи, но вскоре уже начали рассматривать будущее независимой Украины как федеративной, в том числе и в качестве федерации громад, а не регионов. Однако приход советской власти и вхождение Украинской Советской Социалистической Республики в состав СССР не позволили реализоваться их идеям.



- Каково Ваше отношение к идее создания «еврорегиона» с участием Крыма и Краснодарского края? И что вот уже долгие годы препятствует реализации этого перспективного замысла?

- Создание еврорегиона с участием Автономной республики Крым и Краснодарского края уже давно обсуждается как с украинской, так и российской стороны.

На данный момент актуальны проекты «Азов» с участием так же Донецкой и Ростовской областей, «Черное море» с включением в него регионов Причерноморья, и предлагаемый народным депутатом Вадимом Колесниченко проект «Русское море». Уже сейчас определены взаимовыгодные стороны проекта. Это и экономическая сфера взаимодействия, инвестиционная, социокультурная, и что более актуально, сфера туризма.

По мнению экспертов, в 2010 году, когда идея создания общего еврорегиона была инициирована, то она была рассмотрена лишь в качестве части предвыборной кампании. В то же время в 2012 году вопрос был поднят уже региональными властями, и во многом благоприятным фактором выступил опыт взаимодействия российско-украинского приграничья в рамках еврорегиона «Донбасс». По опыту создания еврорегиона «Донбасс» так же можно сказать, что это процесс кропотливый и постепенный. Оттого и процесс создания общего еврорегиона Крыма и Кубани должен быть обдуманным и иметь готовую проектную базу, чтобы сам будущий еврорегион не остался лишь на бумаге.

- Российские чиновники время от времени сотрясают воздух заявлениями о скором начале строительства моста через Керченский пролив. И хоть противодействия со стороны Украины не наблюдается, слова так и не переходят в конкретные дела. Стоит ли ожидать, что вскоре ситуация действительно изменится и строительство Керченского транспортного перехода все-таки начнется?

- Это весьма благоприятный и положительный совместный проект, способный улучшить экономическое состояние региона в целом. То, что он до сих пор не реализован, свидетельствует лишь о политических манипуляциях, которые ни в коем случае не связаны с чиновниками, а зависят большей степенью от руководств государств.

- Проблема модернизации Черноморского флота, дислоцированного в Крыму, до сих пор не решена. Это почти сводит на нет достижения Харьковских договоренностей, ибо геостратегическое преимущество России от базирования ЧФ в Севастополе нивелируется неудовлетворительным состоянием корабельного состава флота. Какие возможные пути решения сложившейся проблемы выделяете Вы, или считаете ее неразрешимой?

- Вопрос сугубо военный и не лежит в сфере моей компетенции. В России идет полномасштабная модернизация армии, которая не может обойти Черноморский флот. Потому этот вопрос, скорее всего, решится в ближайшее время, ведь не будем забывать о том, что Черноморский флот в Крыму крайне полезен для региона. С одной стороны это рабочие места для граждан Украины, а с другой это и региональная стабильность, еще один фактор сближения двух стран.

- Если раньше Крым рассматривали как объект экспансии нетрадиционных исламских течений, в т.ч. и радикальных, то теперь полуостров все чаще называют потенциальным очагом распространения исламизма в другие регионы Большого Причерноморья, например на российский Северный Кавказ. Вы согласны с данной точкой зрения?

- Вопрос проблемы радикального ислама находится в компетенции соответствующих органов, но в целом вызывает опасения рост численности его сторонников. Заметим, что усиление радикальных мусульманских течений вызывает обеспокоенность и у представителей умеренного ислама. Крымские татары, как отмечают многие исследователи, не были приверженцами радикальных исламистских течений, потому и вопрос о том, как отразится их рост на жизни крымско-татарского населения полуострова, остается актуальным.



- С некоторых пор эксперты отмечают возрастание фактора Китая для Украины. Об этом свидетельствуют и многомиллиардные китайские кредиты Киеву, и растущие инвестиции Поднебесной в украинский сельскохозяйственный сектор, и интенсивное военно-техническое сотрудничество двух государств. Наконец, в ежегодном послании Януковича к Верховной Раде упоминается возрастающее значение фактора Китая в процессе реализации внешней политики Украины. Можно ли предрекать, что в обозримом будущем Китай станет для Украины некой «третьей силой», третьим внешним приоритетом наряду с Россией и Европейским Союзом?

- Соглашусь с мнением экспертов в данном вопросе, о том, что Китай проводит политику экономической интеграции с другими странами. У него есть большие проекты в сфере экономики на Дальнем Востоке, Средней Азии, Латинской Америке, Центральной Африке и других регионах мирах.

Потому, если в вопросе взаимоотношений Украины с Россией и ЕС мы говорим о геополитике и выборе пути интеграции, то в вопросе взаимоотношений Украины и Китая данный вопрос звучит более чем некорректно.

Беседовал Аким Морозов

Источник: Новоросс.инфо

Армения, федерация, Донбасс, ЕС, Молдавия, Грузия, Донецкая область, еврорегионы, Китай, Ростовская область, Россия, Украина, Краснодарский край, Крым, Виктор Федорович ЯНУКОВИЧ

Previous post Next post
Up