Эволюция пластинчатого доспеха в Грузии и Византии. Ламеллярные и чешуйчатые доспехи в X-XII вв.

Mar 22, 2016 13:39



Часть Вторая ( Часть Первая и Часть Третья)

В одиннадцатом веке поиски «идеальных пластинчатых доспехов» становятся еще более интенсивными и разнообразными: появляется полосатый и «перевернутый» ламелляр, изменяется количество подвесных ремней; увеличивается и количество сложных, парадных, богатых доспехов.

Накипарская икона св. Георгия72 (рис. 12) датируемая первыми годами XI в. и св. Георгий изображенный на предалтарном кресте Самтависи73 (первая половина XI в.) представляют полностью «перевернутый» ламелляр с двойными заклепками: кираса (клибанион)74, юбка (кремасмата)75 ирукав (маникия)76 составлены направленными вниз пластинами. Доспехи воинов отличаются лишь количеством подвесных ремней.






Рис. 11. Св. Георгий из Парахети в линейном ламелляре с двойными заклепками (фото Т. Кюне)
Рис. 12. Св. Георгий из Накипари в «перевернутом» ламелляре с двойными заклепками (фото С. Сарджвеладзе)

Уже в начале одиннадцатого века встречаются первые образцы полосатого ламелляра. Интересно, что на иконе св. Георгия в Ипари77, которая относится к первой четверти XI в. (рис. 13), изображен полосатый ламелляр с пластинами без заклепок. Эта икона, а также иконы Лабечинского пешего св. Георгия78 и Шодайского св. Георгия79 ясно показывают, что ламелляр с заклепками еще не утвержден окончательно.



Интересной попыткой соединения полосатого и заклепочного ламелляров является икона Лабечинского конного св. Георгия80 (рис. 14), которая относится ко второму десятилетию XI века. Здесь на кирасе и кремасмате видим пластины с заклепками раннего типа (верхней-нижней), которые затем полностью заменены пластинами с заклепками в верхней части.






Рис. 13. Св. Георгий в ламелляре без заклепок из Ипари, по Г.Н. Чубинашвили
Рис. 14. Лабечинский св. Георгий в полосатом двухзаклепочном ламелляре. по Г.Н. Чубинашвили

На иконе Супского конного св. Георгия (XI в.)81 (рис. 15) полосатый ламелляр изображен уже с типичными заклепочными пластинами. Ламелляр полностью (кираса, юбка, маникия) «перевернут», а это означает, что эксперимент с направленными вниз пластинами распространился и на полосатые доспехи.

И наконец, многие иконы и образцы чеканного искусства показывают уже сформированный тип ламеллярного панциря, который более всего был распространен в ХІ-ХІІ вв. и последующие эпохи. Его полосатая кираса состоит из направленных вверх приклепаных пластин, а кремасмата и маникия «перевернуты» и укомплектованы направленными вниз пластинами ламелляра. Такова икона Супского пешего св. Георгия82 (рис. 16), фрески Адишского св. Георгия и других святых всадников (рис. 17), одетых в типичный полосатый заклепочный ламелляр.






Рис. 15. Супский св. Георгий в полосатом заклепочном «перевернутом» ламелляре (фото С. Сарджвеладзе)
Рис. 16. Супский пеший св. Георгий в полосатом заклепочном ламелляре (фото С. Сарджвеладзе).

Тут же хочу обратить внимание на один тип доспехов, который больше, чем остальные, может оказаться плодом воображения художника, но и из-за личности автора и интересной конструкции его стоит рассмотреть.

До нас дошли росписи церквей в Сванети, выполненные на рубеже ХІ-ХІІ вв. живописцем царя Грузии Давида IV Строителя - Федором83. Все святые, изображенные Федором (Ипрарский конный св. Георгий и св. Федор, пеший архангел Михаил84, св. Федор в Лагурке (рис. 18) и св. Георгий и св. Федор в Накипари85) носят одинаковые ламеллярные доспехи, которые отличаются довольно странной конструкцией: это полосатый ламелляр с заклепками между (!) пластин, который прикрепляет кожу нижнего ряда к верхнему ряду. Если такая конструкция и существовала, она была бы более плотно связанная86, но менее эластичная.






Рис. 17. Адишский св. воин (Федор?) в типичном полосатом заклепочном ламелляре (фото С. Сарджвеладзе)
Рис. 18. Св. Федор (Лагурка), с хорошо сохранившимся изображением ламелляра с заклепками между пластин (фото С. Сарджвеладзе)

Кроме того, что статус придворного живописца обязывал соблюдать определенные стандарты, в защиту конструкций, выполненных Федором, могут послужить полосатые заклепочные ламеллярные доспехи св. Пантелеймона87 (рис. 19), изображенного на выносном кресте XII в. с. Пари. Здесь, на кирасе ламелляра, так же как и на фресках Федора, видим заклепки между пластинами88.

Вышепредставленными образцами рассмотрение эволюции ламеллярного доспеха можем считать завершенным (рис. 20). Далее, мы уже не встречаем такого разнообразия пластинчатых доспехов, но, несмотря на это, отдельные эксперименты все же имели место. С этой стороны, интерес представляетфреска св. Федора с ламеллярной юбкой, составленной пластинами с тройными заклепками, написанная в Благовещенской церкви пустыни Давида Гареджа, датируемая XIII в.89






Рис. 19. Св. Пантелеймон на выносном кресте из Пари (фото С. Сарджвеладзе)
Рис. 20. а) 1 этап эволюции ламеллярного доспеха - появление кожаной подкладки сзади пластин со шнурами (согласно триптиху Чукули), b) II этап эволюции - линейный ламелляр с двойной заклепкой (по св. Георгию из Мравалдзали), с) III этап - типичный полосатый заклепочный ламелляр (по Адишским фрескам). Штрихами с уклоном в разные стороны указана кожаная подкладка разного ламеллярного ряда

Интересный материал для близости и схожести византийско-грузинских доспехов предоставляет сравнение еще одного типа ламелляра. В церкви св. Николая в Кастории, датированной XII в. на фреске св. Нестора святой носит ламелляр, составленный четырехугольными пластинами. Пластины такой формы не дают большой экономии материала, но значительно уменьшают время изготовления доспехов90. Можно найти множество грузинских аналогов такого типа византийского панциря: на иконе из Сакао91 св. Георгий носит практически такой же линейный ламелляр92. Из пластин четырехугольной формы составлены также доспехи св. Федора и св. Георгия на фасаде церкви св. Георгия в Адиши (рис. 21), доспехи св. Георгия на иконах Ланчвали93 и Сети94.

Один из интереснейших видов ламеллярного панциря изображен на грузинских чеканных иконах и миниатюрах. Это полосатый ламелляр, пластинчатые ряды которого переданы мастерами тонкими, прямыми линиями. С первого взгляда такие доспехи могут считаться ошибкой мастера, который не потрудился точно передать пластины ламелляра и выполнил их в таком упрощенном виде. К счастью, археологический материал из Беларуси не дает право делать такой вывод и еще раз подтверждает, что древние мастера отображали действительность.

В Гомеле, под руководством О. Макушникова, была раскопана мастерская оружейника, сожженная в начале тринадцатого века, в которой оказались 1 500 пластин ламеллярного доспеха95. На основании этого материала стала возможна реконструкция нескольких ламелляров очень интересного типа. Как известно, ламеллярные доспехи хорошо устойчивы против любого оружия, но удар саблей повреждает ремни. Как видно, мастера постоянно искали метод защиты подвесных ремней, что и сделали путем изменения формы доспешных пластин96. Для ламелляра, реконструированного из пластин Гомеля, удары саблей не страшны, так как ремни на поверхность пластин почти не выходят97 (рис. 22).






Рис. 21. Св. Георгий в ламелляре с прямоугольными пластинами на фасаде церкви в Адиши (фото С. Сарджвеладзе)
Рис. 22. Тип пластины, найденной в Гомеле и реконструкция доспеха, по О.Л. Макушникову и Ю.М. Лупиненко

Ромейская империя, средневековье, оружие, сакартвело

Previous post Next post
Up