Варяги и русы
В
предыдущей части я на основании источников показал, что варяги были особым народом, отличным от русов. Вооружение их так же отличалось. Вот что пишет об оружии русов арабо-персидский автор ибн-Русте, со ссылкой на несохранившийся источник IX-го века:
«...Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом...».
«...Мечи у них сулеймановы...» [
1, с. 397].
«...Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами) и чей из мечей острее, тот и побеждает...».
«...Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное...» [
1, с. 398].
А вот, что говорится в договоре Руси с греками из Повести временных лет:
«...Если ударит кто МЕЧОМ или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литров серебра* по закону русскому...» [
2, с. 34].
«...А кто от русской стороны замыслит раз-рушить эту любовь, то пусть те, кто принял крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, кто не крещен, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от МЕЧЕЙ своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во весь век будущий...» [
2, с. 48].
Как видите, основным оружием русов является меч.
А вот что известно о вооружении варягов, служивших наёмниками в Византии. Император Никифор II Фока писал, что наибольшей эффективностью являются действия бойца, применяющего оружие, к которому он привык. Варяги (варанги) преимущественно использовали железные секиры [
3].
К этому следует добавить, что одним из значений слова «варять» в церковнославянском языке было «оберегать», что соответствовало роли варангов в Византии [
4, с. 147].
Гвардия варангов из Мадридского Скилицы (XII в.)
Интересен так же тот факт, что русские художники традиционно изображали князя Рюрика с секирой в руке:
Саксон Грамматик в своих так же упоминает обоюдоострые секиры (лабрисы) в качестве основного оружия «данов». Об их связи с варягами расскажу позже.
Никита Хониат писал о варягах как о «германских стражах, носивших обоюдоострые секиры» [
10, с. 45]. Но что показательно, именно лабрисы не получили широкого распространения в Скандинавии [
5, с. 2634 c(159)].
Об одежде русов ибн-Русте сообщал следующее:
«... (Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают...» [
1, с. 398].
Худуд Ал-Алам:
«...Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязов холста, которые надевают и заворачивают выше колена. Они шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка...» [
6 с. 159].
Ахмед Ибн-Фадлан:
«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль. И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов <но носит> какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. С каждым из них имеется секира (т. е. боевой топор, а не лабрис, прим.) и меч и нож, и он (никогда) не расстается с тем, о чем мы сейчас упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские».
«И от края ногтей кого-либо из них (русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений и того подобного».
Изображение из книги Kim Hjardar & Vegard Vike. Vikingar i Krig
Очень примечательный факт для нашей темы, ведь татуирование тела было традицией всех фракийских и иллирийских племен, о чем писал еще Страбон: «Вооружение у них (
яподов, прим.) кельтское; тело испещряют они точками и черточками подобно
Иллирийцам и
Фракийцам» [
7, с. 317]. Продолжим.
«А что касается каждой женщины из из числа, то на груди ее прикреплено кольцо или из железа, или из серебра, или меди или золота, в соответствии с денежными средствами ее мужа и с количеством их. И у каждого кольца - коробочка, у которой нож, также прикрепленный на груди. На шеях у них (женщин) (несколько) могист из золота и серебра, так как, если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене одно монисто (в один ряд), а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два мониста, и таким образом каждые десять тысяч, которые у него прибавляются, прибавляются в виде (одного) мониста у его жены, так что на шее какой-нибудь из них бывает много (рядов) монист. Самое лучшее из украшений у них (русов) - это зеленые бусы из той керамики, которая бывает на кораблях. Они (русы) заключают торговые контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают, как ожерелья, для своих жен...» [
8, с. 141].
Об одежде же варягов можно судить по изображениям из
Мадридского Скилицы (XII в.).
Обратите внимание на чулки. Они, как элемент одежды, упоминаются у древних новгородцев [
9], которые, как известно, были «от рода варяжеска» [
2, с. 20]:
Русские охотники (слева), предлагающие товар приказчику Петрова подворья. Резные панели из церкви св. Николая в Штральзунде. Украшавшие скамьи общины штральзундских купцов, торговавших в Новгороде Великом. Ок. 1400 г.
Миниатюра «царь Давид и Соломон с музыкантами» из Хлудовской Псалтири (конец XIII в. Новгород)
Еще одним важным доводом служит признание Погодина в том, что «... прямых известий (арабских источников о том, что русы варяжское племя - прим.) нет...» [
10, с. 129], однако он упорно настаивал на «норманнском» происхождении тех и других. О русах я подробно напишу в другой статье. А сейчас мы рассмотрим отличия варягов от «норманнов».
Варяги в Византии
Существует несколько, казалось бы противоречащих друг другу источников, которые говорят якобы об этническом происхождении варягов.
Византийцы Скилица (XI в.) и Кедрин (XII в.) писали, что «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков» [
11, с. 322 - 323]. Георгий Пахимер (ок. 1308 г.) утверждал то же самое [
10, с. 46]. Эти сообщения согласуются с сообщением персидского географа Касвини (первая половина XIV в.): «...Галатское (т. е. кельтское, прим.) море, которое так же называется морем Варенгов...» [
10, с. 62].
Действительно, некоторые варяжские имена имеют аналогии в кельтском именослове, например, Асмунд, Берн, Ивор, которые до сих пор в употреблении у англичан [12, соответственно, с. 1510, 45 и 111]. Их мы рассмотрим позже.
Киниан называл варангов Бретонцами, Анна Комнина - жителями острова Туле, который помещали где-то «в Океане», откуда варанги прибывали на службу в Константинополь. Подробнее об этом будет сказано в разделе о расселении варягов. Никита Хониат писал о них как о «германах» [
10, с. 117]. Это утверждение согласуется со словами Ивана Грозного о том, что варяги - «немцы» [
13, с. 158].
Из всех этих, на первый взгляд, противоречивых сообщений Погодин сделал «неоспоримый» вывод об их безусловно «скандинавском происхождении» [
10, с. 118 - 119].
Однако из сведений, сообщенных византийцами, нельзя сделать однозначного вывода, ведь, например, русов они выводили то от франков [
14, с. 101], то от тавроскифов [
15, с. 70 - 82]. А историк из Египта Ибн Ийас ал-Ханафи и вовсе считал «турками» [
1, с. 401]. Это говорит о том, что вышеупомянутые авторы очень поверхностно судили об этническом происхождении описываемых ими народов. Единственный вывод, который можно из этого сделать, что авторы называли варягов кельтами, германами и пр. НЕ В ЭТНИЧЕСКОМ, А В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ смысле - это подтверждается, например, восточными источниками, где варяжское море называют то галатским (т. е. кельтским) [
10, с. 62], то аламанским (германским или немецким) [
10, с. 64]. Поздние летописи, например, Никоновская называют варягов «немцами» [
23, С. 9].
Теперь перейдем к собственно скандинавским источникам. И в них тоже не все так однозначно, как того желают норманнисты.
Варяги и шведы
Шведский писатель и историк XVI - XVII веков Петрей де Эрлезунда для оправдания политических претензий Швеции на Новгород и Прибалтику писал, что Новгородцы в своей речи шведскому королю Карлу-Филиппу утверждали, будто новгородский князь Рюрик был родом из Швеции [
17].
Однако первоисточник, содержащий пересказ речи новгородского архимадрита Киприана к шведскому королю в 1613 году в Выборге, полностью опровергает это утверждение:
«... Как то явствует из старинных летописей, имели новгородские господа испокон у себя своего великого князя. И что с самого начала никаких дел с московскими господами не имели. И ещё оповестил о том, что последний из их великих князей был ИЗ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ по имени Родорикус» [
18, с. 194, примеч. 1].
Т. е. имела место откровенная ложь со стороны Петрея.
Имена князей он трактовал на свой лад: Рюрик у него Эрик, Фридрих, Готфрид, Зигфрид или Родрих, Трувор - Тур, Тротт или Туф, а Синеус - Свен, Симон или Самсон [
17].
Неспособность подобрать идентичные имена со стороны Петрея лишь подтверждает, что варяги шведами не были.
Существует, однако, ЕДИНСТВЕННЫЙ источник XVII века, отожествивший варягов со шведами. Это комментарий турецкого географа XVII в. Хаджи-Хальфа к тексту Ширази («Джиган-ума», XIII-XIV вв.): «Аламанское море называется в наших астрономических и географических книгах морем варенгов. Высокоученый Ширази говорит в своем сочинении... «на берегах оного живет племя рослых, воинственных людей» и под этими варенгами разумеет шведский народ» [
10, с. 64 - 65].
Однако С. Гедеонов вполне резонно заметил, что автору XVII в. после Тридцатилетней войны, конечно, не с кем было отождествить варягов, кроме рослых и прославленных воинов Густава Адольфа [
19, с. 147-148].
Сами же шведы никогда не называли себя варягами. А на Руси их знали под собственным именем - свеи [
16, с. 26, 47 и др.].
Стоит так же заметить, что недавние исследования ученых из Дании [
20] показали, что на материковой Швеции практически отсутствуют захоронения викингов, и следовательно главная область Швеции, где находится Упсала, не принимала участие в пиратских рейдах.
Вопрос об отожествлении собственно русов со шведами я оставлю для отдельной статьи, добавлю только, что историк Николай Карамзин, слепо веривший в скандинавское происхождение варягов, приводил отрывок из переписки Ивана Грозного со шведским королем Юханом III, в котором русский царь якобы называл варягов шведами:
«…В старых летописях упоминается о варягах, которые находились в войске самодержца Ярослава-Георгия: а варяги были шведы, следственно его подданные». И, к большому сожалению, именно на это сообщение ссылались авторитетные в России и за границей ученые А.А. Куник и В. Томсен [21, с. 128].
В оригинальном письме, однако, царь Иван IV писал следующее:
«А что ты писал по нашему самодержьства писму о великом государе самодержце Георгии Ярославе, и мы потому так писали, что в прежних хрониках и летописцех писано, что с великим государем самодержцем Георгием Ярославом на многих битвах бывали варяги, а ВАРЯГИ - НЕМЦЫ, и коли его слушали, ино то его были...» [
13, с. 157 - 158].
Т. е. по факту Карамзин пошел на откровенный подлог.
А о том, почему русский царь назвал варягов немцами, я расскажу позже.
Варяги и норвежцы
В саге о Вига-Стире варяги четко отделены от норманнов: «Но таков обычай у Вэрингов и Норманнов, что день они проводят в играх и борьбе» [
11, с. 188, сноска 2)].
А сага о людях из Лососьей Долины сообщает об исландце Болли Боллисоне, вступившем в 20-х годах XI-го века в дружину «вэрингеров» (vaeringjar):
«Когда Болле провел одну зиму в Дании, он решил отправиться в более отдаленные страны, и не прежде остановился в своем путешествии, чем прибыл в Миклагард (Византию); он провел там короткое время, как вступил в общество Вэрингов (= Варангов). У НАС НЕТ ПРЕДАНИЯ (НАМ НЕ ПЕРЕДАНО), ЧТОБЫ КТО-НИБУДЬ ИЗ НОРМАННОВ СЛУЖИЛ У КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ИМПЕРАТОРА ПРЕЖДЕ, ЧЕМ БОЛЛЕ, СЫН БОЛЛЕ. Он провел там много зим и во всех опасностях являлся храбрейшим и всегда между первыми; подлинно, Вэринги много ценили Болле, когда он жил в Константинополе» [
11, с. 185 - 186].
Впрочем, указание на то, что Болле был именно первым норманном в варяжском отряде может быть тенденциозным, однако, в любом случае, северные германцы вступают в дружины варягов сравнительно поздно.
Снорри Стурлусон прямо отделял варягов («Vaeringi») от норманнов (норвежцев): Varangorum et Normannorum. Он же писал, что норвежский принц Гаральд, сын Сигурда, служил русскому князю Ярославу и руководил дружиной, охранявшей пределы его княжества. Затем Гаральд отправился в Константинополь, где варанги избрали его своим начальником [
10, с. 46].
Византийский писатель Кекавмен писал, что этот принц привел с собой дружину из пятисот «отважных воинов», которые влились в уже существовавшую ранее дружину варангов [
22, с. 283].
А в висе скальда Вальгарда рассказывается о том, что за какой-то проступок византийский император посадил Гаральда в темницу, однако он был освобожден своим братом Олавом. Разгневанный принц приказал повесить вэрингов, охранявших темницу. Автор висы повествует об этом в восторженном тоне, откровенно радуясь гибели вэрингов, что подтверждает то, что они не являлись соплеменниками Гаральда [
11, с. 267].
Варяги и готландцы
Что касается Готланда, то те же исследователи утверждают, что ДНК из захоронений местных «викингов» показала, что их подавляющее большинство имело гаплогруппу R1a, которая, по мнению этих ученых, является славянской. Эта же гаплогруппа встречается в Норвегии и Исландии не реже, чем «кельтская» R1b и «скандинавская» I2 [
20].
О связи варягов с Готландом несколько позже.
Варяги и даны
Остается разобрать источники, отожествляющие варягов и данов.
И здесь мы ближе подходим к разгадке происхождения этого народа.
Современник князя Владимира Святославовича, Титмар, епископ Мерзебургский, писал, что русский князь имел у себя на службе МНОГИХ ДАТЧАН [
10, с 28].
Кодин утверждал, что варанги во время восседания за столом Императора желают ему многих лет жизни на своем отечественном языке - английском, а самих варангов называл инглинами [
10, с. 46]. В Повести временных лет «англянами» (т. е. англами) называются именно даны [
2, с. 4 и 19].
Саксон Грамматик, описывая прибытие датского короля Эрика в Константинополь, называет варангов данами [
10, с. 47].
Иоакимовская летопись [
24] (далее - И. Л.), содержание которой пересказал русский историк XVIII в. Василий Татищев, исходя из ее сходства с одним из сюжетов Саксона, так же отожествляет варягов с данами. О том, какой народ скрывался под общим именем «данов» и его этническом происхождении я расскажу в следующей части.
Продолжение следует...
Использованные источники:
1.
Новосельцев А. и др., Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965 2.
Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Л., 1926. Т. I: Лаврентьевская летопись, вып. 1: Повесть временных лет 3.
Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. В 3-х частях. Гвардейские секироносцы. Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. Ч. 1 4.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 Ч., Москва, 1863 5.
Саксон Грамматик, Деяния данов, Том I, Москва, 2017 6.
Hudud al'Alam. The regions of the world. A Persian Geography 373 a. h. - 972 a. d./ Tranl. by V. Minoraky E. J. V. Gibb. Memorial Series. New Series, XI, London, 1970 7.
География Страбона в семнадцати книгах, Москва, 1879 8.
Ковалевский А., Книга Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 - 022 г г., Харьков, 1956 9.
Быков А., Чулки как элемент средневековой одежды новгородцев 10.
Погодин М., Исследования, замечания и лекции о русской истории. Том 2. Происхождение Варягов-Руси. О славянах. Москва, 1846 11.
Василевский В., Варяго-русская и варяго-английская дружина а Константинополе XI и XII веков. Труды В. Г. Василевского, Том I, СПб., 1908 12. Рыбакин А., Словарь английских личных имен, Москва, 2000
13.
Послания Ивана Грозного, Издательство Академии наук СССР, Москва - Ленинград, 1951 14.
Анисимов К. А., Рогожин А. Н., Русь и руги в средневековых письменных источниках, Исторический формат, ? 1 / 2019 15.
Лев Диакон. История. М., 1988 16.
Тихомиров, Псковские летописи. Выпуск второй, Москва 1955 17.
Петрей П., История о Великом Княжестве Московском. Часть вторая 18.
Форстен Г. Политика Швеции в Смутное время // Журнал Министерства народного просвещения. 1889. Октябрь 19.
Гедеонов, Отрывки из исследований о варяжском вопросе. I - XII, Санкт-Петербург, 1862 20.
Датские генетики: останки викингов со шведского острова Готланд показали славянское происхождение 21. Фомин В., Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу, Москва, 2005
22.
Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI века, Наука, Москва, 1972 23.
Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографическою коммиссиею Текст VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью Т. 9 24.
Фольклорный первоисточник новгородской традиции XVII века. Оп.: Проблемы источниковедения и политической истории: Сб. ст. - М., 1995 Статья на других ресурсах:
dzen.ru
См. так же:
Кто такие варяги и откуда они пришли на Русь. Часть 1. Варяги - особый народ Кто такие варяги и откуда они пришли на Русь. Часть 3. Этническое происхождение варягов Крымская Русь