Прощать или не прощать?

Aug 17, 2015 09:00

Об умении прощать мы поговорили на братском круге после божественной литургии в прошедшее воскресенье (16.08). В этот день в храме звучала притча о немилосердном должнике.

(Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.)
23 Поэтому можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий царь пожелал взыскать отчета от рабов своих;
24 и когда он начал принимать отчет, привели к нему человека, который задолжал ему десять тысяч талантов.
25 Поскольку же тот не имел, чем расплатиться, господин велел продать за долги и его самого, и его жену, и его детей, и все его достояние.
26 И вот раб кинулся ему в ноги, говоря: "Будь ко мне великодушен, и я все тебе выплачу!"
27 А господин, сжалившись над рабом тем, отпустил его и долг ему простил.
28 А раб, как вышел, встретил такого же раба, как он, задолжавшего ему сотню динариев, и стал, ухватив, душить его, приговаривая: "Отдавай долг!"
29 И вот сотоварищ его, упав в ноги, умолял его, говоря: "Будь ко мне великодушным, и я заплачу тебе!"
30 А тот не соглашался, но пошел и вверг его в заточение, пока не выплатит долг.
31 И вот другие рабы, видя это, пошли и поведали о случившемся господину.
32 Тогда господин, вызвав его, говорит ему: "Негодный раб! Я простил тебе сполна весь тот долг, потому что ты умолял меня.
33 Разве не должен ты был смиловаться над подобным тебе рабом, как я смиловался над тобой?"
34 И в гневе господин предал его в руки мучителей, пока тот не выплатит всего, что должен ему.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый не простит брату своему от всего сердца".


Казалось бы, вопрос с долгом для главного героя притчи должен разрешиться однозначно. Уж кому как не ему должно быть ясно, что своего должника нужно также простить.

Однако происходит нечто странное. Получив прощение огромного долга, человек тот час же требует вернуть долг несоразмерно меньше своего. Прощение становится как бы причиной его немилости, своеобразным спусковым крючком.

И таких «причин» и в нашей жизни оказывается немало. До какого-то момента мы готовы терпеть прегрешения ближнего. Но вот наше христианское терпение почему-то лопается…

Одним из цементирующих оснований веры является наша непрестанная память о Боге, о всем том, что Он для нас сделал. Эта память не столько о событиях, но память христианского благодарящего сердца.

Жаль, что такое памятование в нас часто пропадает. И тогда мы, впадая во временное беспамятство, можем вести себя совсем не по-христиански…

«Очувствуйся, бедный грешник!» - призывал в своих проповедях свт. Тихон Задонский. По призыву святого и нам нужно очувствоваться, прийти в себя по примеру блудного сына. «Придя же в себя» (Лк 15:17), он вспомнил своего отца и вернулся домой.

Такая постоянная память является для нас спасительной соломинкой, которая не позволяет впасть в нечувствие. Внутренняя, сердечная память о Божьей милости делает нас приобщенными к ней и помогает стать вестниками милости и прощения.

Подготовил Юрий Крапивин
братство во имя преподобного Силуана Афонского
г. Воронеж

братский круг, евангелие, размышления

Previous post Next post
Up