С 25 октября по 1 декабря 2013 года в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа проходит выставка, посвященная 90-летию кампании по изъятию церковных ценностей «Non licet vos esse. Не должно вам быть». Среди организаторов - наше братство. Мы не только трудились над открытием выставки: усилиями братьев и сестер на выставке проводятся экскурсии.
Предлагаем вам познакомиться с тем, как в прессе было освещено ее открытие.
Сайт Воронежской и Борисоглебской епархии
Римский приговор в Отечественной истории: в зале собраний Благовещенского кафедрального собора открылась выставка "Non licet vos esse. Не должно вам быть" По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, в Благовещенском кафедральном соборе состоялось торжественное открытие выставки, посвященной периоду гонений на Русскую Православную Церковь в советской России. Название выставки - "Non licet vos esse. Не должно вам быть" - приговор, который выносили римские императоры первым христианам. Этим же принципом руководствовалась и советская власть в своих гонениях на Церковь, последовательно нараставших с 1917 года. Духовенство и другие представители Русской Православной Церкви оказались в числе тех "классово враждебных" слоев общества, которые были приговорены советской властью к полному уничтожению. В то же время в репрессиях против верующих с особой силой проявила себя ненависть богоборческой власти к фундаментальным ценностям человеческой жизни - вере, любви, свободе, достоинству, братству, - тщательно скрываемая за большевистской идеологией.
Выставка посвящена одной из драматичных страниц в истории гонений на Церковь - изъятию церковных ценностей. Компания была начата в 1922 году - предлогом для ее проведения стал голод в Поволжье, со временем принявший характер всенародного бедствия. На деле же процесс "изъятия" более походил на откровенный грабеж и обернулся внешним и внутренним разорением Церкви. Советская власть не только стремилась подорвать имущественное положение Церкви и скомпрометировать ее в глазах народа, но и покушалась на основания церковного бытия: уничтожались лучшие представители Церкви, осквернялись святыни, сеялись и взращивались ростки раскола.
Перед открытием экспозиции, в 15 часов в зале собраний Благовещенского кафедрального собора состоялась пресс-конференция для представителей СМИ. В ней приняли участие протоиерей Андрей Изакар председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии, Владимир Ильич Лавренов, член Государственного Геральдического Совета при Президенте РФ, доцент, кандидат исторических наук (Москва); Светлана Олеговна Чукавина, директор музейно-выставочного отдела культурно-выставочного фонда "Преображение", преподаватель СФИ (Москва); Алексей Геннадиевич Евстигнеев, председатель Малого православного браства во имя святителя Тихона Задонского. Вела пресс-конференцию куратор выставки в Воронеже Инна Владимировна Ткаченко.
Затем в 16 часов журналистов и всех пришедших на открытие экспозиции воронежцев пригласили пройти к северному входу в цокольный этаж кафедрального собора. Уже на лестнице гостей встретили фотографические изображения тех страшных времен - снимок разоренного интерьера Благовещенского собора Воронежского Митрофанова монастыря, виды обезображенных безбожниками храмов...
Экспозиция небольшая, но по информативности очень концентрированная: документы и фотографии, афиши, копии судебных дел, тексты обращений и воззваний, списки репрессированных в 1922 году московских священников и мирян с краткими сведениями о них - людях, ценой своей жизни пытавшихся защитить Церковь от разорения... Вдоль стен - стенды с фотографиями и емкими недлинными статьями о том, как проходила антицерковная кампания в Шуе, Петербурге, Москве. В ходе рассказа был представлен документальный фильм-хроника о компании по изъятию церковного имущества, осквернении и разорении храмов, в том числе - о взрыве Храма Христа Спасителя, о судебных процессах против верующих...
Интересна подборка статей из "Известий" от 1922 года по поводу судебного процесса над Патриархом-исповедником святителем Тихоном. Ясно видно, как работала пропаганда, какими бесчестными средствами добивались нужного "эффекта" те, кто решил, что Церкви "не должно быть". В других статьях - информация о различных судебных процессах и событиях в нужной безбожникам интерпретации.
Штрихов к "портрету эпохи 20-х" немного - но каждый глубоко ранит сердце и ставит лицом к лицу с ситуацией, которая была в нашей стране в 1920-х годах, когда церковных людей начали гнать, вещи из храмов конфисковывать, а тех, кто не был согласен молчать и противостоял клевете и воровству - вызывать в суд, отправлять в тюрьмы или расстреливать на месте, подчас не давая близким даже возможности похоронить неугодных власти родных.
Итоги грандиозной антицерковной кампании были удивительно нелепы. У Церкви было изъято имущества на сумму более 5 млн. рублей, в то время как сами церковные люди для помощи голодающим добровольно собрали около 7 млн. Большая часть церковных предметов - в том числе богослужебных, в том числе редких по красоте и художественному исполнению вещей - были переплавлены. Деньги, полученные в результате кампании, по большей части пошли на оплату самой кампании (печать листовок, афиш, ассигнования пропагандистам и так далее), частично - на поддержание сотрудников правительственного аппарата.
Состоялось около 250 судебных процессов, 10 тысяч человек в 1921-23 годах были репрессированы, каждый пятый - расстрелян.
Еще один горький "итог" компании - на одном из стендов: фото десятков прекрасных храмов, в подписях к которым рядом с каждым названием стоит короткое слово "разрушен"...
Организаторы выставки - Воронежская и Борисоглебская епархия; Культурно-просветительский фонд "Преображение"; Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва); Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г.Шуя); Благовещенский кафедральный собор; Воронежское малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского. Выставка работает при поддержке: Казенных учреждений Воронежской области "Государственного архива Воронежской области" и "Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области", Воронежского областного краеведческого музея.
http://www.vob-eparhia.ru/ Российская газета
Воронежцы увидят, как начались гонения на Церковь В Благовещенском соборе Воронежа открылась выставка "Non licet vos esse. Не должно вам быть" - о развернутой 90 лет назад кампании по изъятию церковных ценностей, обернувшейся массовыми репрессиями в отношении верующих.
Латинское заглавие - приговор, который выносили первым христианам в имперском Риме. Ту же позицию, судя по историческим свидетельствам, заняла и советская власть. За ленинским декретом 1917 года об отделении Церкви от государства последовало изъятие богослужебной утвари, разрушение храмов, закрытие монастырей и физическое уничтожение лучших представителей "клира и мира".
События тех лет сегодня, в связи с повальной исторической неграмотностью, обыватели представляют и трактуют по-разному. Помогла ли переплавка крестов и паникадил спасти от голода Поволжье? Почему прихожане, читавшие в Евангелии о милосердии, сопротивлялись вывозу драгоценностей? За что - неужели и впрямь за "жадность" и "темноту" - было репрессировано в 1921-1923 годах десять тысяч верующих, каждый пятый из которых - расстрелян?
- Термином "изъятие ценностей" советская пропаганда прикрывала, по сути, узаконенный грабеж. А он имел катастрофические последствия для нашей культуры. Это был крах целой эпохи, и сейчас особенно важно понять его причины, - отметил председатель комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии протоиерей Андрей Изакар.
На выставке крутят кинохронику 1920-1930-х годов: многотысячная толпа верующих с хоругвями, в гуще народа - старенький патриарх Тихон (Беллавин), к которому подходят под благословение и старушки, и молодые красноармейцы. В тот день владыка простоял с паствой на улице несколько часов, до полного изнеможения. А следом на пленке другая толпа, на первый взгляд не отличимая: то же ликование, та же увлеченность во взглядах. Только направлены они туда, где с маковок низвергают кресты, прилаживая взамен пятиконечные звезды и алые стяги.
- К сожалению, даже церковные люди подчас не знают о том, что и как происходило тогда. Кому-то известно, что в 1922 году ценности изымались из храмов для того, чтобы на вырученные от их продажи деньги накормить голодающих Поволжья. Но редко вспоминают тот факт, что РПЦ начала собирать на это средства еще в 1921-м, когда и случился недород (а власти вдобавок установили крестьянам непомерно высокий натуральный налог, лишив их возможности дотянуть до нового урожая и неприкосновенного запаса семян), - рассказала историк, руководитель авторской группы выставки Светлана Чукавина. - По призыву патриарха Тихона верующие жертвовали деньги и ценности, которые не использовались при богослужениях. Правда, легализовать их для передачи в пострадавшие районы удалось не сразу - ведь Церковь уже была лишена прав на хозяйственную деятельность. Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) сказал, что может снять драгоценный оклад с главной святыни города - Казанской иконы Божьей Матери - если это спасет хотя бы немногих голодающих. Но до 1922 года власти делали вид, что обойдутся и без помощи Церкви.
Добровольная лепта верующих вдвое превышала ту сумму, добытую силовыми методами, с переплавкой утвари и продажей в торгсине украшений и икон. Да и из той выручки на покупку продовольствия власти потратили лишь малую толику. Основные расходы пришлись на организацию самой кампании по изъятию ценностей (печать листовок, афиш, ассигнования пропагандистам), еще часть - на зарплаты работников правительственного аппарата. Облачения пошли на театральные костюмы, мраморная облицовка Храма Христа Спасителя - на строительство московского метро. Как потом показали суды над сотрудниками Гохрана, львиную долю золота и драгоценностей разворовали. Были безвозвратно утеряны редкие по красоте предметы, в том числе XVII-XVIII веков, почитаемые иконы (например, Шуйская Смоленская) и утварь, необходимая для богослужений.
Стоит пояснить, что к некоторым вещам, хранимым в алтарях и используемых при совершении Таинств, миряне вообще не должны прикасаться. Возможность применить их каким-то другим образом одна: переплавить в слитки. И многие священнослужители готовы были на это пойти, чтобы не допустить осквернения святынь. При условии, что представители прихода смогут контролировать процесс передачи ценностей, а затем и целевое расходование средств. Особо ценные предметы предлагалось заменить денежным или "натуральным" эквивалентом. Но первоначальные декларации властей о том, что изъятие не будет тотальным, скоро были забыты. Безбожники вламывались в храмы силой, в шапках, курили и сквернословили, влезали с ногами на престол, выбрасывали мощи из рак - потому прихожане и протестовали.
Первый бунт случился в Шуе 15 марта 1922 года. По толпе верующих открыли пулеметный огонь, "зачинщиков" столкновения позже расстреляли. Далее аналогичные процессы состоялись в Москве, Петрограде, Смоленске и Старой Руссе, - сообщила Светлана Чукавина. - Епископы, священники, наиболее активные приходские старосты были арестованы, что потом позволило властям через ОГПУ организовать обновленческий раскол. Материалы следственных дел ясно дают понять, что вся эта кампания помощи голодающим была лишь предлогом для уничтожения церковной элиты, которое большевики (с разной интенсивностью) вели систематически.
В документальном фильме, который можно увидеть на выставке, есть кадры суда над схимниками. Приговор - расстрел, обоснование: "так как эти гады мешают строительству первого в мире рабоче-крестьянского государства". В Воронеже в первое десятилетие Советской власти мученически погибло восемь насельников Митрофановского монастыря, а архиепископа Тихона (Никанорова) повесили в 1920-м на Царских вратах Благовещенского собора во время службы на третий день после Рождества. Некоторое время в соборе и Тихвино-Онуфриевской церкви располагались концлагеря.
Изъятие церковных ценностей было первой хорошо спланированной, поддержанной технически и информационно кампанией против Церкви. И впервые именно в ней проявилось такое масштабное стихийное народное сопротивление, - подчеркнула Светлана Чукавина. - Безоружные люди готовы были поплатиться жизнью, препятствуя грабежу, осквернению святынь и попранию своих религиозных чувств. Конечно, были и массовые откаты от Церкви и веры, но были и удивительные примеры сплоченности христиан. Прихожане содержали священников, приносили все необходимое для служб, порой и проповедовали. Даже руководитель антицерковной кампании Лев Троцкий поражался тому, как много людей (в том числе красноармейцев) продолжает, не таясь, креститься, проходя мимо храма.
http://www.rg.ru/ Воронежский курьер
Не быть невозможно В Благовещенском кафедральном соборе открыта выставка, посвященная гонениям советской власти на церковь. Называется она «Non licet vos esse. Не должно вам быть». Эти слова - приговор, которым римские императоры лишали первых христиан права на жизнь.
Выставка подготовлена культурно-просветительским центром «Преображение», Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и Литературно-краеведческим музеем Константина Бальмонта (Шуя). Она рассказывает о самом тяжелом периоде истории гонений на церковь - о 1920-х годах.
- Жаль, но сейчас даже церковные люди подчас не знают о том, что именно происходило в те годы, - рассказала руководитель авторской группы выставки, историк Светлана Чукавина. - Чаще всего просто известно, что ценности в 1922 году изымались из храмов для того, чтобы накормить голодающих Поволжья на выручку с их продажи. Но редко кто помнит и знает, что Русская православная церковь открыла кампанию по помощи голодающим еще в 1921-м, в страшно неурожайный год. Патриарх Тихон призвал верующих жертвовать деньги и ценности, которые не использовались при богослужениях. Правда, церковь уже была лишена прав на хозяйственную деятельность, и отправить помощь в пострадавшие районы удалось не сразу. Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) предложил снять драгоценный оклад с главной святыни города - Казанской иконы Божьей Матери.
Собранное верующими превышало сумму, добытую большевиками в ходе изъятия ценностей. Да и на продовольствие с той выручки власти потратили лишь малую толику: основная часть денег ушла на организацию кампании - печать листовок, афиш, зарплаты работников правительственного аппарата. Церковные облачения переделали в театральные костюмы, а мраморная облицовка храма Христа Спасителя пошла на строительство московского метро. Большую часть ценностей просто растащили по карманам.
Как следует жить
На первой витрине - икона Пресвятой Богородицы: часть иконостаса одного из полностью разрушенных подмосковных храмов. Она передана на выставку человеком, дедушка которого спас ее от уничтожения, так как храм стоял в его родном селе. Эта небольшая икона - все, что от него осталось.
Ниже представлены церковные календари 1920-х годов - уникальные свидетельства о том, что после декрета об отделении от государства у церкви не было возможности напечатать ни одного слова ни в газете, ни в журнале, ни в книге. Тогда она стала публиковать богословские статьи и статьи о современном положении верующих в своих календарях.
Тут же несколько портретов церковных людей. Один из них - отец Философ Орнатский, известный священник Петрограда, который одним из первых вместе со своими двумя сыновьями был расстрелян во времена красного террора. На соседнем фото - его дочь Вера со своим мужем священником, который пострадал в 1922 году в кампании по изъятию церковных ценностей. На обороте фотографии штамп ОГПУ - он сидел в Соловецком лагере.
Здесь можно увидеть церковные книги, дневники священников, большие стенды с фотографиями и документы. Интересна подборка статей из «Известий» 1922 года на тему судебного процесса над патриархом-исповедником святителем Тихоном. В центре зала - лежащий на боку колокол, обложенный камнями.
В ходе экскурсии можно не только рассмотреть все экспонаты и прочесть важные документы, но и увидеть уникальный архивный фильм - документальные кадры свержения с церквей и храмов крестов и водружения на их место знамен, вынос людьми церковных ценностей из храмов, последующее взвешивание их и расчет, суды над схимниками.
- Выставка - напоминание о том выборе, который человек делает, - прокомментировал историк, член Государственного геральдического совета при президенте Владимир Лавренов. - Жаль, что такие выставки не посещают люди, которые инициируют установление памятников Сталину, Дзержинскому. Они, вероятно, не очень хорошо представляют нашу историю начала XX века, первые годы правления Советской власти и то, что происходило со страной и церковью. Здесь мы видим священников, епископов, мирян, которые представляли собой действительно русский народ: людей, оказавшихся верными церкви, культуре, свободе. Я думаю, что открытие такой выставки есть некое свидетельство того, как нам следует жить сегодня, потому что никто не гарантирует того, что те страшные дни не вернутся.
Не смотря ни на что
Здесь же можно увидеть снимки разоренного интерьера Благовещенского собора и Воронежского Митрофанова монастыря, виды обезображенных храмов.
- То, что эта выставка открывается в нашем Благовещенском кафедральном соборе - знаменательно и символично, - высказал свое мнение протоирей Андрей Изакар, председатель комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии. - Сегодня здесь пребывают мощи священномученика Петра Зверева, удивительного святого, современника тех страшных лет, о которых повествует выставка. Название выставки раскрывает саму суть произошедшего с Россией. Проводилась страшная кампания по грабежу народа русского. Были уничтожены лучшие сыны России.
В те годы в Воронеже мученически лишились жизни восемь насельников Митрофановского монастыря. Архиепископа Тихона (Никанорова) в 1920 повесили на Царских вратах Благовещенского собора на третий день после Рождества, прямо во время службы.
- Если задуматься: почему наша церковь смогла возродиться в 1990-е годы? - призвала к размышлению Светлана Чукавина. - Есть такая фраза: по молитвам святых в церкви все и происходит, в том числе и всякого рода возрождения. В нашей церкви были такие люди, которые действительно оказались верными своему Богу, не смотря ни на что.
http://v-kurier.ru/ Берег
Всем смертям назло По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа открылась выставка под довольно неуклюжим названием - «Non licet vos esse. Не должно вам быть». Оправдан тем не менее «неудобный» момент документально подтвержденной исторической данностью: именно таким приговором римские императоры лишали первых христиан права на существование.
Спустя века тем же радикальным принципом руководствовалась советская власть, осуществляв-шая с первого года своего рождения (1917) гонения на Русскую православную церковь. «Клас-совый враг» - духовенство и другие представители РПЦ - был, как известно, приговорен новы-ми хозяевами жизни к полному уничтожению. Следовательно, и собственности у «чуждого эле-мента» быть не должно…
Чтобы оживали святыни
Выставка в Благовещенском соборе посвящена одной из самых драматичных страниц в истории гонений на церковь - изъятию церковных ценностей. Редкие документы, газеты, кадры кинохроники и фотографии двадцатых годов, книги, предметы, личные вещи из частных коллекций, при-надлежавшие новомученикам и исповедникам российским, копии архивных материалов, интерактивная карта «противоцерковных» деяний большевиков рассказывают о событиях, имевших место в Шуе, Москве, Петрограде, Воронеже и других городах России. А также повествуют о людях, ценой своих жизней противостоявших разорению РПЦ.
В организаторах выставки - Воронежская и Борисоглебская епархия, культурно-просветительский фонд «Преображение», Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва), литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (Шуя), Благовещенский кафедральный собор, Воронежское малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского. Государственные архивы Воронежской области и общественно-политической истории Воронежской области, областной краеведческий музей поддержали выставку плодотворным сотрудничеством с устроителями. А церемонию открытия предварила часовая пресс-конференция, на которой журналистов просветили по поводу идеологической подоплеки и истории создания экспозиции.
- Эта выставка посвящена девяностолетию кампании по изъятию церковных ценностей, - озвучила конкретный посыл события куратор выставки в Воронеже Инна Ткаченко. - Замечательно, что проходит она в церковных стенах - ведь это дело не только музейного пространства. А проблематика, которую поднимает выставка, важна не только для Церкви, но для общества в целом. Для того, чтобы оживали святыни, разрушенные и погубленные тоталитарным режимом в XX веке. Сегодня, когда ведется напряженный поиск героев, личностей, которым хотелось бы подражать и на которых важно ориентироваться, выставка дает примеры удивительных судеб священников и мирян, сохранивших в труднейших, немыслимых условиях человеческое достоинство, мужество, благородство, веру и верность Церкви.
Впервые выставка, появившаяся на свет два года назад, открылась в Москве, в храме Христа Спасителя. Вызывала большой интерес и пользовалась успехом, собрала благожелательную прессу. С тех пор прошла немалый путь по России - и вот добралась до Воронежа.
Ошельмованная статистика
- Само название выставки говорит о том, что произошло в нашей стране в двадцатые годы, - подчеркнул председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии, протоиерей Андрей Изакар. - Объясняет, какова была истинная цель кампании по изъятию церковных ценностей, которую правильнее назвать грабежом. Ограблением русского народа - и не только материальным. Долгое время господствовала официальная версия, согласно которой церковь противилась передаче своих ценностей - это, конечно, неправда, ложь. Документы свидетельствуют о том, что еще летом 1921 года по благословению патриарха Тихона образовался Всецерковный комитет, который начал подлинную кампанию по сбору средств в помощь голодающим.
В итоге государству было передано около 5 млн руб. Но лишь один с небольшим пошел на реальные нужды; остальное пролетарии благополучно разворовали. Многое утекло за границу - естественно, безвозвратно.
Предлогом для проведения кампании по изъятию церковных ценностей стал голод в Поволжье; церковь, однако, первой и пришла на помощь голодающим. Но советская власть не только стремилась подорвать имущественное положение РПЦ и скомпрометировать ее в глазах народа, но и покушалась на основы церковного бытия: уничтожались лучшие представители духовенства, осквернялись святыни, сеялись и взращивались ростки раскола.
- За годы этой кампании, - продолжал отец Андрей, - было репрессировано, по одним данным - десять тысяч, по другим - двадцать тысяч человек. Где-то две тысячи самых активных священнослужителей и мирян были расстреляны… Эта трагическая статистика никогда не станет, к сожалению, точной. Потому что в определенных обстоятельствах даже статистика бывает ошельмована.
О катастрофических последствиях далеких событий, гибельных для отечественной культуры и цивилизации, говорили также член Государственного геральдического совета при Президенте РФ Владимир Лавренов, директор музейно-выставочного отдела фонда «Преображение» Светлана Чукавина, председатель Малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского Алексей Евстигнеев. Но весомей всех выступлений «прозвучала» именно выставка; каждому во-ронежцу стоит найти время, чтобы посетить ее в срок до 1 декабря.
http:/www.bereg.vrn.ru/ Культура ВРН
В Воронеже открылась выставка, посвященная периоду гонений на Русскую Православную Церковь В зале собраний Благовещенского кафедрального собора 24 октября открылась выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть». Ознакомившись с экспозицией, воронежцы смогут лучше узнать об одной из печальных страниц истории Русской Православной Церкви в советский период.
По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, в Благовещенском кафедральном соборе состоялось торжественное открытие выставки, посвященной периоду гонений на Русскую Православную Церковь в советской России. Название выставки - «Non licet vos esse. Не должно вам быть» - приговор, который выносили римские императоры первым христианам. Этим же принципом руководствовалась и советская власть в своих гонениях на Церковь, последовательно нараставших с 1917 года.
Духовенство и другие представители Русской Православной Церкви оказались в числе тех «классово враждебных» слоев общества, которые были приговорены советской властью к полному уничтожению. В то же время в репрессиях против верующих с особой силой проявила себя ненависть богоборческой власти к фундаментальным ценностям человеческой жизни - вере, любви, свободе, достоинству, братству, - тщательно скрываемая за большевистской идеологией.
Выставка, которую можно посетить в Благовещенском кафедральном соборе, посвящена одной из драматичных страниц в истории гонений на Церковь - изъятию церковных ценностей. Как напоминает епархиальное управление, кампания по изъятию, предлогом для которой стал голод в Поволжье, на деле обернулась внешним и внутренним разорением Церкви. Советская власть не только стремилась подорвать имущественное положение Церкви и скомпрометировать ее в глазах народа, но и покушалась на основания церковного бытия: уничтожались лучшие представители Церкви, осквернялись святыни, сеялись и взращивались ростки раскола.
Перед открытием экспозиции, в 15 часов в зале собраний Благовещенского кафедрального собора состоялась пресс-конференция для представителей СМИ. В ней приняли участие протоиерей Андрей Изакар, председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии; Владимир Ильич Лавренов, член Государственного Геральдического Совета при Президенте РФ, доцент, кандидат исторических наук (Москва); Светлана Олеговна Чукавина, директор музейно-выставочного отдела культурно-выставочного фонда «Преображение», преподаватель СФИ (Москва); Алексей Геннадиевич Евстигнеев, председатель Малого православного браства во имя святителя Тихона Задонского. Вела пресс-конференцию куратор выставки в Воронеже Инна Владимировна Ткаченко.
Затем в 16 часов журналистов и всех пришедших на открытие экспозиции воронежцев пригласили пройти к северному входу в цокольный этаж кафедрального собора. Уже на лестнице гостей встретили фотографические изображения тех страшных времен - снимок разоренного интерьера Благовещенского собора Воронежского Митрофанова монастыря, виды обезображенных безбожниками храмов...
Экспозиция небольшая, но по информативности очень концентрированная: документы и фотографий, афиши, копии судебных дел, тексты обращений и воззваний, списки репрессированных в 1922 году московских священников и мирян с краткими сведениями о них. Вдоль стен - стенды с фотографиями и емкими недлинными статьями о том, как проходила антицерковная кампания в Шуе, Петербурге, Москве. В ходе рассказа был представлен документальный фильм-хроника о компании по изъятию церковного имущества, осквернении и разорении храмов, в том числе - о взрыве Храма Христа Спасителя, о судебных процессах против верующих...
Значительный интерес представляет подборка статей из «Известий» от 1922 года по поводу судебного процесса над Патриархом-исповедником святителем Тихоном. Ясно видно, как работала пропаганда, какими бесчестными средствами добивались нужного «эффекта» те, кто решил, что Церкви «не должно быть». В других статьях - информация о различных судебных процессах и событиях в нужной безбожникам интерпретации.
Это было мрачное вермя, когда церковных людей начали гнать, вещи из храмов конфисковывать, а тех, кто не был согласен молчать и противостоял клевете и воровству - вызывать в суд, отправлять в тюрьмы или расстреливать на месте, подчас не давая близким даже возможности похоронить неугодных власти родных.
И что же в итоге? У Церкви было изъято имущества на сумму более 5 млн. рублей, в то время как сами церковные люди для помощи голодающим добровольно собрали около 7 млн. Большая часть церковных предметов - в том числе богослужебных, в том числе редких по красоте и художественному исполнению вещей - были переплавлены. Деньги, полученные в результате кампании, по большей части пошли на оплату самой кампании (печать листовок, афиш, ассигнования пропагандистам и так далее), частично - на поддержание сотрудников правительственного аппарата.
Состоялось около 250 судебных процессов, 10 тысяч человек в 1921-23 годах были репрессированы, каждый пятый - расстрелян.
Еще один горький «итог» кампании - на одном из стендов: фото десятков прекрасных храмов, в подписях к которым рядом с каждым названием стоит короткое слово «разрушен».
Организаторы выставки - Воронежская и Борисоглебская епархия; Культурно-просветительский фонд «Преображение»; Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва); Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г. Шуя); Благовещенский кафедральный собор; Воронежское малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского.
Выставка работает при поддержке Государственного архива Воронежской области и Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области, Воронежского областного краеведческого музея.
http:/culturavrn.ru/ Галерея Чижова
В Благовещенском соборе открылась выставка, посвященная антицерковной кампании Изъятие или грабеж?
Организаторы и кураторы выставки подчеркивают, что поднимаемая проблематика важна не только для людей церкви, но и для всего общества. Экспозиция показывает примеры удивительной жизни священников и мирян, сохранивших веру и преданность церкви. От некоторых фактов и свидетельств, представленных на выставке, просто волосы встают дыбом. Кампания против церкви началась под предлогом изъятия ее ценностей для помощи голодающим Поволжья. Однако все это обернулось обыкновенным грабежом, уничтожением духовных и материальных ресурсов церкви. За изъятием ценностей последовало разрушение храмов и физическое истребление верующих.
Культурное наследие в плавильную печь
И без того богатый материал выставки дополняется кинохроникой, в которой запечатлены кадры не изъятия, а именно грабежа, уничтожения церкви как культурного и духовного оплота страны. Большая часть изъятых ценностей пошла в лом, то есть произведения искусства XVII-XVIII веков просто переплавили в золотые слитки, а облачения перекроили в театральные костюмы. И все это делали «недавние христиане», вмиг отрекшиеся от веры. На фоне этой поистине народной драмы разворачивалось активное движение православных, готовых защищать свою веру до последней капли крови.
Вандализм в «картинках»
Долгое время все эти события, как и сама церковь, были вычеркнуты из истории нашего государства. Теперь же благодаря открывшейся выставке у россиян появилась возможность приподнять завесу тайны и узнать, что же на самом деле происходило в те страшные годы. В экспозиции представлены фотографии, материалы следственных дел, письма заключенных и другие документы. Кроме того, на выставке присутствуют церковные календари, в которых во время гонений печатались богословские статьи, книги и иконы, некоторые из которых были частями иконостасов разрушенных храмов. В каждом городе кураторы выставки стараются наполнить ее местным материалом. Так в экспозицию вошло несколько воронежских фотографий: панорамные снимки дореволюционного города, разруха в Благовещенском соборе, демонстрация против вскрытия мощей святого Митрофана.
Возможно ли описанное зверство? История показывает, что возможно, и теперь наша главная задача не допустить повторения тех ужасных событий.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Протоиерей Андрей ИЗАКАР, председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии:
- Выставка, открытая в Храме Христа Спасителя в 2012 году к 90-летию кампании имела большой успех. Ее название отражает цель тех лживых действий, оно говорит о том, что произошло в те годы. Это был этап уничтожения активных мирян и священнослужителей. За годы кампании репрессировано около двадцати тысяч человек. Выставка поднимает множество проблем. Ее значение огромно, ведь она пробуждает стремление осмыслить исторический опыт XX века.
Владимир ЛАВРЕНОВ, член Государственного Геральдического Совета при Президенте РФ:
- Фразой «Non licet vos esse» римляне приговаривали первых христиан к смерти. Это парадокс, но история повторилась в 20-х годах прошлого века. Выставка пробуждает совесть, пробуждает память, а это сейчас особенно важно для всего народа. Патриарх Кирилл как-то сказал: «Единство есть благо, разобщение есть зло». Опыт предыдущих поколений показывает, что церковная жизнь должна развиваться в непосредственном взаимодействии со своей паствой.
http:/www.infovoronezh.ru/