«Песнь песней» Виктора Цоя. Завершение главы 7 «Последний герой. Сталкер»

Jun 17, 2012 22:20

Завершение главы 7 «Последний герой. Сталкер».


Песня без слов, ночь без воспоминаний и без ниточки, ведущей в небесный рай, - этими образами буквально переполнены песни последних лет. Однако в этой «богооставленности» есть и второе измерение - Цой не может (или не решается) ввести в свои тексты чётко явленный образ Христа. Даже в альбоме «Звезда по имени Солнце» Он не назван по имени. В результате внешне поэзия Виктора может быть отнесена скорее к до-христианскому миру, который ещё не знал Христа, но предчувствовал, ожидал Его (это роднит тексты Цоя с зороастрийской традицией). Видимо, вестник не смог сделать последний шаг, не смог переступить некий рубикон и открыть свои песни Логосу, вдохнуть в них новую жизнь. Однако тот след, который и без этого оставил Виктор в русской культуре и обществе, позволяет предположить огромные высоты, на которые в России конца ХХ века мог бы подняться Цой в случае личного и творческого преображения. Не о нём ли и таких, как он, сказал в середине прошлого века Даниил Андреев:

«Ни в одной литературе не проявилось так ярко, глубоко и трагично, как в русской, ощущение того духовного факта, что вестнику недостаточно быть великим художником. То она [эта мысль - А. О.] отливалась в форму требования гражданского, даже политического подвига: призыв этот звучит у Радищева, у Рылеева, у Герцена, у Некрасова... То художественную деятельность совмещали или пытались совместить с проповедничеством православия: началось это со славянофилов и Гоголя и завершилось Достоевским. То, наконец, художники слова предчувствовали, искали и находили либо, напротив, изнемогали в блужданиях по пустыне за высшим синтезом религиозно-этического и художественного служения: не говоря о том же Гоголе и Льве Толстом, вспомним и задумаемся об Алексее Толстом, Гаршине, Владимире Соловьёве, Блоке, Вячеславе Иванове...»*
* Прим.: Андреев Д. Л. Роза Мира. - М.: Мир Урании, 2001. С. 379.

И, добавляет Андреев чуть далее о Михаиле Лермонтове, который «возможно ... так и не разрешил бы никогда заданную ему задачу: слить художественное творчество с духовным деланием и подвигом жизни, превратиться из вестника в пророка».*
* Прим.: Там же. С. 392.

Сам сталкер считает, что ещё не время. А может, и не его задача сделать этот шаг, ведь у каждого вестника - «свой неба кусок»? И каждый несёт сюда лишь свою меру воды небесного мира (свой «глоток дождя»)? Но тут в тексте снова проступает тяжёлое ощущение скорого падения, гибели. Войны против поэта всего мира, на которую призывает Виктора свет в его душе. Боль от противостояния и непонимания окружающими столь сильна, что Цой вынужден закрыть глаза.

Но бой нужно продолжать, посланники рая вслед за Христом («Пастырем добрым» христианской традиции) должны нести свой свет обитателям дольнего мира, вдыхая в их плоть и кровь дух и стремление к горнему. Должны преображать этот мир, оставляя в нём свой след. Эта максима и недостаточное, по мнению Цоя, собственное её исполнение наполняют болью все его последние годы. Но, чтобы исполнить её, нужно выйти из толпы, с предельной чёткостью и ясностью противопоставить себя всем окружающим, даже многим из близких (к чему, как отмечалось в связи с песней «Дети минут», Виктор пока не готов). Награда же за такой выход - или трон, или плаха (скорее, второе). «Тёмен жребий русского поэта: неисповедимый рок ведёт - Пушкина под дуло пистолета, Достоевского - на эшафот».*
* Прим.: Максимилиан Волошин. Стихотворение «На дне преисподней» (1922).

Песня без слов, ночь без сна,
Всё в своё время - зима и весна,
Каждой звезде - свой неба кусок,
Каждому морю - дождя глоток.
Каждому яблоку - место упасть,
...

Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза, -
Весь мир идёт на меня войной.

Если есть стадо - есть пастух,
Если есть тело - должен быть дух,
Если есть шаг - должен быть след,
Если есть тьма - должен быть свет.
Хочешь ли ты изменить этот мир,
Сможешь ли ты принять как есть,
Встать и выйти из ряда вон,
Сесть на электрический стул или трон?
(«Песня без слов», альбом «Звезда по имени Солнце», 1989)

Струн провода, ток по рукам,
Телефон на все голоса говорит: «Пока!» Пора...
И пальто на гвозде, шарф в рукаве,
И перчатки в карманах шепчут:
«Подожди до утра!» До утра...

Но странный стук зовёт: «В дорогу!»
Может сердца, а может стук в дверь.
И, когда я обернусь на пороге,
Я скажу одно лишь слово: «Верь!»

И опять на вокзал, и опять к поездам,
И опять проводник выдаст бельё и чай,
И опять не усну, и опять сквозь грохот колёс
Мне послышится слово: «Прощай!»
(«Стук», альбом «Звезда по имени Солнца», 1989)

И вот в душу Цоя прорывается долгожданный стук. Словно ток по рукам и по струнам, послание небесного мира говорит: «Пора». Или «пока»? Голос обрывается, и лишь стук сердца подтверждает: нужно отправляться в дорогу. Но куда? Виктор не даёт ответа и просит только верить ему. В то время как весь обывательский мир просит подождать, шепчет остаться в его объятьях, успокоиться. Иначе - гвозди и удавка. Но сталкера уже встречают вокзал, проводник, бельё и вода («чай»). Набор не воина, продолжающего свой бой, а скорее отправляющего домой, в мир иной, ветерана. Мёртвая вода, чистое бельё и проводник ждут своего героя. Мир же с облегчением шелестит только одно: «Прощай!» И лишь слово «опять» даёт слабую надежду, что это не финал, что это - лишь короткая передышка. Эту надежду даёт и «Муравейник».

Начинается новый день,
И машины туда-сюда...
Раз уж солнцу вставать не лень,
И для нас, значит, ерунда.
Муравейник живёт,
Кто-то лапку сломал - не в счет,
А до свадьбы заживёт,
А помрёт - так помрёт...

Я не люблю, когда мне врут,
Но от правды я тоже устал,
Я пытался найти приют,
Говорят, что плохо искал.
И я не знаю, каков процент
Сумасшедших на данный час,
Но, если верить глазам и ушам -
Больше в несколько раз...

И мы могли бы вести войну
Против тех, кто против нас,
Так как те, кто против тех, кто против нас,
Не справляются с ними без нас.
Наше будущее - туман,
В нашем прошлом - то ад, то рай,
Наши деньги не лезут в карман,
Вот и утро - вставай!
(«Муравейник», альбом «Чёрный альбом», 1990)

Сталкер до конца пытается продолжать бой, снова и снова повторяя себе: «Вставай!» Чувствуя наступление нового дня, он напоминает себе о своём долге. Уставший от знания этого мира без прикрас, изнутри (от всей его «правды»), уставший искать приют в «сумасшедшем» мире, Саша почти смирился с суетой и смертью вокруг, в нашем сером и обезличенном «муравейнике», в которого не важны ничьи страдания. Но «те, кто против тех, кто против нас» не справляются, им требуется помощь. Чтобы оказать её, и пробует подняться один из собравшихся на покой ветеранов - Цой. Он не знает, что ждёт его впереди, а в душе перемешаны ад и рай. Не знаем и мы, встал ли бы наш последний герой.

Они сказали: надо пройти!
Они не верят, что есть другие пути.
Не бойся, это только кино,
Я знаю точно, это кино.
Кончится фильм,
Зажгут свет, и мы поедем домой.
Те, кто был раньше, вставляли в их ружья цветы,
В ответ на это свинец затыкал их рты...
(«Они сказали: «Надо пройти!», 1987-90)

Песня идущего на смерть. Потому, что так надо. Потому, что нет другого способа спасти дольний мир. В этом небольшом стихотворении только одни способны чувствовать, понимать, жить - идущие на смерть камикадзе-вестники: «они», «мы» и «те, кто был раньше». Все остальные - сомнамбулы, безвольные персонажи разыгрывающегося фильма. Вынуждены участвовать в этом кино и сталкеры - только так можно «убить эту ночь». Для них всё происходящее - лишь небольшой эпизод бытия, после которого спустившихся в сумрак ждут свет и возвращение домой. Остальным необходимо прежде всего проснуться - только так можно выйти из колеса сансары, разорвать круг взаимообусловленных реинкарнаций, развязать узлы ошибок и страданий. Между строк читается немой вопрос: действительно ли нет других путей? Действительно ли пули и смерть неизбежны? Но сталкеры идут и идут на эшафот, пытаясь остановить насилие и смерть, переплавить мечи на орала и наполнить наш мир цветом, светом, весной и жизнью. В ответ - лишь свинец, заставляющий умолкать.

От боли и отчаянья в горле теснится крик, но кричать - бессмысленно. Этот мир всегда отправляет глашатаев света на плаху. Максимум, на что они могут рассчитывать - чтобы кто-то потом вспомнил их подвиг и сохранил память о нём в своей душе. Чтобы люди восприняли свет, свет нужно убить. Такова, получается, правда нашего мира, где правит бал «чёрное племя ворон». Правда, от которой даже вечно смеющееся небо вынуждено в бессилии прикусить от боли язык.

Вот погибают ещё одни «последние герои», уходя в вечность, и, как в древности, их тела вспыхивают на погребальных кострах. Одинокие волки, на которых идёт тысячелетняя охота, ушедшие в ночь возвращаются на небо. Памяти о котором уже лишены их живые товарищи.

Жизнь - только Слово. Жизнь истинная - только в Боге, источнике всего. Игра слов, отсылающая к известным евангельским словам «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). А здесь, в дольном мире, реальны лишь любовь и лишь смерть. Любовь как источник и квинтэссенция добра, смерть - как следствие и квинтэссенция зла. Снова мы слышим это жёсткое дуальное противопоставление, присущее зороастризму и христианству.

Кто же будет петь, творить и светить этому спящему миру? Кто, если не мы, спрашивает Виктор. Готовя себя к смерти, вестник заключает, что смерть во имя любви стоит того, чтобы её принять. Новые мученики света всходят на свой костёр.

Среди связок в горле комом теснится крик,
Но настала пора, и тут уж кричи, не кричи,
Лишь потом кто-то долго не сможет забыть,
Как, шатаясь, бойцы об траву вытирали мечи.

И как хлопало крыльями чёрное племя ворон,
Как смеялось небо, а потом прикусило язык,
И дрожала рука у того, кто остался жив.
И внезапно в вечность вдруг превратился миг.

И горел погребальным костром закат.
И волками смотрели звёзды из облаков,
Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь,
И как спали вповалку живые, не видя снов.

А жизнь - только слово,
Есть лишь любовь и есть смерть...
Эй, кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать...
(«Легенда», альбом «Группа крови», 1988)

Застоялся мой поезд в депо.
Снова я уезжаю. Пора...
На пороге ветер заждался меня.
На пороге осень - моя сестра.

После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима.
Горе ты моё от ума,
Не печалься, гляди веселей.
И я вернусь домой
Со щитом, а, может быть, на щите,
В серебре, а, может быть, в нищете,
Но как можно скорей.

Расскажи мне о тех, кто устал
От безжалостных уличных драм,
И о храме из разбитых сердец,
И о тех, кто идёт в этот храм.
...
А мне приснилось: миром правит любовь,
А мне приснилось: миром правит мечта.
И над этим прекрасно горит звезда,
Я проснулся и понял - беда...
(«Красно-жёлтые дни», альбом «Чёрный альбом», 1990)

Этим стихотворением Цой словно продолжает предыдущее, подтверждая своё предчувствие ухода из этого мира.

Поначалу может возникнуть ощущение его возвращения в обычное состояние странствия, войны со злом. Но тут же возникающие ветер и осень дают понять, что это будет последнее странствие. Ветер унесёт героя, который не желает прожить в серости и унынии свою «осень». Он вернётся домой - всё равно, с победой или с поражением, со славой или с позором. Главное - как можно скорей покинуть дольний мир, большинство бед которого - от чрезмерной рациональности. А, быть может, такой ум - лишь причина ухода нашего вестника, в душе которого светлая вера сменилась холодным голосом разума о том, что другого пути нет, что скорая смерть - неизбежна.

У Виктора больше не осталось сил бродить в нашем безжалостном мире, его сердце разбито. Но из таких разбитых сердец и строится храм, зиждется дольний мир. Они - соль земли и агнцы, преданные людьми (а не Богом) на заклание. И вестники света всё идут и идут, спускаясь сюда к нам.

Находясь уже на смертном одре, Цой видит, наконец, свой отчий дом - мир, в котором правят любовь и мечта, мир, над которым сияет звезда, Христос. А, может, это - наш мир, преображённый и воскрешённый светом любви божественных посланцев, как через несколько лет пропоёт другой из них - Игорь Тальков?* Ведь бедствия дольнего мира конечны, и зиму Кали-Юги сменит «Второе Пришествие», счастливый «Золотой век», полный «красно-жёлтых» дней.
* Прим.: Песня Игоря Талькова «Памяти Виктора Цоя» (альбом «Ностальгия», 1992).

Виктор просыпается и понимает, что это конец. Предчувствие не подвело его.

Здесь не понятно, где лицо, а где рыло,
И не понятно, где пряник, где плеть.
Здесь в сено не втыкаются вилы,
А рыба проходит сквозь сеть.
И не ясно, где море, где суша,
Где золото, а где медь.
Что построить, и что разрушить,
И кому, и зачем здесь петь?

Нам с тобой: голубых небес навес.
Нам с тобой: станет лес глухой стеной.
Нам с тобой: из заплёванных колодцев не пить.
План такой - нам с тобой...
...
И мне не нравится то, что здесь есть.
...
Чёрная ночь да в реке вода - нам с тобой.
И беда станет не беда. Уезжай!..
Так была ни была, прости и прощай!..
План такой - нам с тобой...
(«Нам с тобой», альбом «Чёрный альбом», 1990)

В мире, где густо перемешаны правда и ложь, добро и зло, где всё неестественно и ничего не ясно, где всё не нравится вестнику и чужеродно ему, Цой обращается с последним вопросом к своей последней надежде - небесной спутнице: как ему быть, что делать, «кому и зачем здесь петь»? Ради чего поддерживать, будто титан, этот небесный «навес»? Ради чего нести свет, когда мир ощетинивается глухой стеной непонимания и неприятия, отравляя и убивая самого себя? Неужели только ради самих себя, голоса собственной совести?

Сталкер понимает, что его ждёт скорая смерть и переход в иной мир - беда с точки зрения обыденного сознания. Но в какой другой мир - в тёмный мир страдалищ или в чистый светлый мир, где его встретит Она? Поэт не знает, но оставаться в нашем мире, говорящим со всех углов: «Уезжай!» - он уже не в силах. Цой согласен уйти, лишь бы остаться с Ней. Но перед этим просит прощения у нашего мира. И у Неё.

Волчий вой да лай собак,
Крепко до боли сжатый кулак,
Птицей стучится в жилах кровь,
Вера да надежда, любовь.
Заголосуют тысячи рук,
И высок наш флаг.
Синее небо да солнца круг,
Всё на месте, да что-то не так.
...
Ночь пришла, за ней гроза,
Грустный дождь да ветер шутник.
Руки в карманы, вниз глаза
Да за зубы язык.
Ох, заедает меня тоска,
Верная подруга моя.
Пей да гуляй, пой да танцуй,
Я с тобой пока.

В небе над нами горит звезда,
Некому кроме неё нам помочь,
В тёмную, тёмную, тёмную
Ночь.
(«Звезда», альбом «Чёрный альбом», 1990)

Боль. Кровь. Вой. Таков мир, окружающий Цоя. Таков наш ответ его вести. И хотя в жилах загнанного, вслед за Владимиром Высоцким, волка по имени Виктор пока ещё живы вера, надежда и любовь (впервые в его стихах они возникают в своём традиционном христианском единстве), но кровь уже готова вырваться, а душа птицею улететь домой - туда, где синее небо и солнца круг.

Высок флаг ведущего свой сумрачный бой воинства, но ночь сгущается. И вот в темноте герой уже различает грозу и дождь перехода, уносящий в даль ветер. Он понимает куда, опускает глаза и замолкает, прекращая свою песнь. Комом к горлу подступает неразлучная тоска по утерянному раю. Но он ещё здесь. Пока.

И тут с призывом о помощи Цой обращается к Христу - Той звезде, кроме которой вестнику в трижды тёмной ночи уже некому помочь (так - «Звезда» - он называет и саму песню). Этот призыв вестник продолжает в следующем тексте - «Кукушке».

Уже в третий раз за свой последний альбом Виктор обращается к предчувствию скорого ухода. Словно маг древности, приходит он к кукушке-прорицательнице. Указывая на незавершённость своей миссии («ненаписанные песни»), Цой спрашивает: лежать ли ему в земле или предстоит вернуться на Небо? Кукушка отвечает, что Небо ждёт его. Но вопрос о песнях остаётся без ответа. Считал ли поэт, что уже ничего из ненаписанного не сможет написать в любом случае? Наверное. Но это не значит, что было бы так.

В скорбном обороте головы вестник вспоминает пройденный в дольнем мире путь. Путь воина-одиночки. Путь, полный множества сложенных голов, которые принадлежали не менее сильным и смелым. Однако мало кто из них сохранил верность своему горнему миру Света, сохранил силу и не стал таким же сошедшим с ума, как и большинство обитателей нашего мира.

Заточённый добровольно в темницу и оковы этого мира, он тоскует по свободе, по своему миру, полному света и ласки. Но ради них готов терпеть удары.

Обращаясь трижды в припевах к Христу-Солнцу, Цой просит дать ему ещё немного любви, тепла и света - пороха для жизни здесь. Он просит взглянуть на него и смягчить ожесточившееся сердце, превратившееся в кулак.

В незаконченном альбоме мы не найдём ответов. Но мы знаем - Он и Она забрали своего уставшего вестника домой. Одной звездой в нашем мире стало меньше.

Песен ещё не написанных, сколько?
Скажи, кукушка, пропой.
В городе мне жить или на выселках,
Камнем лежать, или гореть звездой? Звездой.
...
Кто пойдёт по следу одинокому?
Сильные да смелые
Головы сложили в поле, в бою.
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме да с твёрдой рукой в строю, в строю.
...
Где же ты теперь, воля вольная?
С кем же ты сейчас
Ласковый рассвет встречаешь? Ответь.
Хорошо с тобой, да плохо без тебя,
Голову да плечи терпеливые под плеть, под плеть.

Солнце моё - взгляни на меня,
Моя ладонь превратилась в кулак,
И если есть порох - дай огня.
Вот так...
(«Кукушка», альбом «Чёрный альбом», 1990)

Над полями туман,
Над рекой туман.
Ты придёшь, не придёшь,
Всё одно - обман.
А на небе луна,
За ней звёзд стена,
И над хутором песня слышна.
И идёт паренёк,
И ему невдомёк,
Что завтра начнётся война.
(«Завтра война», альбом «Чёрный альбом», 1990)

Кругом снова стелются туман и сомнения. Не зная, придёт ли на помощь Взываемая, Цой сомневается, сможет ли он её узнать и не примет ли за хранительницу мираж - её мертвенно-лунного двойника? Не знает, что его ждёт, и идущий мимо паренёк. Завтра он вступит на поле брани. Последний герой передал свою эстафету следующему певцу. Теперь он может уйти.

Продолжение следует.

Цой, вестники, мои тексты

Previous post Next post
Up