Товарищи же мои были по преимуществу „кацапы", как нас тогда звали местные жители - („кацапы"- это значит приезжие из Великороссии). С таким оскорбительным названием было связано и достаточно скверное отношение. Это отношение и практиковавшиеся местными жителями различного рода издевательства и насилия над кацапами (достаточно было вам зайти со знакомой барышней в так называемый знаменитый Каменный Брод,как с вас требовали за „поземельное" бутылки две-три; если отказывались или не было денег, то заставляли петь петухом или плавать по пыли и грязи и обязательно в присутствии вашей барышни; бывали случаи избиения и даже увечий) заставляли нас группироваться отдельно.
Из истории революционного движения в Луганске - И. Ш м ы р о в Летопись революции 1924 №3(8)
Как тут не вспомнить стороки написаные В.Вересаевым посетившим Донбасс в 1890 году "И бегут девушки из родных деревень на рудники, бегут, чуть только подрастут; бегут и мужние жены. Где ни объявятся шахтеры, везде хохлацкая семья трещит и распадается; в селе М. только год производились разведки - и за это время вся женская молодежь деревни ушла к шахтерам… А в сердцах отцов, мужей и братьев растет глухая, тяжелая ненависть к пришельцам шахтерам. И ненависть эта не остается без проявления: хохлы умеют жестоко мстить. При мне был такой случай. Десятник с соседнего рудника зашел в кабак одной деревушки, из которой полгода назад он сманил бабу; муж этой бабы три раза вытребовывал ее к себе - и она три раза снова убегала к любовнику. Кто-то из хохлов увидел десятника в кабаке и сообщил мужу: вся деревня собралась, подстерегла десятника за околицей и заколотила его дубинами насмерть.
Вообще вражда между шахтерами и местными хохлами крайне жестокая. Шахтеры при каждом удобном случае колотят хохлов, хохлы - шахтеров. Это два враждующих лагеря, которые не знают между собой перемирия"
http://zbruc.eu/node/48994