"Господи, загляни мне в глаза и скажи, что это воля Твоя"

Mar 29, 2024 07:28


Прибавилось желаний.
Я рос в верующей православной семье и был верующим ребёнком-юношей-молодым мужчиной. Потом вдруг инерция детской веры закончилась, я огляделся и понял, что всё говорит мне о том, что скорее всего Бога нет. Было тяжело свыкнуться с материалистическим детерминированным пустым миром. Я не уверен, что Его нет, но ничего не намекает ( Read more... )

вера, зло, смерть, детерминизм, заглянуть в глупь себя, не верю, истина

Leave a comment

Comments 30

keleg March 29 2024, 05:09:33 UTC

Православное решение теодицеи очень простое. Нет никакого абстрактного зла и добра, как и абстрактного плачущего ребенка.
Можешь помочь - помогай, Господь тебя ведет через испытания, их просто нужно пройти.
Всё, что в этом мире все равно умрет, и последствия злых, и последствия добрых поступков.
Останется лишь душа.

Reply

brat_chik_2 March 29 2024, 19:15:28 UTC

Да вот и в православии нет простого решения.
Знания о Боге берутся из двух источников - прямое откровение и "книга природы". На последнюю много опираются богословы. Классические старые аргументы типа "часовщика". Мир так искусно устроен, значит, Устроитель мудр и прекрасен сам. Но во времена тех богословов не была так распространена эмпатия к животному миру. Поражала рациональность устройства всего. Теперь же акценты сместились. И мы начали сочувствовать животным. Понимаем, что они тоже боятся, страдают, чувствуют смертный страх. И глядя на непрерывное терзание хищниками своих жертв задумываешься, а так ли благ "часовщик", задумавший такое.
С сознательными взрослыми людьми проще найти возможные объяснения - страдание может быть способом смирения, искупления грехов и т.д. Но как с теми, кто почти животные? Дети? Рождённые слабоумными? Каков смысл их ужаса и боли? Зачем вседержителю держать такой мир, если он властен над каждым атомом?

Reply

keleg March 30 2024, 06:09:48 UTC

Совсем не так же. Православие этот вопрос решает локализацией.
Почти как в солипсизме - есть Он и есть Ты. Он ведет тебя по миру, давая испытания твоей душе.
Бренный мир сам по себе ценности не имеет - только как спортзал для души.
Не надо решать за других, искать их смысл - это не человеческое дело, невозможно посмотреть на мир глазами другого человека или существа, нужно решать за себя, искать смысл - свой.
Именно потому "не судите...".

Reply

brat_chik_2 March 30 2024, 09:12:59 UTC

есть Он

Кто? Каков Он?

Да, в идеале должна идти речь об очень личных, не распылённых вовне лишними вопросами, отношениях. Примерно, как у Иова.

Но такое доверие Богу надо заработать. И тут включается классическое догматическое богословие со всевозможными катехизисами. И там Бог оказывается вполне описуемым. И хотя есть немногие любители апофатического богословия, думаю, что и они пришли к нему не сразу, а также логически доведя до предела богословие катафатическое. И вот на этом первом этапе осмысления мира и выведения божьего существования из окружающих явлений всегда использовались такие незатейливые построения: Видите, деревья приносят вкусные для людей плоды, а цветы приятны глазу и носу? Значит Бог заботится о нас и добр к нам. Видите, как искусно устроены цветки и насекомые? Значит Бог мудр. Видите, что божиими творениями оказываются такие вещи, как моря и горы? Значит Бог могущественен.... и.тд.

Вот теперь как бы проходя этот этап заново, и рассматривая окружающий мир, я не могу сказать, что Бог если он и есть, - добр.
Что ( ... )

Reply


last_year March 29 2024, 05:29:12 UTC

А какая разница, есть ли бог, если он не помогает ни антилопе, ни ребенку, которого истязает маньяк? Значит наша жизнь в этом мире определяется не им, а маньяками, гиенами, климатом, правительством, врачами, друзьями и, конечно, нашими усилиями. А про другие миры рассказывают организации, которые часто не выдерживают критики с точки зрения правил общежития этого мира.

Reply

brat_chik_2 March 29 2024, 19:21:19 UTC

Если Бога нет, то нет ни смысла ни цели. Одна только предопределённость. Мы заводные машинки, обречённые на некоторые поступки-состояния. Да, в нас встроен генератор случайных чисел в виде квантовой неопределённости, но свободы нашему Я это не добавляет.
Не правда ли унылая картина.
Некоторые люди уверяют, что ощущают присутствие Бога. Если так, то картина получает новое измерение и начинает играть новыми красками.

Эмоционально мне хочется, чтобы верующие были правы. Но верить только потому, что эта картинка красивее других, я не могу. В том и трудность. Зашкаливающий, как у многих, ориентационный инстинкт. До усрачки хочется знать, как оно есть на самом деле.

Reply

last_year March 30 2024, 05:08:17 UTC

Почему предопределенность? Если бог сделал нас свободными или мы просто родились свободными, в чем разница? Если наше эго существует лишь с нашим телом, разве это может как-то ограничивать нашу свободу? Мне кажется, наоборот, это если ты понимаешь, что умираешь навсегда, то ты должен жить так, чтобы к этому моменту прийти максимально спокойно. А вот если представить себе, что есть душа, бог. Какая душа в загробном мире? В каком из своих состояний она там? В том, в каком была на момент смерти? Ну привет детям, которые умерли в руках маньяка и дементным бабушкам. В расцвете сил? Ну, тогда я никогда не встречусь с моей бабушкой, ведь в ее расцвете меня не было. А в моем расцвете мои дети малы, а встречу я там каких-то незнакомых мужиков. Опять же, непонятно, зачем нужно вечное существование, если нет никаких задач. По мне так себе перспектива, наверное вроде как часов 10 сидеть в очереди на заселение в прекрасный отель: вроде в лобби и хорошо, и кресло мягкое, и, может даже бар есть, но ни смысла ни цели нет и по этой причине процесс ( ... )

Reply

brat_chik_2 March 30 2024, 09:01:35 UTC

Это два отдельных друг от друга трудных места материализма.

1. Конечность нашего Я - она неприятна для большинства. Всем не то чтобы очень хочется вечности, но очень страшно прекратиться. Если бы мы жили по нескольку столетий, возможно этот страх уходил бы, но стандартный человек обычно не успевает "наесться" жизнью. Тем не менее и религии не все обещают вечную жизнь.

2. Предопределённость или свобода. Человеку очень хочется быть свободным, ощущать своё Я отдельной от мира сущностью. Ощущать, что у тебя ежесекундно возникает развилка в вариантах поведения и ты САМ решаешь, какую линию избрать. Свобода. А материализм не оставляет этого сценария. Если он прав, то человек - эдакая очень сложная заводная машинка, которая умеет запрограммированным образом реагировать на множество раздражителей. А если принимать во внимание квантовую неопределённость, то человек превращается в машинку со встроенным генератором случайных чисел (как пишет А. Марков). В этом варианте меньше жёсткого детерминизма, но свободы это не добавляет. И ( ... )

Reply


habanerra March 29 2024, 07:08:52 UTC

От начало истории человеку дана свобода выбора - идти путем Авеля или Каина. Каиниты оказались более успешными в создании человеческой цивилизации.

Reply


valenod March 29 2024, 11:54:10 UTC
«всё, что ни делается - всё к лучшему» - тезис не христианский, а издевательство автора (см. судьбу персонажа). А христианство за 2К лет оказывалось очень разным, есть, из чего выбирать. Да и свое личное на основе личных отношений с Ним не возбраняется выстраивать.
А песня страшная, да.

Reply


nymad March 29 2024, 14:32:25 UTC

Почитайте про Тейяра де Шардена и его философию.

Бог есть в этой Вселенной, просто еще не сейчас. Ну и отношение божественной сущности к каждой единичной клеточке-существу немного не то, которое представляется самовлюбленным человекам. Любит, конечно, но могут быть разные ситуации.... Вы ж свои руки-пальцы любите? несомненно. А если что-то горячее схватить надо или там поцарапаться гайку откручивая - не проблема ведь... а несколько тысяч клеток умерли, не понимая, почему и не видя "общего замысла".....

Reply


Leave a comment

Up