День начал увеличиваться, скоро опять лето, поэтому самое время разобрать старые фоточки и подготовиться к новым и ого-го каким приключениям.
Для начала я хотел бы рассказать о нашем с Леной первом серьезном велопутешествии. Две недели мы провели тогда вкручивая и иногда подбрасываясь на поездах по замечательным краям - Wiesbaden, Frankfurt am Main, Mannheim, Karlsruhe, Stuttgart, Konstanz, St. Gallen, Zürich, Luzern.
Я уже работал на тот момент, но привычка жестко экономить тогда еще была в нас сильна :) Поэтому летели в Германию рейсом Ryanair из Tampere. С Ryanair у нас не сложилось - отобрали два йогурта, ключ для педалей, масло для цепи и клей для камер. За велосипеды они тоже никакой ответственности не несут, но нам тогда повезло - долетели целехонькие.
Это был наш первый визит в Tampere, так что путешествие, можно сказать, началось с самого утра. В Tampere есть церковь, которая ужасно смотрится снаружи, но очень здорово внутри.
Еще в Tampere мы занимались тимбилдингом :) У нас еще не было на тот момент большого опыта совместной жизни, так что даже умудрились поссориться по совершенно глупой причине - я отказывался фотографировать Лену на каждом углу :)
В городе есть довольно симпатичный центр, но велоинфрасткруктура там такая же ужасная, как и в центре любого другого финского города. Поэтому мы просто его проехали как можно быстрее и стараясь не давить пешеходов :)
Несмотря на конец июля, погода была так себе и только стойкие финны не обращали на это никакого внимания :)
Опять возвращаемся поближе к центру, так как скоро уже пора ехать в аэропорт. До него ехать что-то около часа на велосипеде, по всему пути идет отдельная от шоссе велодорожка, так что ехать одно удовольствие, несмотря на дождь.
Церковь очень похожа на такую же в Хельсинки. Прямо как копия :)
Мы прилетели поздно вечером и в полной темноте ехали до отеля по нереально вкусно пахнущим полям, между гудящих ветряных электростанций и мимо маленьких уютных деревенек.
Отель тот крайне рекомендуем, там нереальное соотношение цены и качества.
Утром увидели Германию вот такой и поехали скорее с ней знакомиться. Эта часть (километров 100 вокруг аэропорта Frankfurt Hahn) мне очень понравилась - есть рельеф, мало населения, повсюду что-то растет.
Было немного не по себе от того, что любой прокол колеса означал бы конец нашего продвижения вперед (клей-то отобрали). К счастью, прокола не случилось (как и на протяжении всей остальной поездки) и мы благополучно доехали до первого открытого веломагазина (в Simmern). Там же купили хорошую велокарту региона, которая, впрочем, не особенно пригодилась. Отдам в хорошие руки :)
Германия очень-очень красивая и ухоженная, особенно сельская часть. Именно такой я себе ее и представлял - все красиво, чисто, аккуратно. Еще и относильно дешево. Особенно порадовали цены на проезд в пригородных поездах и черешню.
В этой части Германии поездов, правда, не оказалось. Это исключение, т.к. повсюду их было много-много и во все направления. Это оказалось совсем не проблемой, т.к. в немецкие автобусы можно просто так сесть с велосипедом, его не нужно ни в какой чехол запихивать, просто поставить на среднюю площадку. Мы проехали от Simmern до Bingen, чтобы был хоть какой-то шанс успеть к вечеру в Wiesbaden.
В какой-то момент автобус начинает ехать резко вниз и за поворотом появляется он самый - Рейн во всей своей красе. Как на открытках - кораблики, высокие берега и виноград по ним. Я испытал ощущения из серии "увидеть Париж и умереть" :)
Из Bingen ходит паром на другой берег и там еще километров 30-40 абсолютно ровной дороги до Wiesbaden. Сразу появляется несчетное количество пенсионеров на электровелосипедах. Места красивые, но к концу немного утомляет и хочется повыше - туда, где тихо и где ездят настоящие велосипедисты.
На въезде в Wiesbaden навигатор оказался что-либо рендерить и мы просто спрашивали у людей как нам проехать и смотрели карты на автобусных остановках. Помогало это не всегда и в какой-то момент мы решили, что нам до конца вот той прямой улицы. На карте (бумажной) все смотрелось хорошо и ровно, но в реальности это был самый крутой uphill на тот момент в моей жизни. Сверху видно соседний город Mainz и вообще окрестности. Подъем того стоил, я считаю, но Лена была не согласна :)
Wiesbaden - зеленый и холмистый курортный городок. Нам очень повезло с человеком, который принял нас в гости через Couchsurfing. Утром он повозил нас по нескольким красивым местам на самой верхотуре, вряд ли бы мы туда добрались иначе.
Считается, что Германия впереди планеты всей в использовании альтернативых источников энергии. Хотя статистика действительно это подтвержает, на деле солнечных батарей очень мало (хотя солнце лупит ого-го как!), ветряных электростанций тоже довольно ограниченное количество. Вероятно, все это сконцентрировано в другом регионе, иначе откуда бы взялись такие показатели?
Довольно трудно в Германии летом без двух вещей - ягод и купания. Вопрос с "ягодами" решился - в тот день мы нашли прекрасную спелую ежевику, а в остальные дни покупали в турецких магазинах черешню. Купаться в Рейне и Майне я не рискнул, озер в том регионе практически нет, так что вопрос с купанием удалось решить только ближе к Швейцарии. К счастью, температура ни разу не была выше +32, а обычно и того меньше - 28 или 30. Лене стоило некоторых усилий уговорить меня поехать куда-то на юг в августе :)
Велодорожка по набережной Майна чуть поинтереснее, чем по набережной Рейна, хотя тоже много пенсионеров на электровелосипедах :) Помимо ягод, повсюду растет кукуруза, попадаются всякие красивые домики, рядом то и дело проезжают поезда, а над головой пролетают самолеты. Чувствуется, что мы приближаемся к огромному городу.
В этих же краях (и потом еще на протяжении 200-300 км на юг) становится понятно, на чем держится благосостояние Германии. Заводы большие и маленькие, химические и всякие другие. Двое из каучсерферов, у которых мы потом вписывались, были химиками. Очень востребованная профессия в тех местах, как я понял.
В Германии очень-очень хорошие веломаршруты между городами, продуманные и хорошо отмеченные на местности. В этом немцы настоящие мастера. Похуже обстоит дело с велодорожками в городах (по крайней мере в Южной Германии, в Северо-Западной дожно быть получше). Хотя так или иначе проехать можно почти везде, местами инфраструктура напоминает родной Хельсинки, а то и вообще Прибалтику. Вот этот мост - прямо как в Риге.
Франкфурт знаменит своими небоскребами. Ну да, ничего такие :) Мы на них посмотрели на следующий день, когда отправились гулять ножками и на трамваях. В тот же день мы пытались пробраться через вечерний час-пик и это был первый и единственный раз за всю поездку, когда захотелось показать фак сигналившему сзади автомобилисту. Впрочем, чем дальше от центра, тем лучше было. Мы жили на самой северной окраине, рядом с конечной U-Bahn (который в тех краях похож просто на бегающие под окнами трамвайчики).
Удивительно, но в Германии очень во многих местах не принимают банковские карты. Или принимают, но что-то там не срастается, т.к. карта иностранная. Так случилось и с автоматом на этой станции и мы потопали до Nordwestzentrum. И, как оказалось, не зря! Именно там был найден источник самой вкусной и самой дешевой за всю поездку черешни, на столиках у входа в супермаркет. Там же рядом ее и помыть можно. Завтрак удался :)
Продавец-южанин повеселил нас, в свою очередь, тем, что не знал где находится Финляндия и честно признался, что мы для него как с луны свалились. Немцы же про Финляндию знают (хотя некоторые и уверены, что столица Финляндии - это Осло), зато далеко не все говорят по-английски, особенно люди попроще или в небольших городах. На тот момент я не знал ни слова по-немецки и порой было трудновато выразить мысль :)
Всякие маленькие улочки выглядят во Франкфурте вот так.
Ближе к центру начинается суета, а количество этажей растет.
Бывают и приятные исключения, даже в центре.
Они самые.
Для меня было открытием, что в Германии (южной) преобладает белый цвет в строительстве и есть ставни на окнах от солнца. Я себе представлял такой, к примеру, Италию.
Как-то неуютно там :( Не таким должен быть город, в котором человеку хочется жить.
А еще Франкфурт - это финансовый центр Германии и именно поэтому там собрались активисты движения Occupy.
Опять отдаляемся от центра и едем гулять по вечернему Франкфурту. Было интересно :) Доехали до конечной трамвая и просто пошли куда глаза глядят.
Но пора и дальше, в путь. Если доехать на U-Bahn до Frankfurt Süd, то почти сразу город закончится и начнутся всякие поля и леса. Леса в Германии забавные - всюду ровная сеть дорожек и полно гуляющих туда-сюда людей. Но зато вид совсем не такой как у нашего леса, другие растения и запахи, тень повсюду. Тоже интересно :)
По пути проезжаем всякие красивые городки, как на открытках.
Потом проезжаем город покрупнее - Darmstadt, который нам запомнился веломагазином в историческом здании старой железнодорожной станции (Darmstadt Ost) и платным озером (!) где-то неподалеку. Подбрасываемся на поезде от Darmstadt до Mannheim и он встречает нас таким.
Mannheim хоть и меньше Франкфурта, но происходит там гораздо больше всего. Инфоцентр полон самой разнообразной информации, улицы в центре спроектированы как квадраты (наш адрес был что-то в духе Mannheim, L 7 12), в городе изобретены или впервые представлены вещи, без которых современный мир было бы сложно представить.
Нам там очень понравилось! В этом есть заслуга и нашего Couchsurfing-хоста, девушки из Венесуэлы, которая работает серьезным специалистом на химическом заводе, а после работы поводила нас по вечернему городу. Она только переехала в новую квартиру в центре Mannheim и там мы узнали страшное - в Германии принято сдавать в аренду голые стены, даже на кухне может не быть вообще ничего. Очень неудобная система, но людей это вроде бы не останавливает - многие живут на съемной квартире и не особенно думают о своей.
Бывший дворец, в котором теперь университет. Интересно наверное учиться в таком! :)
Пока ехали по пригородам Mannheim, Лена общалась с кошечками :)
Увидели указатель на Speyer и решили заехать туда, т.к. там самая крупная по размерам сохранившаяся церковь в романском стиле - потрясающее сооружение.
Ездить по Германии на велосипеде - одно удовольствие. Для тех мест, где мы были, есть
планировщик маршрутов, я еще дома сохранил их в навигатор. Смотреть приходилось не очень часто, маршруты хорошо отмечены на местности. Впрочем, мы часто с них съезжали, т.к. видели что-то интересное или въезжали в город так, чтобы попасть в тот район, где потом будет ночевать. В этой поездке у нас не было с собой ноутбука и это было отлично :) Всем каучсерферам написали заранее и на все города, кроме Франкфурта, у нас были четкие планы. Минусом подобного подхода является, разумеется, невозможность остановиться где-то подольше или отклониться от задуманного маршрута. Но когда недель было всего две, то такой проблемы в принципе и не было.
Хотя Германия - это родина автомобилей и автобанов, за счет высокой плотности населения там хватает всяких второстепенных, третьестепенных дорог и просто тропинок. Выделенная велоинфраструктура была не везде, но в основном получалось хорошо обходиться и без нее. Небольшие сложности были только в центрах городов (особенно отличились Франкфурт и Darmstadt) и на нескольких не очень длинных промежутках, где нужно было ехать по относительно оживленной дороге. В основном же мы смотрели на всякие автомагистрали только проезжая по мостам над ними. Особенно грустно впечатление производит автобан от Франкфурта в сторону аэропорта - то ли 4, то ли 5 рядов каждую сторону, полностью заполненных быстро несущимися автомобилями. Ужасное неуважение к земле и другим людям :(
Самым лучшим городом в плане велосипедизма за всю поездку стал Karlsruhe. Там за последние 10 лет хорошо постарались и не просто написали красивую программу по развитию велоинфраструктуры, а действительно воплотили ее в жизнь. По краю крупных дорог построили велодорожки, переработали перекрестки, приняли меры по снижению скорости автомобилей и снижению транзита по жилым улицам. Пять улиц вообще стали
Fahrradstraße - местами, где темп движения задают велосипедисты. Они могут занять там хоть всю ширину, их нельзя обгонять, им нельзя сигналить и всячески мешать. Это был первый раз в жизни, когда я сам прокатился по подобной улице и считаю, что это прекрасная идея. В этом - будущее городов.
В Karlsruhe у нас тоже был замечательный хост, Флориан, который выращивает помидоры и перцы прямо у себя на балконе :)
Karlsruhe - это город, который придумал совместить S-Bahn и трамваи. Цель проста - никаких пересадок. Можно сесть на трамвай в центре города, он проедет по обычным улицам, с частыми остановками, а потом ускорится и поедет по выделенной линии, за городам перейдя вообще на обычные железнодорожные рельсы и соответствующую скорость. Это я все прочитал уже потом. А сначала было забавно - стоим на платформе где-то в деревне между Speyer и Karlsruhe, по расписанию должен придти S-Bahn. И тут оп - приезжает обычный такой городской трамвай. Но номер вроде бы совпал, мы как-то неуверенно зашли туда и затащили велосипеды и до конца не верили, что нам действительно надо ехать на этом трамвае. Но доехали :) Интересная задумка.
В Karlsruhe хорошо не только ездить на велосипеде или трамвае, но еще и ходить пешком. Грамотная планировка города позволяет освободить его от машин, чтобы люди могли спокойно там гулять.
В Karlsruhe тоже есть свой дворец, построил его Карл III Вильгельм.
Взгляем еще раз на Karlsruhe с высоты (я даже представил Францию, которая действительно там не так далеко позади), но нам нужно в противоположную от Франции сторону - в Штуттгарт.
Дорога в Штуттгарт идет по красивым полям и лесам, но обладает ярко выраженным рельефом и мы понимаем, что без поезда не справиться. Особенно крутая горка была заметна в районе Pfonzheim, мы решили доехать туда на поезде.
К сожалению, расчет был не совсем верным :) Вокзал Pfonzheim находится в довольно низкой точке города, да еще и оттуда сразу начинается крутая дорога вниз, до реки. И вот потом уже та самая горка. Кажется, я ехал на 1-1 (но все-таки ехал), Лена бросила эту затею сразу, а народ пялился на нас из окон проезжающих мимо автобусов :)
Места в тех краях очень красивые, но ближе к Штуттгарту машин становится неприлично много, а силы заканчиваются от постоянных горок. Удивительно, читаю сейчас записи полуторагодичной давности и понимаю, что мы проехали в тот день всего 50 километров. Конечно, наша любовь поспать подольше, длинные и насыщенные завтраки с каучсерферами, остановки на повтыкать и пофотографировать, а также фруктовые обеды на виноградных склонах дают о себе знать, но сейчас это все равно кажется не очень серьезным. Думаю, в нынешних условиях мы и 70 могли бы по горкам выдать :)
И вот он Штуттгарт - наш последний город в Германии и единственный дождливый день за весь отпуск (не считая пары часов дождя в Tampere). А еще Штуттгарт - это центр автомобильной промышленности и это заметно. Единственное место, где мы видели подземные пешеходные переходы - этот пережиток планировки 70-х, убийственное решение для города и его жителей. Впрочем, мы и там нашли решение - из-за плохой погоды людей в центре было совсем мало и мы без каких-либо проблем ездили по всяким пешеходным дорожкам, красивым площадям, а за пределами центра по маленьким улочкам или по паркам. В инфоцентре дают удобную карту, на которой отмечено много интересного. Велосипед позволяет это объехать и обсмотреть довольно быстро, поэтому после обеда у нас еще было время на наш грандиозный план, связанный со Штуттгартом.
Это пока еще не план, а трамвай :) Очень грамотное решение, хотелось бы побольше таких трамваев видеть!
А это Лена в Schlossgarten - жемчужине Штуттгарта, вытянутом на несколько километров парке в центре города, через который можно доехать на велосипеде до соседнего города Bad Cannstatt. У Лены был в детстве альбом с фотографиями Штуттгарта и там фотография бассейна с минеральной водой, купающимися в нем людьми и красивым видом за окном. У нас была цель - найти этот бассейн и искупаться в минеральной воде. Как оказалось, он находится как раз рядом с Schlossgarten, за спиной у Лены. Температура воды там нас не очень порадовала, другой подобный бассейн был закрыт и мы в итоге оказались в Bad Cannstatt. Очень рекомендую к посещению! Эта вода действительно совсем по-другому чувствуется кожей, да и просто приятно побарахтаться в воде после недели вкручивания в +30 без единого озера.
В этом же бассейне мы узнали, что немцы действительно такие немцы :) Я оставил заряжаться навигатор где-то в районе выхода из раздевалки, через какое-то время пришел посмотреть - нет его. Пошел спрашивать, не видел ли кто. Оказалось, что его взял сотрудник и вернул мне обратно только после того, как спросил откуда я и принято ли у нас тоже пользоваться чужим электричеством. Я как-то даже опешил от такого вопроса и ответил, что затраты электричества настолько низки, что никто не против, если ты будешь заряжать гаджет в кафе, университете или, например, библиотеке. Немец мне объяснил, что так нельзя, на что я пообещал слушаться в следующий раз и не тырить чужое электричество :)
А потом мы быстро покрутили на вокзал, где нас уже ждал поезд в Konstanz, на самую границу со Швейцарией. Но об этом - в следующей части :)