Психологи считают, что в старости человек действительно становится мудрее

Jun 24, 2008 17:46



В таком случае вопрос - а почему же тогда я, например, встречаю так мало мудрых стариков ? Почему на востоке стариков уважают, а у нас нет? Не потому ли, что там старики действительно мудрые, а у нас это редкость? И как в таком случае молодому человеку уважать не мудрого, а зачастую глупого старика?

Одна из причин называется в статье - к старости надо иметь здоровый, не пораженный болезнью или патологией мозг. Это касается всех леюдей не зависимо от того, где он живет. Но, мне кажется, есть еще одна вещь. Это - когда человека государственная система, идеология и т.п. с молодости дезориентировала и дезинформировала. Как например, советская или любая другая диктаторская или авторитарная система, или секта, или религия, или … продолжать можно дальше. Вот второй случай - это больше для нашего общества. И он для наших людей гораздо актуальнее, чем старческая патология мозга. Не отсюда ли (дезориентированность государственной идеологией людей) ответ на вопрос, почему в нашем обществе так мало мудрых стариков?!...

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)
Психологи считают что в старости человек действительно становится мудрее

Считается, что с возрастом мозг человека «работает» все хуже и хуже: пожилые люди с трудом запоминают информацию. Однако психологи Гарвардского Университета показали, что стареющий мозг впитывает большее количество информации, чем мозг молодых людей, но делает это медленнее и надежнее, связывая ее с другими явлениями и классифицируя.

В американском супермаркете, особенно летом, перед покупателем обычно стоит выбор - к какому кассиру встать в очередь? К молодому, который подрабатывает на каникулах, или к старому, который подрабатывает к пенсии. Поскольку я, по старой памяти, ненавижу любые очереди, то обычно я склоняюсь ко второму варианту. Пожилые работают медленнее, зато они делают меньше ошибок, в результате обмен товара на деньги происходит быстрее и надежнее.

Сперва я не придавал значения таким случайным наблюдениям, но недавно выяснилось, что они имеют под собой и статистические и научные, психологические обоснования. Дело в том, что сейчас в массовом порядке выходят на пенсию представители самого многолюдного в американской истории поколения «бэбибумерс». Тут-то и выяснилось, что найти им смену труднее, чем казалось. Потому такие крупные компании, как, скажем, гигантская торговая сеть «Уолл-март», заманивает обратно на работу пенсионеров, предлагая даже рядовым сотрудникам, тем же кассирам, укороченную неделю и рабочие места во Флориде.

Заинтересовавшись этим фактом, за дело взялась наука, которая решила разобраться, что происходит с нашим стареющим мозгом - чем он хуже, и чем, что гораздо интереснее, лучше молодого мозга. Один из авторов исследования сотрудница кафедры психологии Гарвардского университета Шелли Карсон (Shelley H. Carson) рассказала о нем корреспонденту Радио Свобода Ирине Савиновой.

- Принято считать, что с годами мозг начинает работать хуже. Исследование, проведенное в университете Гарвард, показало, что мозг пожилых людей впитывает большее количество информации, чем мозг молодых людей; делает это медленнее из-за расширения фокуса внимания, но надежнее, связывая ее по ходу запоминания с другими явлениями и классифицируя ее в мозгу в связи с последними. Можно ли считать это мудростью, которая, как всегда верили, приходит с годами?

- Начну с определения, что такое мудрость. Одно из запомнившихся мне определений: мудрость - это способность воспринимать все шире и глубже. Можно сказать по-другому: мудрость - это умение использовать собранный за долгие годы жизненный опыт. Если накопленная информация - знания, а мудрость - умение организовать эти знания и использовать их, то конечно старость связана с мудростью. Но с годами далеко не всегда приходит мудрость: она присуща только стареющему не патологическим, вследствие болезней, а естественным путем мозгу.

- 13% американцев в возрасте от 65 лет страдают от болезни Альцгеймера, но, тем не менее, ваши исследования показывают, что старики обладают определенным преимуществом перед молодыми людьми. В каких профессиях это заметно?

- Разумеется, в полагающихся на использование накопленного опыта и знаний профессиях, предпочтение будет отдано пожилым людям. В числе таких профессий - адвокатская и судейская, то есть, те, где не требуется техническое образование. В последние десятилетия стало заметно, как президентами крупных компаний, профессорами, комментаторами новостей все чаще становятся молодые люди. Это происходит, возможно, из-за того, что наше общество отдает предпочтение молодо выглядящим людям и потому, что технологическое развитие нашего общества требует знаний, накопление и быстрая переработка которых успешнее производится молодыми людьми.

- Посмотрим на мир политики. Молодой и пожилой президент страны... У кого и какие есть преимущества?

- Я считаю, что, прежде всего, мозг пожилого человека менее импульсивен, и это преимущество солидного по возрасту президента, такого, как бывший президент Рейган или кандидат в президенты от партии республиканцев Маккейн. Также пожилых людей, политиков в том числе, меньше заботит, что о них думают другие. И, конечно, не надо забывать об умудренности жизненным опытом. Все это вместе взятое говорит, что предпочтительней иметь пожилого президента. Молодой же президент будет скорее склонен вносить изменения в принятый порядок вещей и дел, он будет спонтанен в вынесении и принятии решений. Но мудрости ему взять неоткуда. Но тут я не хотела бы приводить в качестве примера участников проходящей сейчас предвыборной президентской кампании.

- А в чем проявляются недостатки пожилого президента?

- Я могу назвать скорость переработки информации: она действительно замедляется с возрастом, это заметно на примере одного пожилого кандидата. Но разница скорее между разными людьми, чем между разными возрастными группами. Другой аспект: пожилые люди функционируют продуктивнее в более ранние часы суток, чем молодые люди. В случае президента Рейгана в штате Белого дома были вынуждены принять во внимание время суток, когда он работал наиболее оптимально, и изменили свое расписание.

- Творчество и возраст: в какой период жизни люди творят наиболее продуктивно?

- Это зависит от того, каким видом творчества занят человек. Типичными примерами являются изобразительное искусство, музыка, литература и наука. Заслуженный профессор отделения психологии университета штата Калифорния в Дейвисе Дин Кит Саймонтон провел важнейшее исследование творческого процесса на протяжении жизни человека. Он обнаружил, что человек достигает пика в творческой деятельности в разный для каждого вида творчества период. Физик-теоретик, как правило, достигает вершины своего творческого потенциала в молодом возрасте. Примерами могут служить Эйнштейн и гений-математик Джон Форбс Нэш, ставший героем книги и фильма «Игры разума». Композиторы, художники и писатели успешнее творят в более поздний период своей жизни. Но творческий потенциал распространяется по всей длине жизни. Накопленный же опыт, повторю, способствует не всякому творческому процессу.

- Где и как обществу лучше использовать стариков?

- Пожилые люди с их накопленными знаниями и опытом становятся прекрасными консультантами практически во всех родах деятельности человека, где не требуется базы технических знаний. Другое поле деятельности, где нам просто необходимо использовать пожилых людей - это преподавание. В Америке ширится движение среди пожилых людей, безвозмездно предлагающих свой опыт - они становятся наставниками в учебных заведениях. Но я считаю, что наряду с волонтерской - благотворительной - деятельностью нужно предлагать ушедшим на пенсию пожилым людям и платные должности.

- Шелли, о какой старости для себя вы мечтаете?

- Для самой себя и для ваших читателей я желаю старости без болезней. Сама же я хотела бы все время продолжать учиться. Я веду дневник, куда записываю, что нового я узнала за каждый день. Не просто новую информацию, а как она изменяет мое понимание устройства мира. Я хочу внести последнюю запись в день моей смерти. Состарившись, я хочу ездить по миру, быть ментально и профессионально активной, взять уроки игры на пианино, подняться на Мачу-Пичу, рисовать акварелью. В пожилом возрасте у нас появляется свободное время, ненадолго, но все же, мы можем сделать то, что не успели сделать в молодости, когда торопились выполнять срочные дела. У нас появится время подумать о том, как приобретенные знания объясняют смысл жизни.

- Что можно сделать, чтобы наш мозг не слабел со старостью?

- Разные исследования предлагают разные способы поддержания живости ума. Самый популярный - постоянное получение знаний. Я с радостью отмечаю, что возможностей продолжить образование в пожилом возрасте становится все больше. Выйдя на пенсию, многие начинают брать какие-нибудь уроки: рисования, языка, стрельбы из лука, философии. Но самое главное - это оставаться активными физически. Занимаясь аэробикой, например, мы питаем мозг кислородом. Правильное питание и отдых как минимум восемь часов в день - две следующие важные составляющие поддержания жизнедеятельности клеток мозга и системы нашей памяти.

Александр Генис (Нью-Йорк)

Источник информации: "http://www.svobodanews.ru/"

Опубликовано на сайте "Беларуская сацыял-дэмакратычная партыя (Грамада)" (http://bsdp.org/?q=be/node/5581)
24.06.2008 г.

Жизненная мудрость

Previous post Next post
Up