В таком случае вопрос - а почему же тогда я, например, встречаю так мало мудрых стариков ? Почему на востоке стариков уважают, а у нас нет? Не потому ли, что там старики действительно мудрые, а у нас это редкость? И как в таком случае молодому человеку уважать не мудрого, а зачастую глупого старика?
Одна из причин называется в статье - к старости надо иметь здоровый, не пораженный болезнью или патологией мозг. Это касается всех леюдей не зависимо от того, где он живет. Но, мне кажется, есть еще одна вещь. Это - когда человека государственная система, идеология и т.п. с молодости дезориентировала и дезинформировала. Как например, советская или любая другая диктаторская или авторитарная система, или секта, или религия, или … продолжать можно дальше. Вот второй случай - это больше для нашего общества. И он для наших людей гораздо актуальнее, чем старческая патология мозга. Не отсюда ли (дезориентированность государственной идеологией людей) ответ на вопрос, почему в нашем обществе так мало мудрых стариков?!...
Георгий Козулько
Беловежская пуща
(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес:
kazulka@tut.by)
Психологи считают что в старости человек действительно становится мудрее
Считается, что с возрастом мозг человека «работает» все хуже и хуже:
пожилые люди с трудом запоминают информацию. Однако психологи Гарвардского
Университета показали, что стареющий мозг впитывает большее количество
информации, чем мозг молодых людей, но делает это медленнее и надежнее,
связывая ее с другими явлениями и классифицируя.
В американском супермаркете, особенно летом, перед покупателем обычно
стоит выбор - к какому кассиру встать в очередь? К молодому, который
подрабатывает на каникулах, или к старому, который подрабатывает к пенсии.
Поскольку я, по старой памяти, ненавижу любые очереди, то обычно я
склоняюсь ко второму варианту. Пожилые работают медленнее, зато они делают
меньше ошибок, в результате обмен товара на деньги происходит быстрее и
надежнее.
Сперва я не придавал значения таким случайным наблюдениям, но недавно
выяснилось, что они имеют под собой и статистические и научные,
психологические обоснования. Дело в том, что сейчас в массовом порядке
выходят на пенсию представители самого многолюдного в американской истории
поколения «бэбибумерс». Тут-то и выяснилось, что найти им смену труднее,
чем казалось. Потому такие крупные компании, как, скажем, гигантская
торговая сеть «Уолл-март», заманивает обратно на работу пенсионеров,
предлагая даже рядовым сотрудникам, тем же кассирам, укороченную неделю и
рабочие места во Флориде.
Заинтересовавшись этим фактом, за дело взялась наука, которая решила
разобраться, что происходит с нашим стареющим мозгом - чем он хуже, и чем,
что гораздо интереснее, лучше молодого мозга. Один из авторов исследования
сотрудница кафедры психологии Гарвардского университета Шелли Карсон
(Shelley H. Carson) рассказала о нем корреспонденту Радио Свобода Ирине
Савиновой.
- Принято считать, что с годами мозг начинает работать хуже.
Исследование, проведенное в университете Гарвард, показало, что мозг
пожилых людей впитывает большее количество информации, чем мозг молодых
людей; делает это медленнее из-за расширения фокуса внимания, но надежнее,
связывая ее по ходу запоминания с другими явлениями и классифицируя ее в
мозгу в связи с последними. Можно ли считать это мудростью, которая, как
всегда верили, приходит с годами?
- Начну с определения, что такое мудрость. Одно из запомнившихся мне
определений: мудрость - это способность воспринимать все шире и глубже.
Можно сказать по-другому: мудрость - это умение использовать собранный за
долгие годы жизненный опыт. Если накопленная информация - знания, а
мудрость - умение организовать эти знания и использовать их, то конечно
старость связана с мудростью. Но с годами далеко не всегда приходит
мудрость: она присуща только стареющему не патологическим, вследствие
болезней, а естественным путем мозгу.
- 13% американцев в возрасте от 65 лет страдают от болезни
Альцгеймера, но, тем не менее, ваши исследования показывают, что старики
обладают определенным преимуществом перед молодыми людьми. В каких
профессиях это заметно?
- Разумеется, в полагающихся на использование накопленного опыта и
знаний профессиях, предпочтение будет отдано пожилым людям. В числе таких
профессий - адвокатская и судейская, то есть, те, где не требуется
техническое образование. В последние десятилетия стало заметно, как
президентами крупных компаний, профессорами, комментаторами новостей все
чаще становятся молодые люди. Это происходит, возможно, из-за того, что
наше общество отдает предпочтение молодо выглядящим людям и потому, что
технологическое развитие нашего общества требует знаний, накопление и
быстрая переработка которых успешнее производится молодыми людьми.
- Посмотрим на мир политики. Молодой и пожилой президент страны... У
кого и какие есть преимущества?
- Я считаю, что, прежде всего, мозг пожилого человека менее
импульсивен, и это преимущество солидного по возрасту президента, такого,
как бывший президент Рейган или кандидат в президенты от партии
республиканцев Маккейн. Также пожилых людей, политиков в том числе, меньше
заботит, что о них думают другие. И, конечно, не надо забывать об
умудренности жизненным опытом. Все это вместе взятое говорит, что
предпочтительней иметь пожилого президента. Молодой же президент будет
скорее склонен вносить изменения в принятый порядок вещей и дел, он будет
спонтанен в вынесении и принятии решений. Но мудрости ему взять неоткуда.
Но тут я не хотела бы приводить в качестве примера участников проходящей
сейчас предвыборной президентской кампании.
- А в чем проявляются недостатки пожилого президента?
- Я могу назвать скорость переработки информации: она действительно
замедляется с возрастом, это заметно на примере одного пожилого кандидата.
Но разница скорее между разными людьми, чем между разными возрастными
группами. Другой аспект: пожилые люди функционируют продуктивнее в более
ранние часы суток, чем молодые люди. В случае президента Рейгана в штате
Белого дома были вынуждены принять во внимание время суток, когда он
работал наиболее оптимально, и изменили свое расписание.
- Творчество и возраст: в какой период жизни люди творят наиболее
продуктивно?
- Это зависит от того, каким видом творчества занят человек. Типичными
примерами являются изобразительное искусство, музыка, литература и наука.
Заслуженный профессор отделения психологии университета штата Калифорния в
Дейвисе Дин Кит Саймонтон провел важнейшее исследование творческого
процесса на протяжении жизни человека. Он обнаружил, что человек достигает
пика в творческой деятельности в разный для каждого вида творчества
период. Физик-теоретик, как правило, достигает вершины своего творческого
потенциала в молодом возрасте. Примерами могут служить Эйнштейн и
гений-математик Джон Форбс Нэш, ставший героем книги и фильма «Игры
разума». Композиторы, художники и писатели успешнее творят в более поздний
период своей жизни. Но творческий потенциал распространяется по всей длине
жизни. Накопленный же опыт, повторю, способствует не всякому творческому
процессу.
- Где и как обществу лучше использовать стариков?
- Пожилые люди с их накопленными знаниями и опытом становятся
прекрасными консультантами практически во всех родах деятельности
человека, где не требуется базы технических знаний. Другое поле
деятельности, где нам просто необходимо использовать пожилых людей - это
преподавание. В Америке ширится движение среди пожилых людей, безвозмездно
предлагающих свой опыт - они становятся наставниками в учебных заведениях.
Но я считаю, что наряду с волонтерской - благотворительной - деятельностью
нужно предлагать ушедшим на пенсию пожилым людям и платные должности.
- Шелли, о какой старости для себя вы мечтаете?
- Для самой себя и для ваших читателей я желаю старости без болезней.
Сама же я хотела бы все время продолжать учиться. Я веду дневник, куда
записываю, что нового я узнала за каждый день. Не просто новую информацию,
а как она изменяет мое понимание устройства мира. Я хочу внести последнюю
запись в день моей смерти. Состарившись, я хочу ездить по миру, быть
ментально и профессионально активной, взять уроки игры на пианино,
подняться на Мачу-Пичу, рисовать акварелью. В пожилом возрасте у нас
появляется свободное время, ненадолго, но все же, мы можем сделать то, что
не успели сделать в молодости, когда торопились выполнять срочные дела. У
нас появится время подумать о том, как приобретенные знания объясняют
смысл жизни.
- Что можно сделать, чтобы наш мозг не слабел со старостью?
- Разные исследования предлагают разные способы поддержания живости
ума. Самый популярный - постоянное получение знаний. Я с радостью отмечаю,
что возможностей продолжить образование в пожилом возрасте становится все
больше. Выйдя на пенсию, многие начинают брать какие-нибудь уроки:
рисования, языка, стрельбы из лука, философии. Но самое главное - это
оставаться активными физически. Занимаясь аэробикой, например, мы питаем
мозг кислородом. Правильное питание и отдых как минимум восемь часов в
день - две следующие важные составляющие поддержания жизнедеятельности
клеток мозга и системы нашей памяти.
Александр Генис (Нью-Йорк)
Источник информации: "
http://www.svobodanews.ru/"
Опубликовано на сайте "Беларуская сацыял-дэмакратычная партыя (Грамада)" (
http://bsdp.org/?q=be/node/5581)
24.06.2008 г.