Образование будущего и маршруты за фазовый барьер

Feb 07, 2012 03:08

Мои предварительные тезисы для выступления на предстоящем форуме Глобальное будущее 2045

1. Группа Метавер в 2010 г. выполнила форсайт образования до 2030 года - по факту, сейчас это одно из двух в мире наиболее глубоких (по горизонту и глубине проработки) исследований перспектив образования. Многие из выводов этого форсайта оказываются универсально применимы к процессам, происходящим в настоящее время и связанным с эволюцией цивилизации и человечества как вида.

2. В ближайшие годы человечество ожидают изменения революционного характера, идущие в трех слоях техно-/социо-/психо-процессов:
а. первый слой процессов уже проявился - это проникновение сетевых технологий в нашу жизнь (Интернет). Существенно, что этот Интернет только в начале пути - дальнейшее его будущее связано с распространением повсеместно доступного широкополосного мобильного доступа и тотальной оцифровкой интеллектуального и культурного наследия человечества.
б. второй слой процессов: взаимопроникновение виртуальности и реальности. С одной стороны, это возникновение «умной среды» / Интернета вещей (как проникновение физического пространства в виртуальное), с другой - распространение дополненных реальностей (как проникновение виртуального пространства в физическое)
в. третий слой процессов: взаимопроникновение «внутреннего» и «внешнего» в человеке - с одной стороны, распространение телесных интерфейсов для коммуникации с сетью и «умной средой», а также «протезирование» новых органов чувств и органов действия (расширение границ «внутреннего»), с другой - развитие когнитивных технологий (как систем типа «мозг-компьютер-сеть»)

3. Результатом этих процессов станет возникновение на субстрате человечества новых общностей - антропоструктур с принципиально новым уровнем связности (с которыми отдельные индивиды соотносятся примерно как нейрон с нервной тканью). Эти новые общности (вероятно, их будет более одной) окажутся способны к новому уровню совместного понимания, взаимного доверия и совместного действия. Момент возникновения этих общностей мы относим к периоду широкого распространения когнитивных технологий - около 2025-2030 года. Наша гипотеза - именно в возникновении такого рода общностей и состоит феномен фазового перехода.

4. Возникновение такого рода общностей - практически единственный путь к устойчивому решению основных глобальных кризисов современности - экологическому, ресурсному, экономико-финансовому и политическому. Все эти проблемы связаны с низким уровнем доверия и неспособностью людей преодолеть «проклятие эгоизма», ориентирующее их на действие в личных интересах и интересах малых групп. По-видимому, иного пути, как обеспечить возникновение таких общностей, нет. Соответственно, нужно направить наши согласованные действия на то, чтобы (технологиями и практиками) простроить маршруты к из появлению.

5. Роль образования в этом процессе двояка:

а. образование как ключевой заказчик технологических решений в пространстве изменений - появление новых форматов, радикально изменяющих образовательные практики (здесь просто отсылаю к нашему исследованию)

б. образование как инструмент трансляции новой модели, как «врата», через которые разные ее элементы, обеспечивающие возникновение новых общностей, выстраиваются в мире
Previous post Next post
Up