К теме "забвения мертвых":
http://bowin.livejournal.com/838247.html Сегодня на
семинаре mirta_elena имел инсайт (благодаря просмотру исходного видео с участием мастера - в данном случае Хеллингера - что всегда способствует). Обычный подход в работе с родовым прошлым и прошедшими поколениями (умершей прабабушкой, например) состоит во взаимодействии до нахождения некоторой ситуации "нового баланса" - например, мертвые "благославляют" живых на собственную жизнь. В "мертвой" (или "последней") расстановке Хеллингер говорит о том, что пытаться наладить контакт с мертвыми не нужно - нужно создать ситуацию, в которой прошлое можно отпустить, в которой мертвые останутся мертвыми, а живые продолжат жить. Это можно сделать через ситуацию забвения, которая в пространстве расстановок реализуется как "повернуться спиной и уйти".
Попытавшись объяснить, что я видел, пришел к такому образу. Одна из древних и повторящихся историй - путешествие в мир мертвых - видна в мифе об Орфее. Орфей отправляется живым в царство мертвых, чтобы вызволить свою возлюбленную Эвридику. Аид соглашается вернуть ему возлюбленную при условии, что Орфей на пути в мир живых ни разу не обернется назад. Орфей не выдерживает, оборачивается, видит мелькнувшую тень - и все, Эвридика потеряна для него, и он остается в вечной скорби, теперь он не может любить и вскоре гибнет от руки растерзавших его опьяненных женщин.
Не буду говорить о том, как я понимал этот миф раньше - скажу о том, что я увидел в нем сейчас. Орфей поворачивается к миру мертвых спиной и идет в мир живых. Если он придет в мир живых - он обретает способность любить. Его Эвридика - это не воскрешенная женщина, но это энергия женской любви, с которой он может быть так, как он был когда-то с Эвридикой - беззаботным и полностью счастливым. Но Орфей не готов забыть, не готов довериться новой ситуации. Он глядит в прошлое, в мир мертвых - делая выбор в пользу воспоминания (тени, которая никогда не воплотится в новом теле), - и тем самым приговаривает себя к скорби и невозможности новой любви. Раньше взаимодействие с женским было движущей силой его поэтического таланта - теперь его контакт с женским потерян, и женщины становятся причиной его гибели. Сохранение связи с мертвой возлюбленной "тащит" Орфея в царство мертвых.
Способность забывать - это способность двигаться дальше, способность "жить за себя". В других пластах это способность забыть традицию (которую тоже хранят "живые мертвецы") и воспринимать мир через свежесть "здесь и сейчас". Вроде бы, в начале учительского пути Иисус сказал ученикам: "Оставим мертвым хоронить своих мертвых". У Хеллингера, кстати, такой образ: мы все, живые и мертвые, должны перестать заниматься делами друг друга и должны обратить свой взгляд на дальний свет (distant light) созидательной силы.