Птичьи дары

Mar 25, 2015 21:31

Со всей земли,
Из гнезд насиженных,
От Колымы
До моря Чёрного
Слетались птицы на болота
В место гиблое.
На кой туда вело -
Бог, леший ведает.
Но исстари
Тянулись косяки
К гранитным рекам,
В небо-олово.
В трясину-хлябь
На крыльях солнце несли,
На чёрный день
Лучей не прятали,
А жили жадно,
Так, словно к рассвету расстрел.
Транжирили
Руду непопадя,
Любви ведро
Делили с прорвою,
Роднились с пиявками,
Да гнезда вили в петлях виселиц.

«Алиса», «Шабаш»

Однажды один не вполне адекватный советский руководитель взобрался на ООНовскую трибуну и, распалившись, стал оттуда грозить Соединённым Штатам Америки, обещая показать им Кузькину мать. Переводчики выпали в осадок; «пентагоновские ястребы» сурово насупились, полагая, что под этим термином скрывается какое-то новое суперсекретное русское чудо-оружие; референты кинулись к толковым словарям, судорожно пытаясь выяснить, кто такая «мать Кузьмы»?

Русские люди, в отличие от американцев, не то что не станут искать для себя ответа на этот вопрос, а даже и вопросом таким не зададутся - мы, мол, и так понимаем о чём речь! Понимать-то, только, может, и понимаем, да объяснить не можем. Вот, вы, те, кто прямо сейчас читает эти строки, можете растолковать, чем знамениты пресловутый Кузька и его матушка? Они, вообще, кто - живые существа или неживые предметы? Есть ли они в той комнате, где вы сейчас сидите или чтобы добыть их надо идти за тридевять земель? Ну, и, наконец, чем же так страшна Кузькина мама, если даже одна её простая демонстрация способна вызвать в Америке армагеддон???

Люди наши таким же Макаром (кстати, а кто такой Макар и связан ли он как-то с известным погонщиком телят?) понимают спинным мозгом, но не могут объяснить кучу аналогичных идиом. Такие всем понятные вещи, первородный смысл которых утрачен в седой древности, называются архетипами.

Об одном таком архетипе и его происхождении мы сегодня и поговорим. Если взять картинку, с изображением аиста, несущего в клюве спелёнатого младенца, выйти на улицу, остановить десять тысяч человек и попросить их объяснить нам смысл этой картинки, то все десять тысяч человек, не задумываясь, автоматически ответят, что на ней визуализирован популярный ответ на детский вопрос «Откуда берутся дети?» - их аист приносит. Именно этот гипотетический аист и представлен на нашем изображении, а означает оно прибавление в чьём-то семействе.

В принципе, мы смело можем назвать картинку с аистом и младенцем пиктограммой. То есть, изображением, у которого смысловое наполнение не соответствует визуальному ряду и дешифрация которого требует абстрактного подхода. По такому принципу работает любое иероглифическое письмо - от древнего египетского до современного китайского.



Куда летит аист, мы знаем, а вот откуда?

Впрочем, на констатации факта, что аист несёт в чей-то дом новорожденного, дешифровка этого символа и окончится. Уже на вопрос «Откуда аист несёт младенца?» ответа, скорее всего, не последует. Аист с младенцем стали для нас настолько банальны, настолько «замылили» нам глаза, что мы, отлично представляя себе куда летит детонесущая птица, даже не задумываемся, что у её полёта где-то есть и отправная точка. Где, в конце концов, складированы младенцы, которых доставляют аисты счастливым родителям?! И почему, кстати, для этого используются аисты, а не страусы, например?

Любые архетипы формируются не годами и даже не веками, а тысячелетиями. Наш аист с младенцем не исключение. Корнями своими эта идиома уходит в славяно-языческие представления об окружающем мире. Там, в верованиях далёких пращуров, в их мировоззрении, во взглядах на природу и своё место в ней и надо искать расшифровку символики аиста, несущего новорожденное чадо.

А начать придётся с устройства славяно-языческой Вселенной. Она виделась нашим предкам трёхуровневой: Верхний Мир (Правь) - мир богов; Средний Мир (Явь) - наш мир, и, наконец, Нижний Мир (Навь) - мир демонических сил. Причём, наш Мир, самый маленький и примитивный, по этой схеме, являет собой лишь точку соприкосновения Верхнего и Нижнего Миров; поле их непрекращающейся битвы, которая коловращает Вселенную.

Два «нечеловеческих» Мира - Верхний и Нижний - во много раз обширнее Мира людей и разделены на «этажи». Такие «этажи» Верхнего Мира называются небесами. Их семь. Вспоминаем расхожее выражение «На седьмом небе от счастья». Описывает оно пребывание на наивысшем - седьмом славяно-языческом - небе, где расположена резиденция верховного бога славянского пантеона Сварога светлая Сварга.



Андрей Клименко «Сварог-прародитель».

Вокруг неё произрастает дивный сад Ирий - славянский языческий рай. Определить, что мы уже не на земле, а в Сварге очень просто: в Ирии трава голубая - поэтому небо тоже голубое. А отсюда проистекает ещё одна идиома - «голубые дали», описывающая открывшиеся перед кем-то привлекательные, но маловоплотимые в этой жизни перспективы.

Ирий - место пребывания не только богов, но и человеческих душ. Таковых в Сварге две категории. Первая - души умерших предков, которые заслужили блаженство пребывать в обители богов праведной жизнью в нашем Мире; вторая - это души детей, которым ещё только предстоит родиться.

Место это доступно не только бесплотным душам, но и существам вполне осязаемым: в Ирий улетают на зиму перелётные птицы. Их-то Сварог и привлекает к транспортировке душ для новорожденных на землю. Когда на земле рождается человек, на небе Сварог открывает окошко. Через него он выпускает птицу, несущую младенческую душку. Через него же он будет всю жизнь наблюдать за этим человеком, фиксируя его поступки, как хорошие, так и дурные. С земли окошки эти видны, как звёзды. Поэтому, звёзд на небе столько, сколько на земле живёт людей. Представление это без купюр перейдёт из язычества в христианство и зафиксируется в нём постулатом: «Небо - терем Божий, а звёзды - окошки, через которые ангелы за нами наблюдают» (В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»).

Избирательности механизм доставки новорожденных на землю не имеет, и, если зазеваться, то те же птицы могут прихватить детскую душу и в обратный путь - этому печальному явлению посвящено отдельное произведение русского фольклора сказка «Гуси-лебеди». Именно, поэтому мы до сих пор считаем крайне недоброй приметой залетевшую в дом птичку - по языческим верованиям, она прилетела, чтобы забрать чью-то душу.

Раз, уж, вспомянули эпических гусей-лебедей, то придётся заодно и признать, что аист с нашей пиктограммы узурпировал их место. Как мы установили, относить на землю детские души могут не только аисты, но и вообще любые перелётные птицы. А первенство в этом деле, всё же, должно принадлежать именно гусям-лебедям, поскольку лебеди - личные птицы Сварога.

Но возвращаемся к нашему детоносному аисту - что же мы выяснили? Оказывается, летит он с седьмого неба, из языческого рая Ирия, где обитают души нерождённых детей, и на его месте могла бы быть любая перелётная птица. Какая красивая мифологемма; какая прелестная сказка… Сказка, говорите? Что там Александр Сергеевич говаривал по поводу сказок? - «Сказка - ложь, да, в ней намёк»… ошибался Александр Сергеевич! В сказках нет ни полслова лжи; они - истина высочайшей пробы! Так давайте же и убедимся в этом на примере того, как перелётные птицы оказались съассоциированы с процессом деторождения.

Начать придётся издалека - приготовьтесь к длинному вступлению…

В череде славянских языческих праздников особое место занимал, приуроченный ко дню летнего солнцестояния, Ярилин день. Нам он более известен, как Купало или даже Иван Купала и Аграфена Купальница.

Последнее название есть ни что иное, как корявая попытка припудрить сугубо языческое празднество христианскими датами - днём памяти священномученицы Агриппины Римляныни и рождеством Иоанна Предтечи. Хотя, надо отдать должное, доказать первичность христианских торжеств пытались многие, причём не только лица духовного звания, но и вполне светские учёные. Так великий русский фольклорист-филолог Герман-Вольдемар Пропп (смешное словосочетание - не находите?!) название Купало выводил из того, что Иоанн Предтеча крестил Христа, окуная его в воду, то есть купал его. Отсюда, гениальный вывод: купал - Купало.

Воздержусь от расовых намёков, что германам-вольдемарам и прочим проппам ловчее бы было изучать, свой родной, немецкий фольклор, в котором есть тоже немало интересного, а русские сказки оставить кому-то более под них ментально адаптированному (мне, например) - перейдём сразу к делу. Название Купало происходит не от глагола «купаться», а от существительного «купа, купавна». Это сложный многоуровневый термин. Самый приземлённый его смысл - это костёр, непременный атрибут Ярилиного дня. На втором уровне восприятия - это страсть, оным костром символизируемая; страсть, как правило, понимается любовная (тоже атрибут описываемого праздника), а потому не удивляйтесь, если встретите тот же корень в имени греческого божка любви Купидона. Ну, и, наконец, это то, что мы называем белым светом, то есть божественный свет, наполняющий нашу Вселенную и дающий жизнь - видимый аспект яри, речь о которой пойдёт абзацем ниже.

В праздновании Ярилиного дня не было ничего христианского! Скорее даже, наоборот! Это был оргаистичный, подчёркнуто сексуализированный праздник, чуждый всем христианским представлениям о добродетели: «Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмянется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гуденьем струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киваньем, и устами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топанье; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление» (игумен Памфил, XVI век).

Сейчас, стараниями драматурга Островского, создавшего в корне неверный образ в пьесе «Снегурочка», Ярилу массовое сознание ошибочно считает богом Солнца. А на самом деле, Ярило был богом яри - производительных сил природы; покровителем плодородия, плотской любви и агрессивной мужской сексуальности (однокоренные слова яркий, яростный, яровой).

Изображался он соответствующим образом. Главным персонажем на Купалу было соломенное чучело Ярилы - гигантская, богато украшенная, антропоморфная мужская фигура, как скользко выразился в её адрес Фрезер «подобная Приапу». Подобие это заключалось в гипертрофированно изображённых половых признаках с эрегированным членом. Соломенного Ярилу весь день таскали по деревне и поклонялись ему, как святыне (в конце, правда, разрывали на куски и топили). Под влиянием христианства у ритуальной фигуры сначала поубавят размеры гениталий, потом нивелируют их совсем, а потом отнимут и имя, заменив исконное Ярило на расплывчатое Купало.



Чучело Ярилы в современной интерпретации (спасибо http://orei.livejournal.com).

Обрядами поклонения чучелу приапоподобного Ярилы дело, однако, не ограничивалось - после заката наступала, так сказать, практическая часть празднований. Сначала следовало ритуальное очищение всеми стихиями. Надлежало пройтись босиком - очищение землёй (мы сейчас знаем, что это лучший способ снять статическое электричество); раздеться - очищение воздухом; прыгнуть через костёр - очищение огнём и, в финале, искупаться - очищение водой. А потом следовала оргия…



Пуританские нравы Викторианской эпохи не позволили художникам XIX века, даже любителю оргаистичной тематики Г. Семирадскому, изобразить истинный размах празднований Купальской ночи.

В этот день, единственный в году, снимались все запреты и сексуальные табу - кто где кого поймает, тот там того и пользует. Причём, дети, даже явно зачатые в эту ночь на стороне, должны были воспитываться, как свои собственные без каких либо различий и попрёков. Скажете - дикость… давайте разберёмся…

Оргия на Ярилин день имела серьёзное физиологическое обоснование. Целью свального греха было не банальное скотство или получение субъективно приятных ощущений в просторечии именуемых оргазмом, а наступление максимального числа зачатий. Ибо для зачатия это был лучший момент в году!

Как мы отметили, Ярилин день - это праздник летнего солнцестояния. То есть, приходится он на самые короткие в году ночи и самые продолжительные световые дни. Длительность светлого времени суток и нахождения Солнца над горизонтом обусловливает максимум инсоляции. Это означает, что у будущих родителей в достаточном количестве вырабатывается витамин D - а это профилактика рахита плюс формирование костной системы плода. Другие витамины потенциальные родители активно получают с пищей. К Ярилину дню уже попали на стол первые плоды нового урожая. По крайней мере, зелени (витамин С, витамины группы В) поспело уже достаточно и сезонный зимне-весенний гиповитаминоз преодолён. Но это ещё первые предвестники; остальной урожай только на подходе - его задача, чтобы женщина весь срок беременности не испытывала недостатка в углеводах.

Солнце оживляет не только растительность; к Ярилину дню раскочегаривается яйценосность у кур (у них она тоже зависит от освещённости), а коровы, на свежей травке, начинают по нарастающей давать молока. Это значит, что беременная на ранних сроках не останется без белков и жиров животного происхождения. Ну, а к холодам ближе можно и поросёночка заколоть…

У человека обилие солнечного света влияет не только на обмен кальция и пигментацию кожи, но и на функционирование эпифиза.



Положение эпифиза среди структур головного мозга.

Эпифиз (шишковидная железа) - самая загадочная железа внутренней секреции в человеческом организме. Одни его считают редуцированным третьим глазом; другие - дремлющим органом, расшевелив который можно пробудить в себе дар ясновидения; третьи - центральной структурой шестой чакры… Официальной же медициной достоверно установлено пока, что эпифиз продуцирует гормон, ответственный за регуляцию циркадных (суточных) ритмов - мелатонин. А на бонус эпифиз подавляет выделение гормонов роста, тормозит половое развитие, угнетает сексуальное поведение. Солнечный свет подавляет деятельность эпифиза и вызывает обратные эффекты, прежде всего, повышает сексуальную активность. В канун Ярилиного дня, она у биологического вида Homo sapiens объективно, на максимуме инсоляции, достигает годового пика и, соответственно, лучшего времени для спаривания не найти.

В случае, если беременность наступает сразу после летнего солнцестояния, роды должны случиться в районе дня весеннего равноденствия. То есть, тёмную и, главное, холодную часть года ребёнок проведёт в утробе матери и появится на свет, когда весна уверенно начнёт вступать в свои права. В этот мир он придёт, когда морозы останутся позади, снег уже почти стает, а продолжительность светового дня начнёт увеличиваться. Нарастающий уровень инсоляции гарантирует новорожденному уже свою собственную, а не от родителей полученную дозу витамина D. К тому же, приурочить рождение ребёнка к тёплому времени года имеет ещё и чисто практический смысл - хотя бы уже из-за того, что летом пелёнки быстрее сохнут.

А ещё один практический подход к такому времени деторождения касался не ребёнка, а матери - она не была потеряна, как работник. Это сейчас, в городских условиях время декретного отпуска от сезона не зависит, а во времена оны, в сельской местности да при натуральном хозяйстве, выключение полноценной пары рабочих рук из производственного процесса было непозволительной роскошью. Чтобы избежать подобных трудопотерь было лишь узкое временное окошко, но для этого, опять же, беременность должна была наступить на Купалу. В таком случае, к Покрову - официальной дате окончания сельскохозяйственного сезона - у будущей мамы как раз кончался первый триместр. Он, конечно, мог сопровождаться токсикозом, но вкалывать по хозяйству, в общем-то, не мешал. А роды ранней весной давали родильнице минимум месяц на восстановление перед началом следующего цикла сельхозработ.

Можете, конечно, возразить мне, что ранняя весна - не самое лучшее время в плане припасов: прошлогоднее подъедено, а до грядущего урожая ещё далеко! Но так нашему малышу в это время ничего, кроме маминой сиси, и не надо. А когда зубы у него полезут и пора будет вводить прикорм, тут и новый урожай уже поспеет.



Судя по количеству зубов, этому малышу из мультфильма «Жил-был пёс», около полугода; волк крадёт его во время сенокоса, значит, рождён он весной, а зачат, по всей видимости, на Купалу.

Есть ещё один, довольно субъективный, но интересный аспект. Если ребёнок зачат на Ярилин день, значит, родиться он должен под зодиакальным знаком Овна. Их стихия огонь, их планета Марс; они настырные и агрессивные. Это вам не истерики-Львы и не депрессанты-Скорпионы - это прирождённые бойцы, берсерки! Планирование массовых зачатий на Купалу, означает, что в обществе велась целенаправленная селекция потенциальных воинов. А это уже называется евгеникой - наукой об улучшении наследственных свойств человека. Вот чем баловались на досуге славянские волхвы!

Вообще, обратите внимание, как всё продумано! Какой суперрациональный подход! Какое тонкое понимание происходящих процессов и органичная встроенность в природу! И после этого господин Гундяев заявляет о моих и ваших предках: «А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери». Пауза… немая сцена… no comments…

Но мы отвлеклись… Итак, вот оно, собственно, то, для чего завели мы этот длинный и не самый простой разговор. Ребёнок, зачатый в купальскую ночь, появится на свет в конце марта - начале апреля. В это время, как раз, возвращаются домой с зимовки птицы (из Ирия или просто из тёплых стран - это уже второй вопрос). И именно это совпадение легло в основу ассоциации, что обильный помёт мартовских овняшек, массово зачатых на Ярилин день, приносят перелётные птицы (а аисты это или гуси-лебеди - опять же, вопрос второй). С них, с плодов свободной купальской любви, предубеждение это распространилось и на остальных новорожденных. Распространилось так глубоко, что мы до сих пор на рефлекторном уровне понимаем сакральный смысл изображения аиста с младенцем в клюве, хотя убей не помним откуда он к нам летит.



Школьное сочинение по саврасовским «Грачи прилетели» сейчас бы я написал совсем по-другому…

А как же быть тем, кому приспичило родиться зимой, когда птицы зимуют в Ирии? Тут тоже без Ярилиного вмешательства не обошлось. Второй стандартный ответ на вопрос «Откуда дети берутся?» - в капусте нашли.

Снова зададимся вопросом: а кто подбрасывает детей в капусту? Ну, а кто, оголодав в лесу, посещает наши огороды, чтобы полакомиться ею? Конечно же, зайцы - личные животные Ярилы, символы мужского начала.

Сексуальная символика просто довлела над зайцами на Руси. Это сейчас, в кастрированных ханжеской цензурой, под детскую аудиторию адаптированных вариантах сказок заяц изображён как беззащитное, всеми унижаемое существо низшего ранга. И совсем другим предстаёт он в нефильтрованных первоисточниках - там он герой и все его героические деяния связаны с его сексуальными способностями.

Заяц был завсегдатаем заговоров «на любовь» и обрядов эротической магии. Заячья кровь считалась самым действенным средством повышения потенции. Заячьим жиром смазывали половые органы роженицам во время затянувшихся тяжёлых родов. Заячий помёт использовали при лечении венерических заболеваний. Заяц, приснившийся во сне, предвещал скорую беременность. Не мудрено, что коллективное бессознательное на время отсутствия перелётных птиц возложило функции по доставке новорожденных именно на зайцев.

Кстати, выражения «заяц капусту подломил» и «заяц в дыру прыгнул» есть не что иное, как ныне забытые иносказательные обозначения полового акта. Не трудно понять, что под зайцем в данном контексте понимается половой член. У этого замечательного органа, вообще, было множество обозначений как одушевлённых (заяц, петушок, сизый селезень), так и нет (уд, зуб, початок, челночок). Иногда даже удостаивался он имён собственных. Ванька, например (отсюда и Ванька-встанька). Или Кузька… да-да, тот самый матерью которого Хрущёв стращал американцев.

Орлов Владимир,
Овен.

бытовая магия, растерянное сокровище, славянская старина, обряды и ритуалы

Previous post Next post
Up