Некоторое время назад проехал по Дмитровке, от МКАД до Бетонки. То, что сейчас напишу, в принципе справедливо для всего нашего дорожного администрирования, но конкретно на этой трассе его кризис выражен очень ярко.
На самом деле, у нас в общественном обороте нет устойчивого термина, который описывает проблему. Можно сказать больше: нету даже языка, на котором можно говорить о подобного рода проблемах. В то время как в реальности проблема, безусловно, существует. Мало того, они сильно влияют на людей. Поэтому общественные установки, базирующиеся на урезанном словаре, не отражающем действительности, сильно идут вразрез с самой жизнью, в этой точке локализуется настоящий кризис.
Я говорю о том, что обобщённо можно называть "невротизацией движения". Кажется,
Петр Шкуматов об этом недавно писал, как человек, много и по делу говорящий на тему автомобильного движения. Проще пояснить на примере.
Я ехал "против шерсти", то есть в Область, в то время как дачный поток уже начал тошнить в сторону Москвы. То есть моё движение было примерно с разрешённой скоростью, без долгого стояния в пробках, на светофорах. Так вот, если сделать метрики такого движения, происходящего в благоприятных, так сказать, расчётных условиях, под которые и строятся наши дороги, сделать запись объективных параметров на чёрный ящик, то можно сделать невесёлый вывод.
Водитель постоянно должен менять значимые параметры своего движения. В первую очередь, конечно, это скорость. У нас на обычных дорогах просто запредельное, безумное количество знаков ограничения скорости. Водитель в течение минуты, едучи по обычному загородному шоссе, должен сбрасывать до 60, иногда до 40, потом ему снова можно ехать 90, потом населённый пункт (табличка на белом фоне), и можно 100 или 200 метров, пока кончится эта деревенька о трёх домах, ехать 60, потом снова 90, и потом перед поворотом 40. И так далее, так далее.
Все эти ограничения не просто так, в пустоту. Вторая проблема (именно проблема, я настаиваю!) - у нас на дорогах просто дичайшее количество камер, которые мерят превышение скорости. Дичайшее. Мало того, не просто установленные за этими постоянными знаками ограничения скорости. В этом году я уже дважды получал штрафы с треног, которые ставят по очень "хитрой" (на деле - просто убийственной) технологии.
Есть длинный участок со сплошной полосой, обгонять нельзя. Перед вами чадит вереница убитых перегруженных КАМАЗов, везущих арбузы. Навстречу движение тоже достаточно плотное. Наконец, вот она - долгожданная прерывистая. Надо жать на газ, чтобы преодолеть эту вонючую процессию и двигаться дальше комфортно. Естественно, обгон должен быть выполнен безопасно, режим газа подбирается с запасом, чтобы не возвращаться обратно в свою полосу уже перед самым носом встречных. Короче, вы давите тапку в пол, обгоняя процессию, превышаете те самые заветные 110 за городом, и вас, довольного, фотографирует тренога. Штраф за превышение.
Я настаивают, что треноги стали ставить именно в таких местах, где в завершающей фазе обгона автомобили часто превышаю "разрешённую" скорость. Поэтому, что приходится делать водителю теперь? - Правильно! Не только обгонять, думая, как безопасно выполнить манёвр, но ещё параллельно вычислять, как бы так обогнать, не превысив и не врезавшись во встречный поток. Нет слов.
Надеюсь, многие уже понимают, о чём это. Наше обыденное, не какое-то там гоночное и дрифтовое, а простое обычное вождение - оно насквозь невротизировано. Зачастую без дела. Конечно, есть ситуации, когда дорогу по уму сделать в данный момент невозможно (допустим, шоссе пролегает через населённый пункт), и там, в опасном для пешеходов месте, можно и поставить знак ограничения скорости с камерой. Но дело в том, что никто в принципе не думает о том, какой в итоге режим вождения программируется.
Все рубят бабки. Госорганам, которые по идее, должны заботиться о безопасности движения, дали в руки инструмент по взыманию "дорожной ренты". Формально - формально! - постоянный контроль скорости якобы должен сделать вождение более безопасным. Ну да, в ПДД так и написано - "...вплоть до полной остановки ТС". То есть тише едешь - дальше будешь.
На деле мы получаем водителя, который постоянно должен дёргаться насчёт своей адекватности знакам и правилам. Широченная Дмитровка, трасса 4 полосы в одну сторону, отбойник посередине и стены по бокам (пешеход не выбежит) - ограничение "60". Почему, зачем?
В нашем дорожном администрировании нет никакой логики. Нельзя предугадать, что же будет за поворотом. Нельзя спокойно доехать по дороге, не боясь постоянно получить штраф за скорость. Нельзя просто приехать к зданию, не интересуясь заранее - есть ли там парковка или нет. Она может быть запрещена просто так, несмотря на имеющееся возле здания место и редкое автомобильное движение. Нельзя понять, почему на некоторых длинных прямых участках запрещён обгон. Вот просто кому-то надо было нарисовать длинную сплошную. Наверное, там в конце участка частенько дежурит наряд ДПС...
Невротизация. Кафкианство.
Не могу сказать, что я много где ездил по миру за рулём, но есть места, где люди прекрасно обходятся без подобных истязаний. Причём не только за границей (всё никак не напишу эссе о поездках по дорогах Испании: боже, как там хорошо водить!), но и у нас. Например, в этом году довелось поездить по Сибири - Хакасия, Красноярский край. Почти полное отсутствие камер и идиотских знаков. Как результат, движение более размеренное. Ты едешь, чтобы ехать, ты просто занимаешься ездой. У тебя не болит постоянно голова, до какой отметки надо сбросить тут или вот тут, и почему здесь нельзя припарковаться. Что самое характерно: люди, оказавшиеся без "обязательного" государева поводка, не ведут себя как дебилы. В смысле, на длинной прямой в хакасских степях никто не топит 200 на бюджетной машине класса "Форд Фокус". Все едут комфортно и адекватно - в вилке от 100 до 130. Людей не надо постоянно контролировать - они сами могут позаботиться о безопасности своей жизни. Подсказывать надо редко и по делу.
Контроль и недоверие.
Кажется, Путин не так давно заявил, что у нас там где-то в планах снизить смертность на дорогах до нуля. Есть самые серьёзные опасения. что на всю страну будет натягиваться именно московско-татарстанский опыт, а не каталонский или красноярский. Давить, давить и ещё раз давить прессом неминуемых штрафов всякого, кто посмел сесть за руль.
Мы будем недоумённо кивать: мол, ну да. всё же во исполнение Правил дорожного движения, написанных кровью... И всё больше не понимать, отчего так: движение всё более нервное, трудное. Люди за рулём напряжённые, перегруженные ненужной информацией. Дороги всё лучше, а ездить всё неприятнее.
Пока это проблема - серьёзная проблема! - почти никак не описывается в установочных документах, статьях. Мы ещё не ввели в обиход такое понятие, как комфортное движение. Хотя, казалось бы, всё на виду. Несложно снять всевозможные метрики. Наконец, можно просто сделать опросы: что раздражает, что не сделано по уму, как было бы лучше?..
Но старый, формальный язык общения государства и водителя выгоден первому. Позволяет спросить с каждого. Это власть над водителем, а от неё государство добровольно вряд ли откажется.