Представляем вашему вниманию книгу Сергея Шестопалова: Молох Грозного или Мы - солдаты чеченской войны (рабочее название книги). В период с декабря 1994 по май 1995 гг., автор в составе 8-й парашютно-десантной роты 137-го гвардейского парашютно-десантного полка 106-й тульской гвардейской воздушно-десантной дивизии принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике. За это время сводный батальон 137-го гвардейского парашютно-десантного полка совершил марш от североосетинского Моздока до чеченского Аргуна, был обстрелян противником в районе Долинского, принял участие в боях за Грозный и операции по блокированию Аргуна, и безвозвратно потерял 28 десантников.
В работе над книгой автор использовал не только свои воспоминания, но и опросил десятки своих сослуживцев, ветеранов боевых действий, исследовал многочисленные материалы и публикации в СМИ. Вместе с автором, читатель пройдет путь от воздушно-десантной «учебки» до чеченского города Грозного. Начав работу над книгой в 2000 г., С. Шестопалов лишь сейчас сумел завершить свой труд. Надеемся, данная книга не останется незамеченной и будет оценена всеми интересующимися темой первой чеченской кампании 1994-1996 гг.
Книгу С. Шестопалова можно заказать по адресу zakazkalibr10@gmail.com. Стоимость (включая почтовые расходы) 300 р. (предоплата). За пределы России - 400 р.
Отрывок из текста:
«Миновали последний блокпост, охраняемый тульскими десантниками из 51-го гвардейского парашютно-десантного полка. Примерно через 300 метров головной танк нашей колонны принял вправо, обходя участок, показавшийся командиру машины подозрительным. Однако механик-водитель БМД-1 № 780 командира 7-й парашютно-десантной роты гвардии капитана Германа Макарова, следовавший за танком, по причине плохой видимости не успел вовремя среагировать на этот маневр и по инерции проскочил вперёд - как раз на минное поле. В воздухе раздался оглушающий хлопок, за ним ещё один, и подорванная машина тут же окуталась облаком чёрно-серого дыма. Оказалось, одновременно под обеими гусеницами БМД сработали две мощные мины «ТМ- 62». В долю секунды бронемашину развернуло вправо на 90 градусов. Дьявольская сила тротила с корнем вырвала передний правый опорный каток и отшвырнула его на десятки метров в сторону. Машина разулась, и обе гусеницы растянулись на земле, как сплющенные дождевые червяки. В дюралюминиевом днище образовалась почти метровая дыра, и множество смертоносных осколков влетело внутрь, поразив экипаж. Гвардии капитана Макарова контузило взрывной волной. Трое членов экипажа, включая начальника штаба батальона гвардии майора Сергея Кувшинова и гвардии прапорщика Александра Шевченко, получили контузии средней степени тяжести. Остальным десантникам тоже досталось изрядно. Механик-водитель БМД младший сержант контрактной службы Сергей Маркин получил осколочные ранения ступней ног. Гвардии рядовому Вадиму Сенчукову взрывной волной оторвало ногу ниже колена, заместителю командира зенитно-ракетного взвода гвардии старшине Вадиму Макушкину одну ногу оторвало выше колена, другую раздробило. Гвардии ефрейтору Оболонскому в момент взрыва повезло быть в машине на месте наводчика-оператора - отделался открытым перелом ноги. А гвардии младший сержант Валерий Дроздов погиб на месте, получив множество смертоносных осколков в спину. Подоспевшие на помощь бойцы, поборов ужас от вида разорванной человеческой плоти, рассекая руки об обрывки ещё не остывшего от огня металла, вытаскивали раненых наружу».
«2С9 «Нона» № 622 гвардии прапорщика Алексея Васильева, за рычагами которой сидел механик-водитель гвардии рядовой Александр Гурин, оказалась теперь головной машиной отставшей колонны. Тихий и молчаливый парень родом из Нальчика, отслуживший в армии год (он был с нами в «учебке» в Дубровичах - прим. авт.), твёрдо вел колонну, как ему казалось, в нужном направлении. Но темнота и туман сыграли с ним злую шутку. В результате колонна выскочила к площади Дружбы Народов и Дому печати. Эта ошибка стала роковой…
Прерывая режим молчания, вдруг ожила радиосвязь, и гвардии подполковник Голубятников спросил: «Где вы есть? Поворот вправо выполнили?»
- По всей, видимости, нет, - неуверенно ответил ему гвардии майор Кувшинов.
- Тогда стоп машинам! - резко приказал комбат.
Но было слишком поздно. Противник уже обнаружил колонну и вступил в огневой контакт. Прорезав темноту ночи, стремительно летящая огненная комета впилась в правый борт головной «Ноны» № 622, которая тут же вспыхнула, как сухой стог сена. Бешеные языки пламени вырвались из люков и моторного отсека обречённой самоходки. Несколько бойцов, контуженные взрывом, неуклюже покидали горящую машину. Остальным членам экипажа повезло меньше. Тут же, с обеих сторон улицы, на колонну, освещенную пожаром подбитой машины, обрушился огонь из гранатомётов и стрелкового оружия.
- Впереди вижу вспышки! Кажется, горит одна из наших самоходок! - послышалось в эфире.
Попадание кумулятивной гранаты получила третья в колонне 2С9 «Нона» № 624. Спасаясь из объятой пламенем самоходки, успели выбраться Дмитрий Клюкин, Вячеслав Тюбаев, Алексей Суровцев и Александр Денисов. Их зимние бушлаты, прожженные десятками искр, дымились от тлеющей ваты. Ранение получил Сергей Иванов. Его, контуженного и обессилевшего, оттащил от горящей самоходки гвардии сержант Клюкин. И вовремя - прогремел оглушающий взрыв, и от горевшей «Ноны» остались лишь куски искореженного металла. Гвардии сержанта Клюкина ударной волной перебило пополам.
- Нам хана! …Ещё одна машина взорвана! Что делать?! - не своим голосом орал кто-то из бойцов по радиосвязи.
Между пылающими факелами горящих машин заметалась одна БМД. Механик-водитель растерялся в сложной обстановке и дергал машину взад-вперед. Однако резкий окрик командира экипажа по внутренней связи привел механика в чувство, и тот, повинуясь командам, взял себя в руки.
- Вправо тридцать пять! Солдат, не тормози! Быстрее, прибавь обороты!
Непросто молодому бойцу обрести самообладание и действовать грамотно при виде развернувшейся перед глазами жуткой картины, когда со всех сторон из мрака несутся в тебя смертельные строчки трассирующих пуль. В такой ситуации просыпается главный инстинкт - самосохранения. Боевая сплочённость экипажа, роты, взвода или отделения - важная составляющая успеха. Командир подразделения уверен в своих подчиненных, лишь когда знает их характер и боевые качества. Поэтому на механиков боевых машин всегда ложится самая большая и тяжёлая ответственность. Едва успел механик вывести свою машину из огненного капкана, как сдетонировала боеукладка первой подбитой «Ноны», оставив после себя лишь дымящуюся на дороге воронку. Искорёженные куски брони вместе с раздробленными катками ходовой части разлетелись в радиусе двухсот метров. Двигатель, весом более чем в тонну, взрывной волной отбросило на изрядное расстояние, разбив кирпичную стену ближайшего строения на уровне второго этажа. Тяжеленный орудийный ствол, с толщиной стенок в два сантиметра, вырвало вместе с казённой частью, согнув, словно тростинку».