Оригинал взят у
kazagrandy в
Венценосный воришка.
Великий князь Николай Константинович был красив, талантлив. Любимец не только отца,
но и дяди - императора Александра II.
Он первым из Романовых окончил Академию Генштаба, причем с серебряной медалью.
Участвовал в Хивинском походе, отличился в боях. Все отмечали его смелость.
Правда, Николу (так его звали в семье) обидели. Наградили орденом не Св. Георгия,
а всего лишь Св. Владимира. А "Георгия" дали его кузену Георгию Лейхтенбергскому,
трусу и, по мнению Николая, "дураку, интригану и льстецу".
Никола - сын великого князя Константина Николаевича и принцессы Саксен-Альтенбургской,
в православии - Александры Иосифовны.
Сначала у них была счастливая семья. Константин женился по любви, а не по дипломатическому
расчету, как нередко случалось в семействе Романовых.
Но затем он встретил балерину Мариинского театра Анну Кузнецову, внебрачную дочь великого
русского трагика Василия Каратыгина. И, что называется, влюбился по уши.
Константин Николаевич не делал тайны из своего романа. Он купил любовнице особняк на
Английской набережной, где и поселился. Теперь великую княгиню он величает "северной
казенной женой", а Кузнецову - настоящей.
Как говорится, дурной пример заразителен. Узнав о романе отца с Кузнецовой, Никола решил,
что и он ничем не хуже. Пошли пьянки, случайные связи. В принципе, ничего удивительного
для молодого великого князя того времени.
Однако удержу Николай Константинович не знал. Его отец считается либералом - он превзойдет
отца. Пьяный Никола цитировал стишки собственного сочинения:
"Будь проклята кровавая династия!
Уж близится кончина самовластия!"
Он знакомится с американской актрисой Фанни Лир - она же миссис Блэк-форд, она же Гэтти Эйли. Собственно, Фанни Лир не была актрисой, если только по жизни. Она была профессиональной соблазнительницей.
Никола влюбился до беспамятства. Он осыпает любовницу подарками, возит в Европу.
А тем временем из дома начинают пропадать вещи.
В апреле 1874 года Александра Иосифовна обнаружила, что из киота иконы Владимирской
Божьей Матери выломаны и пропали бриллианты.
Икона - свадебный подарок Николая I. И опять же - икона. Тут уже не просто воровство,
а святотатство.
Александра Иосифовна была крайне набожный. Она верила, что этот свадебный подарок поможет
ей сохранить семью, от которой, по правде сказать, к этому времени осталось одно название.
А еще она почему-то верила, что именно Никола подавал дурной пример своему отцу, а не наоборот. Александра Иосифовна сразу же заявила, что бриллианты украл Никола.
Такие уж к тому моменту были отношения между сыном и матерью.
Отец сомневался. Слух дошел до Александра II, и он поручил дело петербургскому
градоначальнику Федору Трепову, а потом самому начальнику III отделения и шефу жандармов
графу Петру Шувалову. Бриллианты нашлись в ломбарде. Вскоре нашелся и человек, который
их туда сдал, - адъютант великого князя.
Николай Константинович все отрицал. Устроили очную ставку. Адъютант сказал, что
бриллианты ему передала Фанни Лир. И тогда Никола взял всю вину на себя.
Михаил Греческий выдвигает совершенно фантастическую версию случившегося.
Фанни Лир жила этакой «шведской семьей» с Николаем и неким поручиком Савиным.
Поручик был другом террористки Софьи Перовской, и деньги нужны были на революцию.
Великий князь сочувствовал революции и обещал достать миллион. Но поначалу крал по
мелочевке - серьги, гемму из топазов. На миллион не тянуло.
Однажды, изрядно выпив, вся компания отправилась в Мраморный дворец и в спальне
Александры Иосифовны занялась групповухой.
Потом великий князь, как говорится, вырубился, а Савин с Фанни стащили бриллианты.
К сожалению, Михаил не приводит никаких доказательств. Скорее всего, передает слухи,
которых о Николае Константиновиче ходило столько, что хватило бы еще на несколько книг.
Существует и еще одна версия - граф Шувалов сознательно "подставил" Николая, чтобы
подкопаться под его отца, которого ненавидел.
Сначала он подсунул великому князю Фанни Лир, а потом разработал всю операцию по краже
бриллиантов.
Версия красивая, но маловероятная.
Во-первых, никакой начальник III отделения, даже всесильный Петр Шувалов, которого называли
Петром IV, никогда не рискнул бы подставлять великого князя.
Во-вторых, политическая полиция тогда -до убийства Александра II - просто не умела устраивать провокации. И вряд ли решила бы потренироваться не на ком-нибудь, а на любимом
племяннике императора.
Мы не знаем, что двигало Николаем Константиновичем. В голову ему никто не смог залезть
даже тогда, а уж теперь и подавно. Больше всего Шувалова и Константина Николаевича
удивило, что Никола не проявил ни малейшего раскаяния.
Ему втолковывали, что чистосердечное раскаяние смягчает вину. А Никола на "сотрудничество
со следствием" не шел. Как настоящий вор в законе. Точнее - вор вне закона.
Великим князьям закон не писан в самом прямом смысле. Судить их мог только император.
Александр II собрал семейный совет. Посовещавшись, вынесли решение.
Великому князю запрещалось жить в Петербурге. Он лишался имущества, доходов, званий
и наград. В документах о царской фамилии запрещалось упоминать его имя. Его как бы не существует.
Всю оставшуюся жизнь Николай Константинович провел в ссылках. Сначала его перевозили
с места на место.
За первые семь лет он сменил не менее десятка адресов.
В Оренбурге Никола женился на дочери местного полицмейстера Надежде Дрейер.
О женитьбе узнали в Петербурге. Николай Константинович хоть и ссыльный, но великий князь.
Титул, данный при рождении, никто отнять не мог.
Однако титул накладывал и определенные обязательства. В частности - не заключать
морганатических браков. Так что его брак с полицмейстерской дочкой был расторгнут
Святейшим синодом. А семейству Дрейеров велели покинуть Оренбург.
Не тут-то было. Надежда Дрейер - потомственная казачка. У нее сильный, можно сказать,
мужской характер и упрямый нрав. Она наотрез отказалась расстаться с Николаем Константиновичем.
Тогда Александр III признал морганатический брак, но выслал великого князя подальше -
в Туркестан.
В Ташкенте Никола опять учудил. Он снова женился. Не разводясь с первой женой.
Ведь в Азии многоженство - обычное дело. Брак, конечно, расторгли и послали в Ташкент
медицинский консилиум, чтобы официально признать Николу сумасшедшим.
Дворец в Ташкенте, где жил великий князь.
Однако врачи проявили принципиальность. Они понимали, какого вердикта от них ждут,
но постановили, что великий князь имеет лишь "незначительные психические отклонения".
В 1917 году Николай Константинович приветствовал свержение монархии, а на следующий
год, уже при большевиках, умер. Большевики устроили пышные похороны.
Коллекция великого князя явилась основой для создания Музея искусств Узбекистана.
Среди экспонатов - скульптура "Венера с яблоком", копия знаменитой скульптуры Антонио Кановы.
В виде Венеры изображена Фанни Лир.
Та самая, которая загубила Николе всю жизнь.
.