ЧТО ПРОИСХОДИТ С СЕМЬЕЙ ?

Jan 31, 2012 19:09

В связи с назревшей необходимостью повторяю свой пост 2010 года.

Во второй половине ХХ в. на Западе начались и до сих продолжаются три глобальные революции - сексуальная, гендерная и семейная. В свою очередь все они являются закономерным следствием промышленной научно-технической революции.

Сексуальная революция стала возможной благодаря появлению контрацепции, антибиотиков и средств массовой информации (того же Интернет). Эмансипация сексуальности от репродукции повлекла за собой разграничение понятий и критериев сексуального и репродуктивного, причем первое понятие стало значительно шире второго. В рекламе средств поддержания и продления сексуальной функции деторождение уже даже не упоминается. Одним из мировоззренческих последствий отделения сексуальности от деторождения стала нормализация нерепродуктивной сексуальности (мастурбация, оральный секс и многие другие сексуальные техники, заведомо не ведущие к оплодотворению и зачатию, отчасти сюда же можно отнести и однополую любовь).

Гендерная революция произошла благодаря тому, что в обществе, где почти все производят машины, женщина стала способной прокормить себя и детей без участия мужчины, а вслед за этим стали утрачивать свое значение традиционные полоролевые расклады. "Ослабление гендерной поляризации началось отнюдь не в постели, а в сфере общественного разделения труда... Современные мужчины и женщины открыто конкурируют друг с другом в широком спектре общественных отношений и деятельностей. В сфере трудовой деятельности происходит постепенное разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, ослабление дихотомизации и поляризации мужских и женских социально-производственных ролей, занятий и сфер деятельности. Женщины сравниваются с мужчинами и даже опережают их по уровню образования, от которого во многом зависит профессиональная карьера и социальные возможности. Мужчины утрачивают монополию на политическую власть. В том же направлении гендерного равенства, хотя с большим хронологическим отставанием и множеством этнокультурных вариаций, развиваются брачно-семейные отношения. Существенно изменился и характер социализации детей. Всеобщее школьное обучение, без которого невозможно подготовить детей к предстоящей им сложной общественно-трудовой деятельности, повышает степень влияния общества сверстников, а совместное обучение по общим программам подрывает гендерную сегрегацию и делает привычные представления о гендерных различиях способностей и интересов проблематичными." (И.С. Кон, 2010).

Примечание: Ослабление гендерной поляризации не отменяет полового диморфизма и не устраняет половых различий ни в личностных свойствах, ни в связанных с гендерной принадлежностью интересах и профессиональных предпочтениях (Lippa, 2010)

Суммировавшись, сексуальная и гендерная революции вылились в семейную.



"Нарушенные клятвы" прерафаэлита Филиппа-Гермогенеса Кальдерона (1856). Галерея Тейт Бритн в Лондоне.

Для викторианского живописного стиля характерен символизм, по которому зритель "читает" сюжет картины. По страдальческому выражению лица девушки ясно, что она только что узнала о неверности молодого человека (милуется с другой за забором), чьи инициалы вырезаны на перекладине забора. Разорванное ожерелье, оброненное у подола юбки, указывает на нарушенные обещания, полузасохшие цветы говорят об увядании чувств. Стена, оплетенная плющом, на которую опирается девушка, символизирует ее былую веру в незыблемость любви, в то же время возлюбленный скрывается на картине за дырявым прогнившим забором - аллегорией эфемерности его чувств. (Если увеличите картинку кликами, увидите, вырезанные инициалы и разорванное ожерелье.)
В принципе, моногамная семья, как долговременное партнерство двух разнополых особей, имеющее целью повысить выживаемость собственную и своего потомства, - для приматов явление не характерное. Когда-то человек к нему прибег, и оно действительно тысячелетиями играло важнейшую роль в выживании, но теперь, с развитием индустриального общества, институт семьи стал девальвировать. Сегодня почти всё производят машины, причем в избытке, и двум особям ячейки общества совсем уже не обязательно разделять труд для добывания пищи и взращивания потомства. В индустриальном обществе продукт распределяется более-менее равномерно по всем его членам, воплощается гуманистическая идея о социальной справедливости, а дети воспитываются в основном за пределами семьи в особых общественных институтах (детский сад, школа, ВУЗ, интернет). Мать-одиночка теперь не только способна прокормить своего ребенка, абсолютно ничего не производя и не добывая даже собственного грудного молока, но и более того - современные исследования показывают, что ни физически, ни психически дети, воспитанные в неполных семьях, существенно не отличаются от своих сверстников, выросших с обоими родителями. Таким образом научно-технический прогресс, освободивший человека от необходимости постоянно и тяжело трудиться, изменил весь социум и роли отдельных его членов. А неизбежным побочным эффектом этого стало обесценивание семьи.

По мере того как некоторые традиционные экономические и социальные функции семьи (семья как производственная единица, как ячейка потребления и как институт первичной социализации детей) отмирают или приобретают подчиненное значение, увеличивается ценность психологической близости между членами семьи, будь то супруги или родители и дети. Переход от брака по расчету или по обязанности к браку по свободному выбору предполагает также возможность его расторжения по психологическим мотивам, что делает институт брака менее устойчивым.

Стоит ли об этом жалеть, стоит ли пытаться вернуть прежний социальный уклад? Ну, жалеть о том, что красивые ледяные фигурки тают с наступлением весны, конечно, вполне естественно, но бессмысленно. Так же и с семьей. Семья - инструмент выживания, причем не самый простой для личностного освоения. Как только выживать стало можно без него, большинство молодых людей естественно пошли по пути наименьшего сопротивления и от долгосрочных семейных уз отказались. Чтобы укрепить институт семьи, надо сделать только одно - утяжелить жизнь людей, вернуть их к натуральному хозяйству. А оно им нужно?

Понятно, что молодые люди, обретшие защиту от половых инфекций, нежелательного зачатия, экономическую свободу и огромный выбор сексуально притягательных партнеров в условиях перенаселенных городов и свободы перемещения в пространстве, поддались инстинктивному соблазну к частой смене партнеров. С возрастом, и это уже побочный эффект долгожительства современного человека, привилегии молодости утрачиваются, уходит сексуальная привлекательность, социальная энергичность, зато приходят хвори и немощи. И с возрастом очень многие недавние еще ловеласы и нимфоманки “мудреют” и начинают больше ценить супружескую верность и преданность. Т. е. опять же, как только семейный союз начинает способствовать выживанию (вдвоем старикам выживать очевидно легче и физически и психологически), тут же появляются и долгосрочные сожительства. И это тоже интересная тенденция технократического общества: более поздние браки, уход прочных партнерств в более зрелый возраст, ментально неполовозрелые юноши и юницы.

В повести, что печальней всех не свете, синьора Капулетти, склоняя 13-летную Джульетту к замужеству, чуть ли не называет ее старой девой:

«Так о замужестве пора подумать.

В Вероне многие из знатных дам

Тебя моложе, а детей имеют.

Что до меня - в твои года давно уж

Я матерью твоей была...»

(перевод Щепкиной-Куперник)

Во времена Шекспира замужество в 12-13 лет было делом нередким, хотя официальный брачный возраст был закреплен на 14 годах.В прошлом апреле, путешествуя из Манауса (столица штата Амазонас в Бразилии) в джунгли, я заглянул в одну деревню, где обратил внимание на большое число девочек 12-13 лет с собственными ляльками на руках. Управляющий нашим кэмпом был родом из индейцев и в свои 50 с чем-то лет содержал девчушку 12 лет, которая гордо дефилировала перед туристами с годовалым малышом. Помнится всё это страшно потрясло моего соседа, профессора английской литературы одного из университетов США. Когда я напомнил ему строки из «Ромео и Джульетты», он лишь пожал плечами и сказал: «Ну, это когда было!». А было это, друзья, еще совсем недавно и повсюду, и во многих местах мира остается таковым и по сей день. И нет в этом ничего плохого или хорошего! Просто в том обществе ранний брак был условием его выживания.

Справка: Для Европейской России было типично раннее и почти всеобщее вступление в брак. По свидетельству Н.И. Костомарова, в XVI-XVII вв. русские женились очень рано, бывало, что жених имел от 12 до 13 лет. В 1410 г. митрополит Фотий в послании новгородскому архиепископу строго запрещал венчать "девичок меньши двунацати лет". По указу Екатерины II (1775 г.) всем сословиям уже запрещалось венчать мужчин моложе 15, а женщин моложе 13 лет. В середине же XIX в. разрешалось венчать невест лишь по достижении ими 16, а женихов - 18 лет.

В нашем же социальном устройстве мы пришли к более позднему «дозреванию» юношей и девушек. В то время как идеальные сроки для деторождения завершаются к 24-25 годам, многие наши женщины в это время еще вовсю чему-то учатся, перебирают многочисленных спутников, всячески по этому поводу рефлексируют и, если от всего этого творчества не суицидаются, рожают детёнка после 30. А это, ясен-красен, чревато, ибо с возрастом вероятность рождения ребенка с различными аномалиями увеличивается (причем это же относится и к возрастным папам), а кроме того, воспитание возрастными родителями имеет свои особенности: одно дело когда ребенка растят здоровые, жизнерадостные, мобильные 25-летние родители, и уж совсем другое - 40-летние брюзги, больше занятые своими карьерами и радикулитами. Бывают, конечно, разночудные исключения, но в целом картина не шибко веселая.

Справка: Как показало первое общероссийское репрезентативное когортное демографическое исследование, проект «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ , 2007, 2009), сходные тенденции существуют и в России. Как и на Западе, в России снижается роль зарегистрированного брака. С середины 1990-х годов средний возраст жениха увеличился более чем на два года, а невесты - почти на два года. В то же время произошло снижение не только возраста сексуального дебюта, но и возраста установления первых партнерских отношений. Если в поколениях, родившихся перед войной и в 1940-е годы, первый партнерский союз к 20-летнему возрасту создавали менее 30% женщин , то в поколениях, родившихся в начале 1970-х - почти 50 %.



"Зарёванная невеста" фламандского художника Яна ван Хемессена (1540), Народная галерея в Праге. Милашка, не правда ли? :). Кликните на картинку и рассмотрите в большом разрешении мастерски прорисованную соплю у нее под носом.

По мере того, как семейные гнезда вьются все отсроченней, сексуальный дебют во всем мире молодеет. По данным международного исследования сексуального здоровья школьников 35 стран (1997-98) медианный возраст первого полового акта составил 14 лет для мальчиков и 14,3 года для девочек. Среди 15-летних российских мальчиков сексуальный опыт имели 41%, на Украине этот показатель составил 47,2%. У девочек цифры ниже: половую жизнь в 15 лет ведут только 20,2%. Отчасти снижение сексуального дебюта можно объяснить акселерацией (например, возраст менарахе = первой менструации у девочек-москвичек снизился с 15,1 года в 1935 г. до 13 лет в 1970 г.), что обусловлено лучшим питанием, профилактикой и лечением детских инфекций. Но нельзя отрицать, что подростковые нравы стали более свободными в связи с теми же достижениями научно-технического прогресса, что способствуют отсрочиванию брака (контрацепция, быстрое излечение и даже самолечение венерических болезней, доступность эротической и порнографической, особенно визуального рода, информации в масс-медия и в Интернет).

Хочется высказать еще одну мысль. Несомненно, в обществе имеется более или менее постоянная доля лиц, склонных к длительным союзам, и даже к моногамии, в силу врожденных особенностей своего психотипа. Основная же масса и раньше и теперь по природе полигамна. Просто тогда приходилось тщательно скрывать, а теперь можно расслабиться - никто вас за измену не забьет камнями и даже не осудит на партсобрании.

Интересно также, что, ориентируясь на отмирающие моральные идеалы, пропагандирующие пожизненную верность одному партнеру, эти же молодые люди из полигамного большинства испытывают определенные фрустрации и душевные страдания, поскольку никак не могут отыскать подходящего партнера "чтобы навсегда". Навязанная с детства мораль не позволяет многим таким людям оставаться счастливыми в полигамии, даже если они и без того сыты, обуты и независимы. Наблюдая таких людей, меняющих одного партнера за другим, я не перестаю дивиться их печальным рассуждениям. Они утверждают, что просто не нашли “свой идеал”, что им не везет и т.п., совершенно не понимая при этом, что другой сценарий для них просто не возможен, а если долгосрочное партнерство и осветит когда-нибудь их жизнь, так только с приходом старости (см. выше).

Справка: Согласно репрезентативному всероссийскому опросу Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 56% россиян (а у людей в возрасте 18-35 лет - 71%) имеют среди своих знакомых или родственников пары, которые проживают совместно и ведут общее хозяйство, но не заключают официального брака. Осуждают таких людей только 18% россиян, как правило, не первой молодости (среди респондентов старше 55 лет доля осуждающих составляет 32%, а среди молодежи - только 9%). Пятая часть опрошенных (21%), пары, которые живут вместе без заключения официального брака одобряют, а еще 57% относятся к ним нейтрально. С расхожим мнением: «когда мужчина и женщина проживают совместно, но не заключают официального брака, это означает, что они недостаточно уверены, что их брак будет удачным» - согласились 42% опрошенных (столько же - 41% - не согласились); но 63% согласились также и с мнением: «если мужчина и женщина проживают совместно, ведут общее хозяйство, их можно считать мужем и женой, даже если они не заключили официального брака» (не согласились - 28%)

Склонные же к моногамии лица партнеров меняют редко, держатся за первого же избранника и очень тяжело переживают разрывы. Если им удается встретить такого же, склонного к моногамии, партнера, их союз держится десятилетиями, однако же понятно, что вероятность такой встречи сравнительно невелика.

Очень важно также понимать, что моногамия у человека не всегда тождественна сексуальной (супружеской) верности. Склонный к пожизненному браку с одним партнером человек, может время от времени ходить на сторону, и здесь устойчивость брака будет зависеть либо от умения неверного партнера скрывать свои похождения, либо от толерантности второго партнера. Сексуальность вообще напрямую не связана с деторождением и с браком, чего многие не понимают, а потому устойчивая семья может формироватья при самых разнообразных поведенческих сценариях. Незнание или неприятие этого факта нередко приводит к неспособности преодолеть ревность и к неоправданному разрыву отношений.

Кроме неодинаковой длительности любовных чувств у разных людей, на статистику разводов влияет увеличение общей продолжительности жизни (раньше было меньше разводов просто потому, что многие семьи разрушались вследствие смерти одного из супругов и по другим причинам) и уменьшение размеров семьи: прожить вдвоем, не надоев друг другу, пятьдесят лет гораздо труднее, чем прожить 15-20 лет в большом семейном коллективе. Оба эти явления также - следствие промышленной революции.

Я бы упомянул и другие факторы. Так, у женщин сильно повысились, я бы даже сказал перфекционализировались, критерии отбора спутника жизни. То же, хоть и в меньшей степени, касается и молодых людей. СМИ пестрят изображениями “идолов” - людей с идеальной анатомией тела и лица. Женские романы воспевают невероятно благородных и чувственных молодых людей. И вполне закономерно, что реальные избранники всегда проигрывают отфотошопленным и вымышленным идеалам, и, даже если в какой-то момент к ним приближаются, через пяток годков лысеют, брюзгнут, толстеют, глупеют и вообще скучнеют. Многие знания - многие печали!

Кроме того, появился огромный выбор потенциальных партнеров, так что глаза постоянно разбегаются. Чем скученней популяция, тем выбор шире. Глаза разбегаются, а чувства атомизируются.

Какая уж тут Семья!



"Оплакивание" Яна Саудека (1970), галерея Саудека в Праге.

На похожую тему рассуждал здесь

P.S.: К слову о высоком - если вы до сих пор не посмотрели Ромео и Джульетту в интерпретации:

1) фильма Франко Дзеффирелли 1968г;
2) французского мюзикла Жерара Пресгурвика 2002г;
3) балета редакции Григоровича в Большом театре с Артемом Овчаренко и невообразимо талантливой Ниной Капцовой в главных ролях,

считайте, что жизнь проходит мимо! :)

psychology, art

Previous post Next post
Up