ВСКРЫТИЕ ОДНОЙ КАРТИНЫ

May 09, 2011 01:27

В прошлую среду мне довелось побывать в Эрмитаже. Постоянную экспозицию музея я знаю хорошо, поэтому первым делом отправился на выставку из мадридского музея Прадо. И не пожалел! Дабы достойно отметить год Испании в России, испанцы отправили на гастроли 66 истинных шедевров.

В полном соответствии со своей профессиональной деформацией во всех картинах я нахожу медицинские сюжеты, иногда довольно отвлеченные от написанного художником.

Но вот одна картина на выставке имеет самое прямое отношение к медицине вообще и к современной российской врачебной практике в частности. Это работа Иеронима Босха "Извлечение камня глупости".



Качественное фото картины в полный размер можно посмотреть на сайте Прадо здесь

Некоторые исследователи, отмечая не особо искусную прорисовку лиц, относят картину к раннему периоду творчества Босха, другие же полагают, что она вполне могла быть создана и после 1490 г. Сын и внук художников, Иероним Босх оставил богатое наследие из удивительных картин, многие из которых содержат поучительные аллегории, высмеивающие человеческие пороки. Нам с вами очень непросто уловить смысл этих мизансцен, тогда как современникам художника они были вполне понятны.

Что же мы видим на "Извлечении камня глупости"?

Изображаемая сцена помещена в круг, обрамленный золотыми узорами и надписями на черном фоне. Сверху написано: "Meester snijt die keye ras" (Мастер/доктор, камень вынь сейчас), а снизу - "Myne name es lubbert das" (Меня зовут Любберт Дас). Надо сразу пояснить, что во времена Босха было распространено поверье, что глупость обусловлена застрявшим в голове неким камнем, наврое камней, что случаются в почках или в жёлчном пузыке. Любберт в нидерландской литературе того времени - имя почти нарицательное, синонимично "олуху" и "тупице".

В особо запущенных случаях легковеры обращались к врачам-шарлатанам, которые охотно брали с глупцов деньги и проделывали нехитрые манипуляции - из тех, что довели до совершенства современные хилеры. Подобно тому, как филиппинские кудесники без единого надреза на глазах пациента извлекают из его тела больные органы и ткани (на деле - загодя приготовленную куриную требуху), мошенник, изображенный Босхом, извлекает цветок, символизирующий камень глупости, через поверхностный надрез на темечке пациента . Бакс считает, что цветок сей - тюльпан, и объясняет свое предположение тем, что в староголландском языке слово "тюльпан" было созвучно с одним из определений глупости. Однако я ясно вижу в изображенном цветке кувшинку (нимфею), которая по строению никоим образом на тюльпан не походит. Такая же кувшинка лежит и на столе, видимо, от предыдущего клиента - намек на то, "целитель" пользуется большой популярностью.

Голова хирурга увенчана перевернутой воронкой - символом невежества. Операция происходит на фоне пасторалей (где, в духе Босха, на фоне тонко прорисованного пейзажа белеет и виселица - символ будущей расплаты). Незадачливый пациент - пожилой уже мужчина. При извлечении "камня глупости" присутствуют два свидетеля - седовласый монах и немолодая монахиня. Монах держит кувшин пива - намек на пьянство. Монахиня облокотилась о стол и подпирает рукой щеку, что придает фигуре скучающий вид, а на голове у нее лежит книга. Существуют различные мнения относительно этих двух персонажей, однако в любом случае все исследователи сходятся в одном: на картине ревностный католик Босх изображает духовенство в весьма неприглядном свете (в зрелом творчестве художника прорисовывается и более явная критика служителей церкви, например, в картине "Корабль дураков"). На мой взгляд художник пытается сказать зрителю следующее: дураку не поможет ни медицина, ни наука, ни религия; простака окружают лишь врачи-шарлатаны и религиозные ханжи (монах-пьяница и монашка с напускной ученостью, все знания которой на деле весьма поверхностны, что и символизирует книга на голове). Дополнительно Босх констатирует, что глупца всюду разводят на деньги (даже у монахини по бедру свисает туго набитый кошель).

Эту же тему разрабатывают и нидерландские художники последующих поколений, в том числе Питер Брейгель Старший и Ян ван Хемессен.



Питер Брейгель Старший. «Извлечение камня глупости».



Ян ван Хемессен. «Хирург». Тоже из Прадо. Качественное фото картины см. здесь.

Интересно, как сильно разнятся по смысловой нагрузке картины из Северной и Южной Европы того времени. Босх живет в стране, не вышедшей из мрака Средневековья, южане же греются в лучах итальянского Возрождения. Юный флорентийский гуманист Пико делла Мирандола (впоследствии друг и наставник Микелянджело) в своей "Речи о достоинстве человека" (ок. 1486 г.) возносит осанну роду человеческому. Человек наделен самыми счастливыми свойствами и не знает себе равных среди прочих "земнородных тварей". Человек - единственное существо, которое обладает свободой воли и способностью определять свою суть и предназначение - благодаря этим качествам, получай они должное развитие, человек может стать вровень ангелам. "Именно поэтому, - восклицает Пико, - человек справедливо слывет и прозывается великим чудом природы и существом воистину дивным".

И в это же самое время немецкий сатирик Себастьян Брант выпускает свой первый стихотворный сборник "Корабль дураков", зло высмеивающий человеческие пороки, слабости и недостатки. "Весь мир живет во тьме ночной, - сетует Брант, - влачась в греховном ослепленьи, а между тем повсюду и везде от дурака нам нет спасенья".

В последние годы россияне все глубже погружаются в клерикальное мракобесие, питаются мифами и суевериями, процветшими на перегное фундаментальных наук, учатся и лечатся у проходимцев… Короче, всем в Эрмитаж!

fuflo, art

Previous post Next post
Up