Особняк фон Дервиза.

Mar 01, 2015 15:32

Напротив огромного, привлекающего к себе внимание каждого проходящего мимо, Николаевского дворца (известного ленинградцам-петербуржцам так же по названию "Дворец Труда") по Галерной улице выстроились ничем не примечательные внешне, без притягивающих взгляд украшений, дома, более всего видом своим напоминающие доходные. Однако, не спешите судить по фасаду - он, как невзрачная обложка книги, зачастую скрывает настоящее сокровище.






Дом №33 по Галерной принадлежащий последние годы театру "Санкт-Петербург Опера", имеет долгую историю. Сначала это был самый обычный доходный дом, возведённый в конце XVIII века неизвестным архитектором. (По некоторым источникам, изначально первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII века кабинет-министр при Анне Иоанновне А.П. Волынский, казненный в 1740 году за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину. Однако, при том, что особняк фон Дервизов включал в себя два здания: по Галерной и по Английской набережной - то, где сейчас 1-й Дворец Бракосочетаний, - утверждать, что именно так менялись владельцы дома на Галерной не буду). В 1870 году архитектор Ф.Л. Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус. А чуть позже, в 1883 году, особняк приобретает барон Сергей Павлович фон Дервиз, потомок старинного немецкого рода Визе. Отец его, Павел Григорьевич фон Дервиз, известный концессионер и строитель железных дорог в Российской империи, меценат, действительный статский советник. Сам же Сергей Павлович владел рудниками и поместьями в Киевской, Рязанской и Оренбургской губерниях, занимался благотворительностью, но при этом очень любил и ценил уединение.



Сергей Павлович фон Дервиз, портрет работы К. Маковского.

Задумав перестройку внутренних помещений особняка, молодой Дервиз доверил проведение работ академику архитектуры Петру Шрейберу - по происхождению тоже немцу, который возводил Шлиссельбургские пороховые заводы, дачу Еракова в Ораниенбауме и здание телефонной компании в Ревеле. Результат оказался потрясающим: интерьеры объединённых галереей в единое целое особняков по Английской набережной и по Галерной улице, напоминали путешествие на машине времени. Елизаветинское барокко и классицизм, ампир и модерн сменяли друг друга, поражая гостей великолепно продуманными и подобранными деталями.
















Большой любитель музыки (он и сам был музыкантом - прошёл обучение в Московской консерватории), особое внимание С.П. фон Дервиз уделил Белому театральному залу. Роскошные цветы и прелестные фигуры муз, ангелочки с музыкальными инструментами в руках, над сценой - парящая фигура Гения в сопровождении Талии и Евтерпы, плафон, украшенный росписью... Говорят, что хозяин особняка любил находиться здесь в одиночестве: он приглашал музыкантов, ставил в зале один-единственный стул, на котором располагался сам, и наслаждался льющимися со сцены прекрасными звуками...



















Однако, как и у многих творческих личностей, в делах у барона не всё шло гладко, и неожиданно для всех имущество его оказалось под опекой. В рассмотрение обстоятельств дела барона С.П. фон Дервиза включились влиятельные государственные деятели С. Витте и К. Победоносцев: опеку сняли, и честное имя барона удалось тогда спасти. Но, видимо, это послужило неким толчком извне, и в вскоре барон объявил, что с семьёй - второй женой, Марией Сергеевной, в девичестве Шенинг и дочерью - уезжает за границу. (В первый раз он был женат в 1888 году на певице Анне Карловне Якобсон (Якоб), но брак их не был долгим, и уже в 1890 Сергей Павлович повёл под венец девицу Шенинг). Особняк был выставлен на продажу, и в 1909 году его приобрёл шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н. Шебеко.



По проекту гражданского архитектора А.П. Максимова новый хозяин реконструировал дворец - и именно в таком виде особняк дошёл до наших дней.

Белый (театральный) зал Н.Н.Шебеко сдавал в аренду. В 1910 году там проходили спектакли "Дома интермедий" : в зале подавали шампанское, а на сцене разыгрывались спектакли-миниатюры в постановке В.Мейерхольда. Театр просуществовал недолго: до осени 1911 года: после гастролей в Москве он закрылся из-за недостатка финансов.

В дальнейшем здесь устраивались концерты. В белом зале танцевала Айседора Дункан и пел Шаляпин... А потом произошла революция.

После революции особняк не миновала общая участь: он был разграблен. Помещения его в разные годы занимали: райком РКП(б), Союз металлистов, Эстонский дом просвещения Затем парадную часть (со стороны Невы) приспособили под детский туберкулёзный диспансер, в дворцовом флигеле расположился медвытрезвитель, а в помещениях дома на Галерной (к тому времени - Красной) улице сделали ДК "Маяк" при Адмиралтейском заводе. И именно благодаря руководству ДК сохранилась большая часть интерьеров: Мавританская гостиная, Кленовая предбуфетная комната, Малиновая комната, Зимний сад (Грот)... А в начале девяностых, когда финансирование ДК "Маяк" стремилось к нулю, помещения сдавались в аренду, и залы особняка вновь стали популярны - правда, популярность была несколько скандальной: в ДК открылась первая в городе гей-дискотека.

В конце девяностых помещение особняка фон Дервиза передали театру "Санкт-Петербург Опера", находящемуся в его стенах до сих пор. До 2000-го года о реставрации приходилось только мечтать: дело это весьма дорогостоящее. Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло: после обрушения части лепного украшения, деньги на реставрационные работы нашлись, и в день трёхсотлетия города постановкой оперы Доницетти "Петр Великий - царь Всея Руси, или же Плотник из Ливонии" было отмечено окончание реставрации.

Желающим увидеть все залы особняка можно воспользоваться двумя путями: пойти на экскурсию (они проводятся достаточно регулярно) или взять билеты на концерт "Дворцовая феерия". В любом случае эстетическое наслаждение гарантировано.






















































особняк фон Дервиза, театр, Питер

Previous post Next post
Up